18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Врачевание. Наука и ученые

Фото Врачевание. Новые проблемы современного мира и медицина

Фото Врачевание. Наука, стресс, риски

Фото Врачевание. Власть, экология, медицина

Фото Врачевание. Классификация антиоксидантов

Фото Врачевание: Экстракорпоральное оплодотворение и эпигенетика

Фото J.J.Rapoport. Reflection of children’s doctor

Фото Беквит-Видеманна синдром (генетика, клиника)

Фото Оптимизация премедикации и обезболивания в стоматологии у больных «пов...

Фото Методики антистрессорной защиты клофелином и пентамином

Фото Изменение центральной гемодинамики и микроциркуляции у стоматологическ...

Фото Изменение центральной гемодинамики и микроциркуляции у стоматологическ...


Врачевание. Престиж врача и путь в медицину

    Комментариев: 0     версия для печати
Врачевание. Престиж врача и путь в медицину

Продолжение книги "Врачевание" (размышления детского врача).

Предыдущая часть

Следующая часть

Содержание книги

 

4.2. Престиж врача и путь в медицину

 

Пациент и врач — центральные фигуры системы здравоохранения, и они же полноправные члены общества, строящего эту структуру. В таком триединстве основное место принадлежит, конечно, пациенту, для его здоровья все должно делаться, но лишь врач наиболее компетентен во всем, что ведет к сохранению и развитию здоровья. Врач первым видит и говорит о причинах его разрушения, рекомендует и принимает профилактические и спасительные меры. Но что знает общество о врачах, об их подготовке, занимающей десятилетия, об их тревожной жизни, когда в любой час дня и ночи их могут позвать к больному, об их непрерывных мыслях и переживаниях за своих пациентов, как за близких людей. Даже дома, в час отдыха врач не может не думать о больном. В современном цивилизованном обществе нет людей, которые в течение своей жизни миновали бы врача. К нему обращаются за советом и помощью люди и в повседневности, и в тяжелые минуты жизни, а власти — особенно в период массовых заболеваний, эпидемий и войн. Врач необходим везде, всем и всегда. Не случайно на протяжении всей истории человечества во всех странах врачеватели пользовались особым вниманием и уважением, сродни религиозного почитания. Некоторым и памятники поставили. Правда, слишком редко. Признание и обожествление Иисуса Христа тоже началось не столько с его проповедей, сколько с показательных успехов в лечении. Даже самые жестокие деспоты отдавали себя в руки врача во время болезни. Нет профессии более гуманной, буквально жизненно необходимой. Никакая другая профессиональная деятельность не завлекает человека глубже, полнее, на всю жизнь, чем медицина. Врач всегда и везде, в любой ситуации — врач.

 

Однако престижность, возможность и условия врачевания в разных странах и в разное время были весьма изменчивыми. Если на Востоке (Китай, Индия) врач всегда был окружен ореолом почета, то в Европе его чаще относили к мало почтенному цеху цирюльников, он часто подвергался насмешкам и гонениям, преследовался церковниками, и лишь в 19—20 веках доктор вошел в элиту общества. Но в последние десятилетия экономическое и социальное положение медиков во многих странах вновь ухудшилось. Опросы показали: в Финляндии не верят врачу 5% пациентов, а в России более половины пациентов указывают на отсутствие у них доверия к врачу, приобретающему вид (имидж) отнюдь не соответствующий обеспеченной части общества. Очень распространена вредная и оскорбительная тенденция, трактовать деятельность врача, как “обслуживающего персонала “, среди населения с подачи некоторых не очень понимающих суть его работы чиновников. Заработная плата врача, в лучшем случае, равняется средней по стране, а во многих странах — лишь 62—70% от средней. Она совершенно не соответствует той высокой ответственности, сложности, важности и опасности работы, выполняемой врачом. Многие из них вынуждены работать на износ — в 1,5—2 раза больше положенного времени, чтобы хоть как-то поддержать свое материальное реноме и прилично выглядеть в обществе. При этом забастовки врачей повсеместно ограничены или запрещены законом. Очередное противоречие — те, на кого возложена наибольшая надежда, последнее прибежище в жизни, — сами находятся далеко не в оптимальных психологических и жизненных условиях. Престижность самой ответственной и благородной профессии падает, но, как ни странно, поток молодежи в медицинские ВУЗы все еще большой. Возможно, это уже иссякающая инерция прежних мифов о славе врачевания. Однако наиболее подготовленные абитуриенты, отличники уже предпочитают программирование, электронику, менеджмент — туда, где больше платят, а жизнь легче и спокойнее.

 

Сегодня практически во всем мире торжествуют принципы рыночной экономики, где все подчинено “золотому тельцу”, непрерывной и все нарастающей бешеной погоне за прибылью, когда потребление стало главной целью жизни и наименованием нынешнего общества. При таких приоритетах в глазах большинства людей, естественно, что духовность, нравственность, гуманность теряют свое высокое предначертание, и в современном обществе даже среди молодежи подвергаются осмеянию и глумлению. На их место пришли жестокая конкуренция, беспринципное рвачество, презрительный цинизм, полное забвение “устаревшей“ нравственности, разрушение авторитета и традиции оплота общества — семьи, дикая половая распущенность, наркотики, эрзац культура с ее низменным “клиповым мышлением “, угнетение одних и вседозволенность других людей. Прав был римский философ Луций Сенека, сказав: — “Всякая дикость и грубость происходят от душевной слабости “.

 

Тем не менее, как естественный животворный протест против этой удушливой смрадной атмосферы, не перевелись пока еще люди гуманные и милосердные, чуткие к чужой боли и горю, сострадательные, готовые бескорыстно поддержать и помочь страждущим. В них не умерли совесть и честь, а врожденный альтруизм толкает их, вопреки всему, на добрые поступки. Обычно они не говорят об этом высоких слов, сами не замечают за собой этих прекрасных свойств, которые на самом деле являются их естеством, нередко исподволь воспитанным семьей, ближайшим окружением, примером, достойным авторитетом; “…когда желанье справедливо, то надо молча следовать ему”, — советовал А.Данте.

 

Именно такие люди обдуманно и целеустремленно чаще выбирают профессию врача, особенно когда она традиционная в этой семье. Осознанно, по велению души отдают себя ей целиком, врачевание навсегда становится их главным жизненным призванием. Как правило, из них вырастают лучшие специалисты. Поразительно, но именно советская власть, самовольно присвоившая себе наименование народной, старалась прервать эту многовековую традицию, введя для детей врачей немыслимые драконовские препоны при поступлении в медицинский институт. Кстати, и в других профессиях семейные традиции наиболее живучи и дают лучшие результаты.

 

Подготовка врача новой формации. Поступить на медицинский факультет и успешно учиться на нем всегда очень трудно. Например, в Израиле для поступления требуется наибольшее суммарное число баллов школьного аттестата и особенно сложнейшего психологического теста (многочасовой письменный экзамен), а затем более часа собеседование с группой психологов и врачей, выясняющих мотивацию и психологическую пригодность абитуриента к сложной деятельности врача. Стараются отобрать лучших.

 

Новые времена привели к созданию новой медицины, основанной на крупнейших научных открытиях. Повысились требования ко всем медицинским структурам, но особенно резко возросли требования к профессиональной квалификации врача. Соответственно увеличился объем и интенсифицировался учебный процесс, широко стали использовать компьютерные и другие технические средства обучения, от профессуры потребовалось знание современной психологии и педагогики. Учить тоже надо уметь. И этому стали обучать преподавателей.

 

Общество, технологии непрерывно меняются. Однако физиология и психология человека весьма консервативны, они в своей биологической основе стабильны уже многие тысячелетия, подчиняясь генетической программе выживания, созданной эволюцией. Люди равны перед законом (равноправные), но они никогда не были и не будут одинаковыми в своих способностях и во всем остальном. Поэтому, если на “старте“ все вместе, рядом, то к “финишу” кто-то приходит первым, а другой — “ сходит с дистанции “. Обучение в ВУЗе платное, работают студенты постоянно и чрезвычайно напряженно, личная мотивация успеха огромная, тем не менее, не все из них могут получить диплом врача. Отсеиваются не только случайные люди, которые испугались будущей ответственности или разочаровались в медицине, но и те, кому учеба оказалась не по силам. Кому-то не хватило образовательного базиса, предшествовавшей общей подготовки, силы воли, целеустремленности, физического и психического здоровья, психологической устойчивости к тому, что им приходилось видеть во время учебы в прозекторской, в больничных палатах, операционных и т.п., а у кого-то материальные, семейные и другие трудности. Это совершенно нормальное явление, не у всех желанию соответствуют возможности. Плохо, конечно, когда из-за этого теряются годы, безрезультатно ушедшие на не завершенную учебу. Десятки лет я преподавал в медицинском институте и много раз был председателем государственной комиссии на выпускных экзаменах в б.СССР. Вспоминаю, как от преподавателей ВУЗа требовали довести всех (!) студентов до диплома врача. В ходу было не очень-то умное министерское указание: — “ нет плохих студентов, а есть плохие преподаватели “. И еще “крепче”: — “ лучше плохой врач, чем хороший шаман “. То, что шаман это очень плохо, — вне сомнений, но и плохой врач — не менее ужасно по своим последствиям. От каждого врача пациенты и общество вправе требовать только высокий уровень квалификации. Посредственный врач — это уже не специалист, а обман больного, предпосылка трагедии, как для пациента, так и для самого врача.

 

Но врач не может лечить лучше, чем он обучен. Врач не может психологически из чувства самоуважения, самосохранения и по роду своей особой деятельности остановиться на достигнутом уровне знания и умения, — медицина непрерывно развивается и обновляется, и в методах диагностики, и в лечении, профилактике. Поэтому врач обязан учиться, совершенствовать свои знания практически ежедневно самостоятельно, а на специальных курсах каждые несколько лет. В Израиле все педиатры и терапевты каждые две недели полдня занимаются в течение 10 месяцев, и так все годы работы. Такова профессия врача. И это не издержки, а ее логика: сегодня лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня. Слишком велика расплата за ошибки — погубленные здоровье, жизнь пациента из-за самоуспокоения, самолюбования, лености или отсутствия условий для роста квалификации врача. Постоянная ориентация на новое знание в профессии, более прогрессивное — не только личная, но и общественная забота.

 

В мире нет ничего интереснее, увлекательнее, полезнее, но нередко и драматичнее, чем медицина. Только ей дано полностью познать высшее творение Природы — человека, его психику, интеллект, эмоциональную сферу, душевные свойства, социальные качества. Но и какое ”благодатное” поле открывается для разного рода мистиков, лжеученых и просто фантастов. Как они усердно толпой, толкая друг друга, пытаются извратить и подменить точные научные факты всевозможными домыслами, выдумками, вплоть до мистических измышлений и фантазий. Ничем не брезгуют: манипуляции, обман, подтасовки — вот их спасение и главные средства. Врач и это должен предвидеть, знать и вести с ним борьбу.

 

Задача врача — лечить не только тело, но и души людей, защищать их от шарлатанов и мошенников, подло эксплуатирующих медицинское невежество многих людей, объективные трудности диагностики и лечения.

 

Человековедение — профессия врача. Оно включает в себя также знание физиологии и морфологии, нормы и патологии, адаптации, и ее механизмов, непрерывность жизни от зародыша до взрослого человека и следующего поколения, биологические и психологические процессы старения и смерти. Нет ничего в человеке, включая его психику, эмоции, интеллект, душевные свойства, социальные качества, что осталось бы вне интереса врача. Это его главная функция — знать о человеке все. Каждый раз, всесторонне обследовав пациента и тщательно проведя анализ, врач мысленно интегрирует полученную информацию в заключение, отражающее индивидуальность пациента. В том-то и состоит особая суть и основа специфического для медика клинического мышления, позволяющего в итоге из массы разнообразной, порой противоречивой, общей и специальной информации и вариантов выбрать оптимальный путь для диагностики, лечения, профилактики болезни у данного конкретного человека. Чрезвычайно трудная работа, в которой техника (компьютер и пр.), и многое другое может помочь врачу, но никогда не заменит его мыслительный процесс в постановке диагноза болезни и выработки оптимального лечения, продолжающийся нередко много часов и дней. В медицинском институте учат логически и диалектически мыслить, дают базовое образование, которое необходимо дополнить путем глубокой специализации в определенной области, выбранной молодым врачом. По мере прогресса современной техники и медицины происходит все большая специализация врачебных дисциплин, число которых приближается к 100. Это еще один из болезненных парадоксов современной медицины. Понятно, что все обо всем знать невозможно. Профессиональные практические навыки, умения, рукоделие, работа с больным, с аппаратурой, лабораторные исследования, иными словами, ремесло — совершенствуется день за днем, обновление знаний происходит в медицине каждые 1,5—2 года. Любой учебник, вышедший сегодня из печати, уже в части разделов устарел на пару лет, пока шло его написание, редактирование, техническая работа. Врач-специалист следит за новинками по журналам, докладам, опытом коллег.

 

Доказано, что клиники, в которых концентрируются больные однотипной патологией, где делается в течение года много однотипных процедур, операций, — имеют, соответственно, больший опыт. В ней заметно лучшие результаты лечения, чем клиники, где подобных больных или операций мало. Это положение отчетливо проявило себя в детской клинике Красноярской краевой больницы 1, которой я руководил 30 лет (1961—1990 гг.), и где мы впервые в те годы провели специализацию по органопатологии и нозологическому принципу. Результаты лечения быстро значительно улучшились, но в то же время наш опыт показал, что любая специализация ведет к определенному риску “сужению“ поля зрения врача, нередко грозит потерей умения и способности видеть и оценивать пациента целиком. Эта объективная трудность частично устраняется посредством планового периодического ознакомления специалиста с другими, близкими ему разделами медицины, и путем консультаций коллег другой специализации. Новое в медицине, научные открытия для своей быстрой и эффективной практической реализации требуют максимальной специализации врачей, и это положение, несомненно, будет все более углубляться. Специализация знаний — лицо нашей эпохи.

 

Однако среди пациентов, обращающихся в поликлиники, более половины из них, с так называемыми типичными состояниями. Они могут получить необходимую помощь от врача общей практики (терапевта, педиатра). Последнее привело к опасной иллюзии среди чиновников здравоохранения, возомнивших, что они умеют реформировать и удешевить медицину, сделав главную ставку на семейного врача. Одна из важнейших забот врача — рано заподозрить и распознать опасное для здоровья и жизни пациента заболевание. В потоке “обычных“ больных семейному врачу очень трудно это сделать, не имея специальной подготовки, особенно если речь идет о сравнительно редкой патологии. Отсюда досадные ошибки, запоздавшая диагностика и печальный исход. Поэтому врач общей сети должен знать, что ему есть к кому направить больного, где работают “узкие“ специалисты, способные быстро помочь пациенту. Следовательно, никак нельзя противопоставлять эти два направления современной научной медицины, и развиваться они должны параллельно, в тесном взаимодействии. Логика жизни и повседневный опыт врачей указывают оптимальное направление развития специальной дисциплины.

 

Врача подстерегает и другая опасность — технизация мышления, чрезмерное увлечение и избыточное доверие результатам машинной и лабораторной диагностики. С каждым днем в здравоохранение внедряются сложнейшие специальные приборы. Много положительного внесла кибернетика с ее мгновенными расчетами, полнейшей памятью симптомов и наименований синдромов и болезней, прописью рецептов, рекомендаций врачу, алгоритмы диагностики, расшифровка ЭКГ и др. Врачу помогают генетика и математика с точным подсчетом риска наследственных болезней. Очень важна компьютерная томография, наглядно на виртуальных срезах и объемно демонстрирующая морфологию пораженных тканей и органов; магнитно-резонансная томография (МРТ), заново открывшая состояние и деятельность головного мозга; ультразвуковые исследования. Эндоскопия стала обязательной и массовой в диагностике поражений пищеварительного тракта, дыхательных путей, мочеполовых органов. Широко внедряются и другие новейшие технические средства диагностики и лечения. Все они, хоть и хорошие, и даже великолепные, но лишь помощники думающего врача. На него возлагается тщательный анализ и всестороннее клиническое осмысление, сведение в единую стройную систему, полученную информацию, которая объединяется со сведениями о прошлом и настоящем пациента, результатами беседы с ним и физикального обследования. Только после этого возможно говорить об особенности личности пациента, о диагнозе и плане лечения. Но задача подготовки современного врача гораздо шире, требования к нему все выше, разнообразнее и строже.

 

Научные достижения и их внедрение создают высокий культурный климат. За годы пребывания в ВУЗе студента не только учат профессии врача, но и воспитывают, создают, буквально лепят нового, особого человека, мышление, поведение, весь имидж которого отличен от других людей. Разумеется, этот интеллектуальный, воспитательный процесс осуществляется совместно с ним, при его понимании, желании и активном участии. Это не зомбирование. Желательно сформировать характер общительного, приветливого, доброжелательного, уравновешенного и гуманного человека высокой культуры, эрудированного в современном искусстве и науке. Он должен уметь грамотно и интересно говорить с пациентами разного социального и культурного уровня, разных профессий, расположить к себе, приобрести их доверие. Врач должен излучать оптимизм, жизнерадостность, и, в то же время, уметь держать под контролем свои эмоции, а при необходимости сдерживать и чрезмерные эмоции пациента. Понятно, это лишь главное направление в долгом пути обучения и воспитания будущего врача, да и в последующей его жизни. Конечный результат далеко не однозначен. Люди, их прошлое и настоящее, окружение, цели явные и скрытые, все чрезвычайно различное, сложное, неповторимое, часто не поддающееся коррекции.

 

Врач по закону страны, должности, воспитанию и совести лично отвечает за здоровье и жизнь каждого своего пациента. Ему не дается право на ошибку. Высокий профессионализм и честность — обязательные требования к врачу. Гиппократ наставлял: — “Если мы будем требовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником наших знаний“. Не бывает дня в клинике без совместного обсуждения возможных ошибок, их предупреждения и устранения. Этому же посвящены регулярные самокритичные клинические и клинико-анатомические конференции. Все направлено на повышение качества работы врача и улучшение результатов его деятельности. Каждый человек, обращающийся к врачу, надеется на его помощь, будет ли это совет о питании, спорте, режиме жизни, семейных и других личных проблемах, или в связи с болезнью — явной или кажущейся, с различными тревогами и страхами. Всегда есть повод посетить врача, но здоровые люди, редко это делают, к сожалению. Нет еще в обществе культуры примата здоровья и должной заботы о нем.

 

Предыдущая часть       Следующая часть

Содержание книги

Вверх






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач


Лучшая цена







Сибирский медицинский портал © 2008-2016

Соглашение на обработку персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.