18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Как помочь социализироваться ребенку-аутисту

Фото Как найти язык с ребенком-аутистом. Новые методы работы

Фото Дети-аутисты: какими они бывают – виды аутизма

Фото Что изменится с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями...

Фото Обнаружена новая причина аутизма. Что должна знать будущая мама

Фото Израильские методики работы с аутистами в Красноярске. Особенные дети ...

Фото Диета для детей-аутистов

Фото Ваш ребенок – аутист? (Современные методы терапии)

Фото Помощь детям-аутистам: основные методы коррекции

Фото Дети-аутисты: признаки, которые могут заметить только родители

Фото Дети-аутисты… Почему?

Фото Трудности и позитивный опыт воспитания ребенка-аутиста. Невыдуманная и...


АВА-терапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

    Комментариев: 0     версия для печати
АВА-терапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Каким видят мир дети-аутисты? По мнению ученых, их мир состоит из дребезжащих, раздражающих звуков, мельтешащих перед глазами картинок, из еле различимых предметов и размытых лиц. Они закрывают уши руками, зажмуриваются и прячутся, чтобы не видеть этого кошмара. Аутизм – это отчужденность человека от окружающего мира. Как преодолеть эту проблему и помочь ребенку социализироваться? На помощь приходит АВА-терапия – прикладной поведенческий анализ, придуманный американским профессором И. Ловаасом. О том, как он работает и какие его приемы нужно использовать в лечении детей с расстройством аутистического спектра (РАС), поговорим в этом материале.

 

В чем суть АВА-терапии

Метод АВА-терапии – это усиленная обучающая программа, основанная на принципах бихевиоризма. Этот метод стали практиковать сначала в Америке, но сегодня он пользуется большим успехом и в России. Его суть – привить бытовые и социальные навыки детям с разными формами аутизма через систему поощрений и последствий. Вырабатывая у ребенка реакцию на стимул через положительное поощрение, прививаются необходимые в обществе типы поведения, усиливается развитие. Знающий поведенческий аналитик может также «загасить» вредные реакции ребенка, которые препятствуют развитию, используя отсутствие поощрения.

 

АВА-терапия широко применяется в лечении аутизма людей любого возраста. Но чем раньше начать лечение с применением данного метода, тем лучше результат. Клинические испытания также подтверждают, что терапия хорошо помогает при аутизме любого спектра и разных форм: от легкой до тяжелой. По мнению многих специалистов, АВА-метод имеет также и отрицательные стороны, в частности, отсутствие переноса отработанного навыка в одном месте в другую среду. Например, навык снимать верхнюю одежду при входе в дом, может не применяться ребенком в детском саду или школе. А также многие психологи считают, что развивая конкретный навык, ребенок не развивается в целом. Но если совсем не использовать этот метод, то ребенок не освоит даже простых действий и не научится желательному поведению дома, а в худшем случае – деградирует.

 

 

Читайте также:

Почему возникает аутизм?

Признаки аутизма

 

АВА-терапия всегда приносит положительные результаты, если с ребенком с РАС занимается специалист. Больные дети после освоения базовых умений (при тяжелых формах) на начальных этапах работы с поведением и навыками переходят к более сложным, более спонтанным, в том числе к коммуникации, социализации и творчеству. После освоения примитивных форм поведения в системе данной терапии тоже есть место играм, танцам, спорту, рисованию. Это не только жетоны и карточки за столом. Это работа грамотного специалиста, который понимает, в каком направлении надо двигать ребенка, какие проблемы мешают ему развиваться, как выстроить программу на данном этапе. В зависимости от уровня расстройства и развития ребенка выбирается подход. Это может быть как обучение отдельными блоками (техника похожая на тренинг с карточками регулярная), так и обучение в естественной среде, где грамотное сопровождение позволяет ребенку самому научиться играть с другими, убирать игрушки, делать бутерброды и т.д.

 

Методика реально работает при согласованном взаимодействии АВА-терапевта с родителями, при понимании задач и общих целей, особенно на начальных этапах относительно поведения или базовых навыков самообслуживания, имитации, коммуникации, а также в плане развития речи. Это не исключает танцы, пение, бассейны, рисования, физкультуру, и вообще учет интересов ребенка. Главное идти от потребностей ребенка, понимать, что ты делаешь и зачем. Родители вправе сами выбрать методику корректировки поведения ребенка, но должны быть вдохновленными и понимать суть своих действий. АВА-терапия позволяет в более короткие сроки минимизировать нежелательное поведение и снизить самоагрессию ребенка. Качественное лечение во многом зависит от правильно выбранного подхода, поскольку в каждом отдельном случае прикладной анализ поведения индивидуален. Техники терапии могут быть схожими, но по-разному применяться к детям разного возраста и уровня развития.

 

 

Читайте также:

Диета для аутистов

Основные методы коррекции аутизма

Техника АВА-терапии

С одной стороны, техника АВА-терапии напоминает дрессировку: ребенка просят выполнить инструкцию, при правильном выполнении поощряют сладостями, а при неверном – наказывают. Но это только на первых этапах в случаях глубокого аутизма при низкой мотивации, когда другие методы не срабатывают, в дальнейшем материальные поощрения заменяют социальными, ласковые прикосновения, словесная похвала, переход к любимому занятию, концентрация внимания. Для облегчения понимания речи используют карточки PECS с изображением предметов обихода, действий.

 

В работе с детьми-аутистами очень важно придерживаться строгого распорядка дня. Жизнь «по схеме» на начальном этапе терапии облегчает освоение навыков и формирует социально-приемлемое поведение. Например, ребенок проснулся, у него на стене висит «маршрут» сегодняшнего дня в виде картинок: пойти в туалет, умыться, почистить зубы, переодеться, сесть за стол, позавтракать, убрать (помыть) посуду и т.п. Существует специальный сигнал для начала занятия, это может быть карточка (на первом этапе), таймер, визуальные часы, на следующих этапах ребенку достаточно строго сказать: «заниматься» или «играть». Говорить длинными предложениями с аутистами не нужно, поскольку они не могут усвоить большого количества информации, достаточно короткой фразы, сказанной директивным тоном. Важно при этом смотреть в глаза ребенку, фиксация взгляда – один из первых навыков, который должен усвоить ребенок с РАС, поэтом этот навык обязательно все время закреплять и довести до автоматизма.

 

Один из методов АВА-терапии – обучение отдельными блоками по четкому систематическому протоколу. Освоение каждого навыка делится на мелкие отдельные части, которые отрабатываются один на один с инструктором, которым может стать как специально обученный человек, так и родитель, и воспитатель в детском учреждении. На начальных этапах для эффективного вмешательства методы АВА-терапии нужно использовать 40-60 часов в неделю. На освоение какого-то одного навыка, например, приучение ребенка к горшку, может уйти много времени, от двух месяцев до полугода. Для начала нужно выяснить причину, почему ребенок мочится в штанишки, возможно причина физиологического характера, нервные импульсы не поступают, и ребенок не чувствует, что он мокренький. Здесь возможно потребуется медикаментозное вмешательство, а только потом воспитательные приемы. Методично нужно усаживать его на горшок, используя каждый раз при положительном результате пищевые поощрения.

 

Метод поведенческого анализа может успешно совмещаться с речевой терапией, с методом сенсорной интеграции, кинезиотерапией, с методикой альтернативной коммуникации и другими. АВА-терапия – это систематический подход к развитию и поддержке социально приемлемых форм поведения. Если же ребенок ведет себя нежелательным образом, то прикладной поведенческий анализ выявляет и поддерживает замещающий тип поведения. Например, если ребенок кусается, для начала нужно понять, почему он это делает. Если с целью привлечения внимания, то нужно заменить это нежелательное действие, показав карточку, например, с приветствием, на другой положительный тип поведения, который также привлечет внимание. Если своими укусами ребенок выражает агрессию, то нужно ему также дать почувствовать неприятные ощущения, например, крепко сжать запястье и сказать: «нельзя кусаться». Важно найти терапевта с подготовкой и опытом работы в области АВА-терапии, который поможет разобраться в каждом неадекватном поступке ребенка-аутиста.

 

 

Как переключить ребенка от приятного занятия к нужному

Родители часто сталкиваются с тем, что ребенок-аутист не желает бросать понравившееся занятие, например, электронную игрушку, чтобы пойти обедать или не хочет уходить с прогулки домой. Устраивает скандал, кричит, кусается. Для замещения нежелательного поведения необходимо заранее сказать малышу: «мы пойдем на прогулку, но когда прозвенит звонок на таймере, мы отправимся домой». Для переключения внимания с компьютерной игры на необходимый дальнейший ритуал можно использовать визуальные часы, которые наглядно будут показывать обратный отсчет времени. Также ребенка нужно все время предупреждать: «посмотри, до конца твоей игры осталось 10 минут, 5 минут, 3 минуты и т.п. Для выработки желательного поведения нужно придумать поощрение, которое будет стимулировать ребенка к замещающему поведению. Например, когда ты покушаешь, мы пойдем на детскую площадку, или, когда мы вернемся с прогулки, ты поиграешь 10 минут в свою любимую компьютерную игру или посмотришь мультфильм.

 

Важно использовать язык «сначала…, а потом…». Также необходимо планировать день и проговаривать: сначала мы пойдем в зоопарк, потом придем домой пообедаем, потом позанимаемся, потом ты посмотришь свой любимый мультик и т.д., чтобы каждое новое сообщение не показалось ребенку неожиданным. Переходы и переключения нужно практиковать и натренировать еще дома, чтобы потом на публике ребенок не закатывал истерики и не проявлял нежелательного поведения. Также очень важно, чтобы все взрослые в окружении ребенка тоже вели последовательный образ жизни, показывая достойный пример для подражания.

 

Внимательно нужно следить за речью и не произносить одновременно нескольким людям директивных фраз в присутствии больного ребенка. В один момент – один голос, одна короткая отрывиста фраза. После произнесения вслух нужной информации ребенку нужно дать время ее переварить, не добавляя лишних, ненужных предложений. Мир ребенка-аутиста и без того наполнен хаосом, поэтому не нужно делать резких выпадов, не производить громких звуков, не мельтишить перед глазами и не забивать его мозг потоком информации.

 

Юлия Савельева


 

 

Задайте вопрос неврологу

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС




Ключевые слова: АВА-терапия, аутизм, расстройство,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх