18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото «С Семой я по-новому прочувствовала материнство»

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Как воспитать у ребенка ответственность?

Фото Врачевание. Витамины С, Д, А (плюсы и минусы их применения)

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Как помочь первокласснику: кризис семи лет и проблема готовности к обу...

Фото Какими вырастут наши дети? О феноменах современного детства

Фото Какие мы черствые... Красноярск оказался в центре скандала с детьми-ин...

Фото Дети из неполной семьи: какими они вырастают и как быть одиноким матер...

Фото Синдром дефицита внимания и гиперактивности: советы родителям

Фото Как воспитывать ребенка с ограниченными возможностями – советы психоло...

Фото Добрый МумиДом. Многодетная мама – об уникальном центре для особенных ...


Что такое «Покемон Го» (Pockemon Go) и как это воздействует на психику?

    Комментариев: 0     версия для печати
Что такое «Покемон Го» (Pockemon Go) и как это воздействует на психику?

Покемон Го – это недавно появившаяся игра, где объективная реальность дополняется виртуальной реальностью. Разработчик игры – американская компания Niantic Inc., за которой стоят такие гиганты, как Google и Nintendo. Google разрабатывает (в частности) геоинформационные системы, а Nintendo (тоже в частности) – покемонов. Тех самых покемонов (pocket monsters – «карманных монстров»), что известны большинству наших соотечественников по мультсериалу сомнительного содержания и достоинств, одна из серий которого к тому же вызывала у детей эпилепсию (все это, впрочем, ни в малейшей степени не препятствует победному шествию покемонов в разных формах по миру – и вот новое достижение).

 

Игра вышла в июле 2016 г., совсем недавно, объективно оценить ее как культурный, социальный, психологический феномен еще сложно – мало времени прошло, мало данных. Но мы все же попробуем, опираясь на те сведения, что имеются к настоящему моменту.

 

Сначала коротко о самой игре. Игра предназначена для мобильных устройств на базе iOS и Android. Виртуальный мир игры наложен на реальный мир. В виртуальном мире все, как в реальности, только там еще живут покемоны, такие забавные монстрики кислотной раскраски.  Игрок с мобильным устройством (телефоном, планшетом) перемещается по реальному миру, а игра подает ему сигнал, если рядом находится покемон. Т.е. игра, благодаря системе геолокации, знает, где находится игрок, и накладывает на реальность этого места несуществующего на самом деле покемона. Этого покемона игрок может увидеть при помощи видеокамеры своего мобильного устройства. Потом его надо ловить, приручать, тренировать и т.д. и т.п.

 

Игра, чем весьма гордятся разработчики, также стимулирует социальное взаимодействие между игроками. Оно, правда, несколько своеобразно и заключается в том, что игроки бросают друг другу вызов, заставляя своих покемонов сражаться с чужими. А также игроки могут объединяться в команды и вместе выступать против других команд. Точнее сказать, вступать в команды, потому что их характеристики, отличия и даже названия заданы изначально разработчиками игры. Отличаются они только тем, каких покемонов ловят и какие качества у них тренируют, но при этом изначально в стратегию игры заложен высокий градус соперничества между командами, игроки должны заботиться о «престиже команды» и т.п.

 

«Покемон Го» стимулирует игроков вкладывать реальные деньги для получения виртуальных преимуществ. Игра уже принесла своим разработчикам баснословные прибыли, Кроме того, появилось множество граждан, зарабатывающих на игре (на игроках) тем или иным образом (они предлагают за деньги ловить или тренировать покемонов, продают свои аккаунты и пр.). Все это не ново, покупка и продажа разных виртуальных преимуществ за реальные деньги присуща многим компьютерным играм – игра «Покемон Го», однако, вывела это на новый качественный уровень.

 

 

Без сомнения игра «Покемон Го», в отличие от обычных компьютерных игр, благодаря своей «завязке» на реальности будет в значительно большей степени, по сравнению с обычными играми, способствовать вовлечению игроков в процесс, их заинтересованности. Все то, что мы говорим о влиянии компьютерных игр на человека, будет относиться и к игре «Покемон Го», но с увеличением в несколько раз. Я говорю «будет», потому что пока времени прошло мало, мы еще не видим этого в полной мере.

 

Наложение реальностей – скрытые угрозы

А теперь попробуем разобраться, чем хороши и чем не хороши "покемоны". Может быть, всем хороши? Высказываются мнения, что игра повышает социальную адаптивность геймеров, так как побуждает их общаться и заводить новые знакомства, а также улучшает здоровье, поскольку в поисках покемонов игроки больше бывают на свежем воздухе и ходят пешком. Да, вероятно, это так.

 

Однако очевидно, что виртуальная реальность «Покемон Го» накладывается на реальность реальную, но живет по своим правилам. То есть человек, живущий по правилам реальности покемонов, в обычной жизни будет неадекватен. И наоборот. Адекватность – это способность реагировать на окружающий мир так, чтобы с максимальной вероятностью достигать успеха и удовлетворять свои потребности. Так вот адекватность в игре «Покемон Го» противоречит адекватности в жизни. В случае обычных игр, геймер, погруженный в игровой мир, либо живет обычной жизнью, либо сидит за компьютером, – реальности не пересекаются столь очевидным образом, как в случае с «Покемонами», и «конфликт адекватностей» завуалирован. Хотя он, конечно, существует – геймер тратит время, силы и деньги в игровом мире, вместо того, чтобы использовать эти ресурсы в мире реальном. Взамен он получает положительные эмоции от игры. Если он при этом социально адаптирован, т.е. основную долю упомянутых ресурсов оставляет все же для реального мира, мы скажем про него, что все с ним нормально, просто компьютерные игры – его увлечение. Если иначе – он игроман, ему надо к психотерапевту. В запущенных случаях «конфликт адекватностей» даже со старыми добрыми играми приобретает яркие и тяжелые по последствиям формы, например, когда геймер забывает кушать и спать и умирает от истощения или забывает следить за ребенком, и ребенок умирает от голода – такие случаи известны, хотя они единичны.

 

В случае с «Покемонами» все иначе – игра строится на принципе «достроенной реальности» – реальность жизни дополняется (и искажается) «реальностью» игры. «Конфликт адекватностей» в острой форме становится здесь неотъемлемой частью игрового процесса. Дело не только в том, что человек, гоняющийся за покеменами, выглядит со стороны неадекватным. Несмотря на непродолжительную историю существования игры, уже известно множество случаев, когда увлеченные погоней за покемонами игроки попадают в разные неприятности (вторгаются, куда не следует, теряются, шагают на рельсы, не замечая несущегося поезда, становятся виновниками ДТП, пренебрегают исполнением своих должностных и прочих обязанностей и т.п.). Эти люди живут в «реальности покемонов», для них она важнее реальности настоящей жизни.

 

 

Многие ведомства разных стран уже выступили с обращениями, в которых призывают людей не ловить покемонов, находясь за рулем, при посадке в самолет, пребывая на территории режимных объектов и т.п. Это означает признание «конфликта адекватности» и того, что «реальность» покемонов может нанести ущерб реальности жизни. А ведь с момента старта игры прошло совсем немного времени.

 

Во имя добра или зла?

Что еще. Игра «Покмемон Го» строится на насилии. Да, хотя почему-то этого не замечают в разнообразных хвалебных релизах. Акцент делается на поиске покемонов, с этим связаны все наиболее яркие моменты. Да, это является важной частью игры, но не только это. Ведь покемонов ищут и тренируют для того, чтобы они дрались с другими покемонами – это цель. Давно доказано в многочисленных исследованиях, что компьютерные игры, основанные на насилии, повышают агрессивность и формируют деструктивные модели поведения. В случае с «Покемонами», в силу особенностей игры, все это будет более выражено. Если игрок в «обычной» компьютерной игре терпит поражение от соперника, то он максимум – может обматерить врага в игровом чате, в реальности они не встретятся. В «Покемон Го» все не так.  Уже есть примеры реальных драк за обладание виртуальными покемонами, в том числе с использованием оружия.

 

Кроме того, сам процесс ловли виртуальных покемонов в условиях объективной реальности будет способствовать у психически неустойчивых личностей перенесению качеств покемонов на реальные объекты (животных, людей). С вытекающим отсюда поведением. А у некоторых вообще смешению обычной и виртуальной реальностей. Также с вытекающими.

 

Конечно, в отношении последних моментов всегда можно сказать, что это не вина игры, а вина психического состояния конкретного игрока, но игра – провоцирующий фактор. Так же доступность наркотиков – фактор, провоцирующий их употребление, хотя в основе наркомании дефекты личности наркомана, наличие в обществе таких дефектных личностей. Но в итоге и то и другое способствует росту наркомании.  

 

Далее. С момента появления «Покмемон Го» стали объектом обсуждения конспирологов. Основная мысль – с помощью игры можно следить за вами и собирать информацию о местах, где вы бываете. Скептики возражают – мол, какую секретную информацию даст мировому правительству геймер Вася Пупкин? Сколько часов он проводит, гонясь за покемонами? Как выглядят окрестности его дома, где он их ищет? С кем подружился в игре? Да кому это нужно? Однако вспомним, что ловцы покемонов регулярно проникают в разные места, где быть им не положено (на территории, являющиеся чьей-то частной собственностью, секретные объекты, запретные зоны и пр. – об этом множество упоминаний в новостях), и где почему-то оказываются покемоны. В свете этого конспирологические теории выглядят уже не таким бредом, верно?

 

Говоря о покемонах как культурном и социологическом феномене следует упомянуть еще как минимум три момента, уже достаточно очевидно обозначившихся на данный момент. Во-первых, покемоны создают индустрию людей, не имеющих отношения к разработчикам, но зарабатывающих на игроках. И вокруг других игр появляются такие люди, но вокруг «покемонов» их будет больше, и они будут заметнее (собственно, не будут, а уже есть). Во-вторых, виртуальная реальность «покемонов» может быть инструментом совершения реальных преступлений. Ловцов покемонов можно заманивать в определенные места, прецеденты уже имеются. Это, пожалуй, новое слово в мире компьютерных игр. В-третьих, покемоны размещаются на территории многих мест, пребывание в которых не совместимо с игрой (на кладбищах, в церквях, музеях и т.п.). Это очевидным образом провоцирует геймеров на нарушение правовых, нравственных, культурных и религиозных норм. Масса примеров тоже в наличии. При этом не вызывает сомнений, что заблокировать определенные территории для размещения покемонов для разработчиков вполне возможно.

 

Подводим итоги

1. Игра «Покомон Го» создана не для того, чтобы сделать мир лучше, а для того, чтобы обогатить ее создателей. Она их уже обогатила и обогатит еще. Это достаточно очевидный момент, но когда это говоришь, некоторые задумываются, словно раньше этого не понимали. Возможно, создание игры параллельно преследует и иные цели (такие как сбор информации). Также отдельной целью может быть втягивание людей в игровой мир для выключения их из мира реального (рост социальной и политической пассивности).

2. Игра «Покемон Го» обладает рядом достоинств и может быть использована во благо. Однако, оценивая ее как явление, мы обязаны применить комплексный подход, и его применение приводит нас к мысли о том, что игра принесет (и уже приносит) миру больше плохого, чем хорошего. В частности, игра «Покемон Го» способствует развитию игровой зависимости (в значительно большей степени, чем «обычные» компьютерные игры), провоцирует нарушение поведения, психические отклонения, нарушение правовых, культурных и нравственных норм.

3. Игра может быть использована как элемент управления. Управляя размещением покемонов, можно управлять перемещениями игроков. Интересы игровой команды могут быть для игроков важнее интересов своей социальной группы – манипулируя элементами игры, у игроков как минимум можно выработать враждебность к членам своей социальной группы и наоборот.

4. Во многом провокационный характер ряда положений игры «Покемон Го» заставляет рассматривать возможность использования ее создателями как эксперимента, призванного выявить толерантность (терпимость, устойчивость) общества к тем или иным связанным с игрой аспектам.

5. Сейчас уже начинают обсуждаться правовые аспекты игры – насколько правомочно размещение разработчиками игры виртуальных покемонов на территории иных государств, тех или иных объектов, учреждений и т.п. Хотя покемоны и виртуальны (не существуют на самом деле), но они и их расположение влияют на реальные действия реальных людей.

6. «Покемон Го» – первая игра своего рода. Скорее всего, за ней последуют и другие. Будут ли они столь же безобидны? Представьте себе Doom, Warcraft  ли GTA, созданные при помощи «дополненной реальности». Возможно, мы стоим на пороге перемен.

 

Автор врач-невролог Максим Попов




Ключевые слова: покемон го, игра, реальность, виртуальный,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач


Лучшая цена







Сибирский медицинский портал © 2008-2016

Соглашение на обработку персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.