Она знает, как «достать» из пробирки с кровью белые клетки. Глянет на колбу с эритроцитами и скажет, как ваше здоровье. А еще красноярцы назвали ее «самой красивой девушкой в белом халате». Так и есть – красавица! Васильковые глаза, ямочки на щеках и хрупкая, как дюймовочка. Ждет меня возле клинико-диагностической лаборатории краевого онкологического диспансера. Давайте знакомиться, фельдшер Анна Балахнина!
На днях женский журнал «woman's day» объявил Анну «самой красивой девушкой в белом халате». На это звание претендовали 23 красавицы из разных медучреждений города, а выбирали победительницу сами красноярцы. «На фотоконкурс меня и двух коллег из лаборатории выдвинула старшая медсестра. Сама бы не заявилась – стесняюсь, – улыбается Анна. – Даже не сразу поверила, что победила – фотографировались-то наспех. Я тогда еще в экспресс-лаборатории работала при реанимации. Коллеги зовут: «Иди, пару кадров сделаем». Как выдалась свободная минутка – выбежала, чепчик скинула, «щелкнулась» – и обратно в реанимацию. Потом сообщили: ты победила!».
«Белый халат ношу редко»
О «титуле» Анны даже в онкодиспансере знают немногие – не похвасталась. Но красноярские СМИ все-таки облетела новость о самом красивом медике. «Обо мне что-то написали? – смеется девушка. – Я думала, максимум новость на сайте нашего диспансера будет, а тут – в разных изданиях. Даже неловко от такого внимания».
– Значит, не читали, что пишут?
– Не-е-т.
– А я читала. Люди комментируют, мол, да, красивая, поздравляем. Некоторые, правда, возмутились – нет фото в купальнике!
– Ха-ха-ха! У меня и фото в халате не было. Так получилось, что сфотографировали в брючном медицинском костюме. Я халат редко ношу – в нем не побегаешь. А в реанимации, где я начинала, только успевай: к пациенту – в лабораторию, из лаборатории – к пациенту. Больному в реанимации стало хуже – надо срочно взять анализы, посмотреть, что с ним. Если потеря крови в операционной – бегу брать гемоглобин на контроль.
Как посчитать лейкоциты и «осадить» эритроциты?
Сейчас Анна Балахнина работает в другой, плановой, лаборатории. В кабинете – пробирки, дозаторы, микроскоп. «Здесь мы исследуем кровь и мочу, – рассказывает фельдшер. – С утра приносят чемоданчики с пробирками-банками, но самих больных мы не видим. (Она вздыхает). В реанимации – суета, но там интереснее. Ты следишь за пациентом, видишь, как меняется его состояние. Человек на грани жизни и смерти, его спасают в экстренной операционной. Держишь его руку, чтоб анализы взять, а она почти холодная. Через какое-то время приходишь брать анализы в отделение – сидит тот самый пациент, обедает. Думаешь, слава богу, все обошлось».
Моя собеседница смотрит на часы: «Через 10 минут буду снимать СОЭ». «Снимать», понятно, это переписывать показатели с пробирки. А что еще за СОЭ? «Скорость оседания эритроцитов, – расшифровывает для меня Анна. – Чтобы узнать СОЭ, добавляю в кровь цитрат натрия, смешиваю и «высасываю» жидкость грушей (это такой маленький резиновый шарик со жгутом) в другую пробирку». Жду ровно час – анализ готов».
Время Ч – идем смотреть пробирки со свежеосевшими эритроцитами. В штативе 10 колбочек, все пронумерованы, чтоб не запутаться. «Видите, у этого больного эритроциты упали на 20 миллиметров, – комментирует фельдшер, пока я рассматриваю тоненькие пробирки с алыми «стержнями». – А тут СОЭ вообще 50 мм/час! В норме у женщин этот показатель – от 2 до 12 мм/час, у мужчин – от 2 до 15. Если СОЭ слишком высокая, значит, в организме идут какие-то патологические процессы. Воспалительные, например».
Кроме СОЭ лаборанты «вручную» считают число клеток-лейкоцитов в крови. Из крови готовят мазок – и на стекло, под микроскоп. Глядя в его правдивые глаза-окуляры, можно и лейкоциты в крови, и кристаллы в моче увидеть. Кристаллы – это соли. Найдут их в моче – готовься обследоваться.
Анализ крови – за минуту
Мне не терпится заглянуть в соседний кабинет. Там же царь и бог лаборатории – анализатор! Эта белая махина – мечта лаборанта: все делает сама. Только знай, штативы с пробирками подставляй, а анализатор сам «зажует» колбы внутрь, 10 раз перекрутит каждую, откачает лишнее и прозондирует, сколько в крови эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов, гемоглобина… Минута – и одна пробирка готова! А как со всеми управится, передаст данные на компьютер. Жаль, не увижу эту чудо-машину в действии – до завтра она свое отработала.
– Какой у вас план на сегодня? – спрашиваю у Анны.
– 120 пробирок крови и 126 – мочи. Иногда по 150 пробирок бывает, а по понедельникам – все 200.
Стоматолог, воспитатель? Фельдшер!
Сколько таких пробирок побывало в руках Анны Балахниной за 7 лет ее «лабораторного» стажа! Шесть лет прошли в лаборатории Сибирского клинического центра в родном Зеленогорске. Оттуда Анна после школы уехала в Петербург: училась там в медицинском колледже. «Сначала хотела поступить в красноярскую медакадемию на стоматолога – не хватило баллов, – вспоминает она. – Подала документы в медколледж – перепутали фамилию. Думала еще в педагогический поступать, стать потом воспитателем. А в итоге уехала в Питер! (смеется).
– В городе на Неве не захотелось остаться?
– Может, и захотелось бы, но тут же жених ждал! Мы с мужем со школы дружили, потом он ко мне в Петербург приезжал, а я на лето к нему, в Зеленогорск.
Теперь Анна с супругом и маленькой дочкой живет в Красноярске. И вот уже год как работает в краевом онкодиспансере. Не скрывает: поначалу было нелегко. «Мне жалко всех больных, – делится фельдшер. – Не получается ходить со счастливым лицом, когда многим вокруг очень плохо. Нужно быть особенно аккуратным не только в словах, сказанных пациенту, даже во взглядах». А внимательный взгляд, улыбка – чем не лекарство? Посмотрит на тебя Анна своими бездонными голубыми глазами, приободрит, улыбнется, как она умеет, и на душе наверняка легче станет.
***
Пора прощаться.
– Аня, давайте, как в глянцевых журналах: пара секретов красоты от самого очаровательного медика Красноярска!
– Наследственность хорошая, наверное. Что еще? Слежу за здоровьем, пью витамины, в бассейн хожу. На диетах не сижу, сало очень люблю! (смеется) А всякие маски для лица делать некогда. Умылась, накрасилась – вот и весь секрет!
Анастасия Леменкова