18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Рассеянный склероз: симптомы и лечение

Фото Детский церебральный паралич: причины и формы

Фото Олигофрения – формы, причины, коррекция

Фото Как отличить эпилептический припадок от истерического

Фото Эпилепсия у ребенка: советы воспитателям и учителям

Фото Что такое эпилепсия: формы и причины

Фото К какому врачу обратиться при симптомах болезней нервной системы?

Фото Осторожно: внутричерепное кровоизлияние!

Фото Нервные клетки восстанавливаются! Или что такое нейрогенез?

Фото Главный реабилитолог РФ: Красноярский край одним из первых выйдет на н...

Фото Кома: между жизнью и смертью

Фото Афазия: симптомы, виды и диагностика афазии


Диагностика и реабилитация больных с детским церебральным параличом

    Комментариев: 0     версия для печати
Диагностика и реабилитация больных с детским церебральным параличом

Хотя детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующая болезнь, его лечение является пожизненным. К тому же слово «лечение» здесь не совсем подходит, поскольку полностью излечить ДЦП невозможно.

 

Степень улучшения здоровья ребенка зависит от формы заболевания. Родителям предстоит огромная работа по реабилитации больного, которая включает в себя и медикаментозное, и физиолечение, и ЛФК и коррекцию речи. Главное не упустить момент, поскольку мозг ребенка развивается до 8 лет. Чем раньше начата работа по реабилитации, тем лучше. Поэтому огромную важность приобретает ранняя диагностика болезни.

 

Диагностика ДЦП

Первым этапом проведения диагностики детского церебрального паралича является сбор и анализ анамнестических данных, которые могут «рассказать» о наличие опасной ситуации в период беременности, в родах или в постнатальный период. Если ребенок находится в «группе риска», то его необходимо осматривать каждые 2-3 недели, поскольку очень сложно в первые месяцы жизни без явных на то признаков выявить патологию. ДЦП легко спутать на ранних стадиях с миопатией, прогрессирующими мышечными дистрофиями (ПМД), миодистрофией, Дюшена, гипотиреозом, полиомиелитом, врожденной миастенией. Особенно сложно установить диагноз на первом полугодии жизни ребенка. Осмотр проводит врач-невролог.

 

Задайте вопрос неврологу

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС

 

 

Диагностика основана на знании становления двигательных, психических и речевых навыков у здорового ребенка в разные возрастные периоды. При обнаружении отклонения от нормы, родителям нужно бить тревогу лишь в тех случаях, когда:

1. Отклонения выявляются при повторных осмотрах;

2. Носят патологический характер (не путать с индивидуальными особенностями развития);

3. Дефицит становления возрастных навыков не является временным, а имеет склонность к нарастанию.

 

 

Уже при осмотре новорожденного можно заметить признаки ДЦП:

В позе лежа на спине, у ребенка наблюдается повышенный мышечный тонус, который выражается в скованности рук и ног (поза эмбриона). Эта же поза сохраняется при пеленании, купании. Руки согнуты в локтях и приближены к туловищу, при пассивных движениях наблюдается сопротивление сгибанию и разгибанию конечностей. Также может наблюдаться обратная картина, если у ребенка мышечная гипотония: он лежит с разогнутыми в суставах руками и ногами, снижена спонтанная активность всех движений, в отдельных случаях наблюдается полное отсутствие тонуса (поза лягушки). Голова запрокинута назад и не поднимается в случае потягивания ребенка за руки.

 

Лежа на животе, ребенку трудно повернуть голову в сторону, если мышцы напряжены. При низком тонусе мышц все конечности больного разогнуты, болтаются (поза лягушки).

 

В горизонтальном и вертикальном подвешивании при удержании ребенка лицом вниз наблюдаются выраженное сгибание рук при гипертонусе, голова опущена. При мышечной гипотонии руки и ноги свисают как плети, ребенок не может удерживать позу. Поставленный на опору ребенок резко разгибает ноги, запрокидывает голову назад, либо совсем не стоит, обвисает (при низком тонусе).

 

Также невролог обследует рефлексы ребенка.

 

 

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТ-рефлекс) проявляется асимметрией положения тела и произвольных движений. Поворачивая голову в сторону, новорожденный не может вернуться в обратное положение, «застревая» в этой позе. Поворот головы направо усиливает напряжение в мышцах-разгибателях правой руки и мышц-сгибателей левой («поза фехтовальщика»). Взгляд направлен на разогнутую руку, плечо опущено и развернуто внутрь, предплечье и кисть обвисают, при фиксации головы в одном направлении, ребенок не может проследить глазами за предметами с противоположной стороны. Развивается спастическая кривошея, сколиоз, косоглазие, ассиметрия грудной клетки, нарушается координация «глаз-рука», ориентировка в пространстве. У детей с АШТ-рефлексом затруднены повороты туловища на бок и на живот, так как при повороте рука автоматически разгибается. В связи с этим нарушается формирование ползания.

 

Тонический лабиринтный рефлекс проявляется в движениях головы, когда ребенка кладут на живот, голова должна автоматически подниматься кверху. В положении на спине ребенок так же должен поднять голову, вытянуть руки вперед. У ребенка с предпосылками ДЦП спина сгибается, голова опускается вниз, плечи выдвигаются вперед и вниз, руки сгибаются в локтевых суставах и поджимаются под живот, кисти сжимаются в кулак. Эта поза тормозит формирование выпрямляющего рефлекса туловища, важного для приобретения ребенком впоследствии вертикальной позы.

 

 

При сочетании АШТ-рефлекса с тоническим лабиринтным рефлексом малыш не может захватить игрушку, поданную в руку, не может поднести игрушку ко рту, поскольку при попытке сгибания руки, голова поворачивается в противоположную сторону, обычно в левую, поэтому большинство детей с ДЦП – левши.

 

У детей, имеющих паралич конечностей, очень тихий, слабенький крик или, наоборот, пронзительный, резкие вскрикивания с гримасой на лице. К концу первого месяца жизни у потенциальных ДЦП-шек не обнаруживается слухового и зрительного внимания, нет «ротового» сосредоточения. Лицо младенца обычно хмурое, невеселое, поза вялая. Дети либо много спят, либо кричат без всякой на то причины, не любят, когда их осматривают, купают, пеленают.

 

При обнаружении родителями вышеперечисленных признаков необходимо обратиться к неврологу и настоять на повторном осмотре через 2 недели. Диагноз спастических форм паралича может быть поставлен в 4-5 месяцев, атактических форм в 5-6 месяцев, атонически-астатическую форму можно выявить только в 8-9 месяцев. Гиперкинетическая форма дифференцируется после года жизни. С помощью специальных приборов: эхо-энцефалографа, ультразвука, компьютерной томографии, краниографии, ЭЭГ и других можно определить тяжесть поражения и степень дезадапатации больного.

 

Лечение ДЦП, коррекция двигательного и речевого развития ребенка

Лечение и коррекция нарушений при церебральном параличе должны быть комплексными, систематическими и непрерывными. Необходимость раннего вмешательства обусловлено становлением двигательных, психических и речевых функций у ребенка в возрасте до 3 лет. Лечение ДЦП основывается на симптомах и направлено на то, чтобы максимально развить двигательные навыки. Победить негативные последствия паралича можно, и чем целенаправленней будет воздействие, тем больше шансов добиться успеха. При грамотной реабилитации ребенок может не чувствовать своей инвалидности, а стать полноправным членом общества. Реабилитация возможна только при сочетании различных видов терапии, логопедического и педагогического вмешательства.

 

Медикаментозная терапия

 По данным исследователей медикаментозное сопровождение больного ДЦП наиболее эффективно в раннем детском возрасте, поскольку активное воздействие на обменные процессы реализует компенсаторные возможности мозга. После диагностики невролог назначает препараты, стимулирующие обменные процессы в нервной системе, снижающие мышечный тонус, уменьшающие гиперкинезы, улучшающие нервно-мышечную проводимость, улучшающие микроциркуляцию, стимулирующие иммунитет, противосудорожные препараты и др.

Лечебная физическая культура (ЛФК)

 Тренировка двигательных навыков стимулирует развитие речевых и психических функций. Лечебные упражнения направлены на развитие реакций выпрямления, способности сидеть, вставать на колени, на ноги, навыков ползания, тренировку кистей рук, поворотов туловища, закрепление опоры на предплечья, стояния на четвереньках, осваивание навыков ходьбы. Работа над реакцией выпрямления начинается с тренировки удержания головы. Развитие манипулятивной функции кисти строится на захватывании ребенком предметов различной формы и величины. Для стимуляции изолированных движений пальцев используется упражнения, направленные на надавливание большим или указательным пальцами на кнопки музыкальных игрушек, клавиши, выключатели, рисование пальцем на песке, катание пластилина, вращение диска телефона и др. Грамотный специалист-ЛФК подберет необходимый комплекс упражнений на том или ином этапе развития ребенка, учитывая степень поражения.

 

Массаж

 Наряду с развитием двигательной активности для больных ДЦП необходимы различные виды массажа, который улучшает приток крови к парализованной части тела, увеличивает мышечную массу, способствует быстрому обмену веществ, повышает адаптационные возможности организма. Кроме того массаж оказывает успокаивающий, расслабляющий эффект, создает положительное настроение у ребенка, вызывая его активность.

 

Для больных ДЦП показан как общий массаж, так и отдельных частей тела. Большое внимание уделяется кистям рук и каждому отдельному пальчику, стопам ног, шейно-воротниковой зоне (если нет противопоказаний), логопедический массаж лица, языка и губ.

Хирургическое лечение

 В тяжелых случаях ДЦП при деформации или вывихе тазобедренного сустава, которые препятствуют развитию движения, необходимо делать операцию.

Нейрохирургическое лечение

 В настоящее время широко используется метод топографической селекции, где с помощью игольчатых электродов оказывается воздействие на нервные окончания. Таким образом, снижается мышечный тонус. Также одним из эффективных методов является стереотаксическая операция на отдельном участке мозга.

Физиотерапевтическое лечение

 Такие методы как бальнеолечение с использованием хвойных, йодобромных, валериановых, морских, жемчужных, кислородных, радоновых, сероводородных, углекислых, азотных и скипидарных ванн оказывают благоприятное влияние на центральную нервную систему. В теплой воде снижается мышечный тонус, уменьшаются боли, гиперкинезы, улучшается кровоснабжение.

Грязе- и теплолечение

 Грязи, парафин, песок, озокерит оказывают механическое, термическое и химическое воздействие. Грязь и парафин способствуют улучшению кровообращения. Биологические вещества, находящиеся в озокерите, обладают противовоспалительным и эстрогенным действием. Также эффективны горячие шерстяные укутывания.

Электролечение

 Различные виды лекарственного электрофореза: индуктотерапия, биоэлектрическое управление движениями, электромиография и др. стимулируют работу головного мозга.

Климатотерапия

 Под влиянием естественных природных факторов – воды, воздуха, солнечного излучения, происходит регуляция функций нервной системы, улучшаются адаптационные способности организма. Этот метод широко используют на курортах Средней Азии, в Крыму, Прибалтике, на Кавказе. При купании в море и лечебных озерах снижается мышечный тонус.

Метод Войта

 Активизация двигательных рефлексов, с помощью авторской методики способствует развитию локомоторных функций.

Коррекция речевых нарушений

 Логопедические мероприятия направлены на развитие сенсорных и интеллектуальных функций ребенка соответственно возрасту. Работа ведется в разных направлениях от развития кистей рук до совершенствования лексико-грамматического строя речи в зависимости от тяжести заболевания. Подготовительным этапом является массаж щек, губ для снятия напряжения в мышцах артикуляционного аппарата, а также различные упражнения артикуляционной гимнастики. Немаловажное значение имеет работа по обучению детей манипуляции с предметами: снимать и одевать кольца на пирамидку, катать шарики из пластилина, строить башню из кубиков, раскладывать предметы по цвету. Также ведется работа по формированию выдоха: задувание свечей, сдувание перышка, выдувание мыльных пузырей. На последующих этапах формируется лексика, звуковой строй речи, грамматика.

 

Помимо различных видов лечебного и педагогического воздействия родителям больного ребенка необходимо помнить, что малышу очень важен тесный эмоциональный контакт. Прикосновения, ласковый голос, доброжелательное выражение лица способствует психическому развитию ребенка, формирует его познавательные способности, чувство безопасности и комфорта. При недостаточном контакте со взрослым у ребенка с ДЦП снижается мотивация, возникает апатия, замкнутость, появляется стереотипия, что ведет к вторичному отклонению – задержке психического развития.

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: дцп, детский, церебральный, паралич, лечение, диагностика,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач


Лучшая цена







Сибирский медицинский портал © 2008-2016

Соглашение на обработку персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.