Сегодня и завтра в России простятся с детьми, утонувшими на Сямозере в Карелии. Трагическая история гибели 14 школьников обрастает все новыми подробностями и вопросами. Почему департамент труда и соцзащиты, призванный защищать, отправил детей в лагерь с сомнительной репутацией? Сколько еще таких горе-лагерей прямо сейчас принимают ребятишек? И главное, как уберечь детей от отдыха, который может стоить жизни?
Гвоздики, свечи и мягкие игрушки – траурная инсталляция возле здания департамента труда и социальной защиты в Москве напоминает о недавней трагедии. 18 июня в Карелии четверо инструкторов и 47 детей, отдыхавших в лагере «Парк-отель «Сямозеро», отправились в сплав по озеру и попали в шторм. Лодки перевернулись. Все спасалась, как могли. Доплывших и обессилевших детей, словно рыб, выбрасывало на берег. Там они пролежали всю ночь. Потом часть замерзших ребятишек заметили сотрудники собачьего питомника, кого-то спасла одна из пострадавших девочек. Она, очнувшись, добрела до поселка и позвала на помощь. После уже подоспели спасатели МЧС, вертолеты, медики. Всего этого теперь не узнают 14 детей, которые не выжили.
Пытались ли инструкторы спасти своих подопечных? «Инструкторы думали о спасении собственной шкуры», – заявил официальный представитель Следственного Комитета России Владимир Маркин после допросов сотрудников лагеря. Почему там не спохватились детей, не предупредили МЧС о готовящемся сплаве? «Если бы руководство лагеря сообщило в МЧС о планируемом сплаве, министерство бы просто запретило прогулки на воде в тот день из-за плохой погоды, – комментирует гендиректор красноярского туроператора «Меридиан» Алена Чекоданова. – У нас в Красноярске сплавы позиционируются как вид туризма. Перед организацией таких мероприятий маршрут обязательно классифицируется и регистрируется в Федерации спортивного туризма. Потом (не позднее, чем за 15 дней до отправления) данные подаются в МЧС».
Ад и концлагерь?
Почему в карельском лагере пренебрегли безопасностью детей, сейчас разбираются следователи. Учреждение закрыто, а в отношении пяти человек – директора ООО «Парк-отель «Сямозеро» Елены Решетовой и сотрудников, отправившихся с детьми в роковой сплав, – возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ. Задержанным грозит до 10 лет тюрьмы за«оказание опасных услуг, повлекшее по неосторожности гибель людей».
А ведь это не первое черное пятно на репутации «Парк-отеля». Лагерь давно собирает плохие отзывы родителей. «Просто ужас. Дети не доедают, а программа, указанная в листовках лагеря, не соблюдается», – возмущалась в интернете пользователь под ником 9671694383tanya еще в июле 2015-го. «Концлагерь! Драки между детьми до реанимации, хамство руководителей, непрофессионализм вожатых, нарушение санитарных норм», – пишут в другом отзыве. «Вчера сам забрал ребенка оттуда. Сын плакал и просил: «Папа, увези меня из этого ада», – жалуется третий родитель.
Претензии к «Парк-отелю» были и у местного Роспотребнадзора. В прошлом году ведомство обнаружило, что в лагере нарушают санитарно-эпидемиологические требования и правила организации питания. А всего за минувшие 3 года к ООО «Парк-отель «Сямозеро» предъявили 21 иск на 6,5 млн рублей. Что, правда, не помешало департаменту труда и соцзащиты Москвы регулярно сотрудничать с «проштрафившимся» лагерем. С 2014-го по 2016-й годы сумма контрактов департамента и «Парк-отеля» на детский отдых перевалила за 150 млн рублей. В департаменте все объясняют принятым порядком госзакупок: на торгах в приоритете компании с самыми низкими ценами, и «Парк-отель» был как раз такой фирмой. «Претензий к лагерю раньше не поступало», – утверждал глава столичного департамента соцзащиты Владимир Петросян в интервью «Коммерсанту». «Дети были в восторге от их мероприятий. <…> А этот инцидент – преступная бездарность руководителей группы, которые организовывали сплав», – говорил он. Между тем в самом департаменте уже прошли обыски следователей.
Уехать в лагерь… и выжить
Трагедия в Карелии обнажила старые проблемы системы организации детского отдыха в России: пробелы в правовой базе, необязательность лицензий для желающих работать инструкторами в походах и сплавах. В злосчастном «Парк-отеле «Сямозеро» инструкторами могли быть даже практиканты. Студенты из Петрозаводского и Карельского педколледжей рассказали СМИ, что в лагере вожатых якобы вынуждали брать на себя обязанности инструкторов, но не обучали, как спасать детей и себя в экстремальных ситуациях. Особенно горько в этом контексте звучит название авторской программы, которую «Парк-отель» преподносил как свою изюминку: «Школа рейнджеров: остаться в живых».
Когда не осталось в живых 14 ребятишек, власти, как водится, заговорили о тотальных проверках и усилении безопасности в детских оздоровительных лагерях. И о необходимости перемен, конечно. Вице-премьер России Ольга Голодец заявила, что торги по детским путевкам скоро выведут из системы электронных аукционов. Тогда госорганы смогут сразу выдвигать свои требования к опыту и подготовке персонала лагеря. Сейчас такая подробная информация закрыта до конца аукциона.
Как уберечь детей от опасного отдыха?
«Есть смысл прописать более жесткий регламент деятельности для организаций, обеспечивающих детский отдых», – считает Алена Чекоданова. С ней согласна автор Сибмедпортала и мама четверых детей Дарья Мосунова. Она признается: сама когда-то работала в детском лагере и знает, что «эта система очень шаткая».
– У летних лагерей зачастую нет достаточного финансирования. От этого страдает и безопасность. Есть элементарные дырки в воротах, через которые дети могут выбраться за пределы лагеря, – говорит многодетная мама. – Еще, к сожалению, часть воспитателей в лагерях воспринимают пребывание там как отдых, а не работу. Но ведь следить за детьми – это такая ответственность! Мне всегда страшновато отпускать ребятишек хоть в муниципальный, хоть в частный лагерь. Лучше возьму отпуск, потеряю в деньгах и сама куда-нибудь с ними съезжу. А если и отправляю детей в спортивный лагерь, всегда держу руку на пульсе.
Быть осмотрительней в выборе организатора детского отдыха стоит, пожалуй, всем родителям. Особенно, если речь идет о дальних групповых поездках. «Мы давно организуем выездной детский отдых на Черном море, – рассказывает гендиректор «Меридиана». – Всегда очень тщательно проверяем будущих партнеров: сопровождающих лиц, принимающую сторону. Детские учреждения, с которыми мы сотрудничаем, это лицензированные организации, а сопровождающие – люди с большим опытом работы и профильным образованием. На море с группой едут несколько руководителей, медицинский работник. Перед поездкой детям оформляется медицинская страховка и страховка от несчастного случая».
При выборе детского лагеря или посредника, обеспечивающего отдых, Алена Чекоданова советует родителям обращать внимание на репутацию организации: читать отзывы, проверять, были ли в ее истории судебные разбирательства и по какому поводу. Кроме того, эксперт рекомендует отдавать предпочтение туроператорам, а не туристическим компаниям. Ведь первые несут дополнительную финансовую ответственность и более заинтересованы в соблюдении всех правил. В случае чего с туроператора будет, что взять, а с маленьких турфирм с уставным капиталом в 10 тысяч рублей – вряд ли.
Анастасия Леменкова
Читайте также: