18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...

Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Фото Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона ...

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: причины, виды, симптомы

Фото Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекц...


Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки

    Комментариев: 0     версия для печати
Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки

Родители часто жалуются на корявое произношение деток или на то, что ребенок переставляет слоги в словах. Вместо «телевизор» – «тевелизор», вместо «стакан» – «скатан» и «щищиствует» вместо «существует». «У вашего ребенка нарушен фонематический слух», – говорю я им, но многие не согласны, ведь он же слышит то, что ему говорят. Да, он слышит, но не различает, фонематический слух – это часть физиологического слуха, которая формируется по мере взросления ребенка. О том, что такое фонематический слух, как он формируется, и что делать для его развития поговорим в этой статье.

 

Что такое фонематический слух

Физический слух человека, то есть способность воспринимать и различать звуки окружающего мира делится на три вида: неречевой слух, фонематический и музыкальный слух.

 

Фонематический слух – это способность человека узнавать и различать фонемы в потоке речи. Способность сопоставлять, анализировать, синтезировать и соотносить звуки с их эталонами.

 

Физическим слухом ребенок наделен с самого рождения, фонематический слух формируется в процессе воспитания. В норме развития он должен быть сформирован к 5-ти годам, при условии, что ребенок будет находиться в благоприятной речевой среде. Совсем маленькие дети еще не могут различать похожие друг на друга звуки, но если взрослые с ним разговаривают на правильном языке, не сюсюкаются, поправляют его, читают книги и учат стихи, то успех гарантирован.

 

 

Если фонематический слух нарушен по той или иной причине, у ребенка после 4-5 лет сохраняется неправильное звукопроизношение и нарушение слоговой структуры слова. Позже эта проблема переходит с ребенком на школьную скамью, отражаясь на письменной речи, и называется дисграфией. Выражается дисграфия в стойких ошибках при написании слов и предложений, например, перестановке слогов в слове, замене одного звука другим. Поэтому очень важно при обнаружении проблемы начать работу по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте.

 

Читайте также:

Дислалия, или когда ребенок не произносит звуки

Если ребенок не произносит звук Р

 

Как это проверить? Попросите ребенка повторить цепочку слогов со схожими фонемами: та-та-да, да-та-да, да-да-та; га-га-ка, ка-га-ка, га-ка-га; ня-ня-на, на-ня-на, ня-на-ня; са-ша-са, ша-са-ша, ша-ша-са. Или похожие слова: ком-дом-том, бочка-почка, крыша-крыса, ложки-рожки. Если ребенок повторяет один и тот же звук вместо разных – значит, у него имеет место нарушение фонематического слуха. Например, вместо да-та-да он произносит «та-та-та», или слова бочка-почка повторяет как «почка-почка».

 

Причины нарушения фонематического слуха

Причины подобных нарушений бывают двух видов механические и функциональные.

 

Механические обусловлены натальными и постнатальными вредностями, к которым относятся инфекционные заболевания, травмы, в том числе родовая травма, в результате которой оказываются поврежденными речевые зоны мозга, а также наблюдаются дефекты речевого аппарата. К последним относятся особенности строения языка: слишком большой и малоподвижный язык, маленький узкий язычок, короткая уздечка, ослабленный в передней части язык. А также дефекты челюсти:

  • прогнатия – явление, когда верхняя челюсть значительно нависает над нижней.

  • прогения – обратное явление, нижняя челюсть выдвинута вперед, нижние зубы перекрывают верхние.

  • открытый боковой прикус – при смыкании зубов с обоих боков остается значительная щель между зубами.

  • Открытый прямой прикус – при смыкании зубов боковые зубы антагонисты соприкасаются друг с другом, а передние образуют щель.

  • неправильное строение зубов.

  • Особое строение нёба: узкое, слишком высокое, плоское.

  • непропорциональные губы: отвислая нижняя губа, узкая малоподвижная верхняя губа.

 

Функциональные причины связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:

  • долгое сюсюкание с малышом.

  • подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.

  • двуязычие в семье.

  • длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.

  • педагогическая запущенность.

 

 

Как формируется фонематический слух

При нормальном развитии реакции на звуки отмечаются уже у новорожденного. Выражается это во вздрагивании, мигании, изменении дыхания. Вскоре звуки начинают вызывать у ребенка задержку некоторых движений, прекращение крика. Уже на 3-4 месяце ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, а также однородные звуки разной громкости. В первые полгода жизни главную слуховую нагрузку несет интонация, малыш учится различать голоса близких людей. К 1 году ребенок начинает правильно реагировать на произнесенные взрослым звуки, например, при произнесении слова «часы» ребенок поворачивает к ним голову, также, как и при произнесении звуков «тик-так». Ребенок откликается уже на слово, а не на интонацию, так завершается этап дофонемного развития. На втором году жизни ребенок начинает различать все звуки речи.

 

Читайте также:

Речевые нарушения у детей

Что делать, если ребенок не говорит

 

На первом этапе он дифференцирует гласные и согласные звуки. Но внутри этих групп он не различает один согласный от другого, в то время как самый сильный гласный «А» начинает противопоставлять всем другим. Затем малыш начинает различать такие гласные как «И-О», «И-У», «Э-О», «Э-У». Позже остальных начинают разграничиваться низкочастотные «У-О», высокочастотные гласные «И-Э». Самый трудный для усвоения оказывается звук «Ы».

 

На втором этапе происходит дифференциация согласных звуков, определение наличия или отсутствия таковых. Постепенно ребенок учится различать твердые и мягкие звуки, сонорные и шумные, свистящие и шипящие, глухие и звонкие.

 

На третьем этапе ребенок различает фонемы внутри группы, дифференцирует сонорные, свистящие и шипящие согласные. Далее отграничивает сонорные от неартикулируемых шумных, губные от язычных, придувные от взрывных, переде- от заднеязычных, свистящие от шипящих. Позднее других идет дифференциация плавных согласных и среднеязычного «Й». К двум- началу третьего года жизни малыш воспринимает и дифференцирует все звуки родного языка. По мнению многих исследований именно в этот период фонематический слух окончательно сформирован.

 

Четвертый этап с 3 до 5 лет характеризуется развитием и совершенствование фонематического слуха и подготовкой к звуковому анализу.

 

Пятый этап с 5 до 7 лет – приобретение навыка тонкой дифференциации фонем и способность к звуковом анализу. То есть ребенок должен улавливать, на какой звук начинается заданное слово, на какой заканчивается. Есть ли в этом слове заданный звук и где он находится: в начале, конце или в середине слова.

 

Таким образом, фонематический слух формируется, развивается и совершенствуется все дошкольное детство.

 

Читайте также:

Когда у ребенка нарушена способность к овладению чтением

Диагностика и профилактика общего недоразвития речи

 

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Если родители заметили искажения слоговой структуры слова у ребенка или неправильное произношение оппозиционных слогов, не стоит паниковать – это все исправимо. Существует множество игровых упражнений для развития фонематического слуха. Для начала нужно всегда поправлять ребенка, если он переставляет слоги в словах, проговаривать слово медленно по слогам и натренировать произношение. Можно отхлопать по слогам или «прошагать» слово, например, «те» – первый шаг, «ле» – второй, «ви» – третий, «зор» – четвертый шаг.

 

Также можно поиграть в игру «Поймай звук» – ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово с заданным звуком. Очень полезна для развития фонематического слуха игра «в города» (можно заменить «в продукты питания»). Взрослый называет город, например, «МосквА», ребенок должен придумать следующий город на звук «А» и т.д. по цепочке. Еще одна хорошая игра с мячом «придумай слово на заданный слог». Взрослый кидает мяч – «ба», ребенок придумывает слово и бросает мяч обратно – «банка». Для усложнения можно придумывать «трудные» слоги, например, «пла», «нра», «вздро».

 

Самый простой способ развития фонематического слуха – повторение рядов оппозиционных слогов. Тренироваться можно до тех пор, пока ребенок не назовет все цепочки верно. Приведу самые распространенные цепочки слогов, в которых ребенок допускает ошибки. Использовать можно все по очереди до получения хорошего результата.

 

Та-та-да, да-да-та, Га-га-ка, ка-ка-га, Да-га-га, га-га-да,

Та-да-та, да-та-да, Га-ка-га, ка-га-ка, Да-га-да, га-да-га,

Та-да-да, да-та-та. Га-ка-ка, ка-га-га. Да-да-га, га-да-да.

 

Са-ца-ца, ца-ца-са, За-са-са, са-са-за, Са-ша-ша, ша-ша-са

Са-ца-са, ца-са-ца, За-са-за, са-за-са, Са-ша-са, ша-са-ша,

Са-са-ца, ца-са-са. За-за-са, са-за-за. Са-са-ша, ша-са-са.

 

Ша-жа-жа, жа-ша-ша, Ра-ла-ла, ла-ла-ра, На-на-ня, ня-ня-на,

Ша-жа-ша, жа-ша-жа, Ра-ла-ра, ла-ра-ла, На-ня-на, ня-на-ня,

Ша-ша-жа, жа-жа-ша. Ра-ла-ла, ла-ра-ра. На-ня-ня, ня-на-на.

 

Юлия Савельева


Задайте вопрос логопеду

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС






Ключевые слова: переставляет слоги, путает звуки, ребенок, речь, произношение, формирование, фонематический слух,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх