18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Красноярскому медуниверситету – 75 лет!

Фото Воспоминания. Служба в Германии после войны

Фото "Доктор Мельников": вспоминает А. Коновалов и П. Гаврилов

Фото Воспоминания. Встреча с именем В.Ф. Войно-Ясенецким в Германии

Фото "Доктор Мельников": вспоминает друг детства В. Некрасов

Фото Воспоминания. День Победы

Фото "Доктор Мельников": вспоминают И. Артюхов и К. Фурсов

Фото Воспоминания. Чудо спасения

Фото "Доктор Мельников": вспоминает А. Катаргин

Фото Воспоминания. Опыт работы с ранеными, пораженными газовой гангреной

Фото "Доктор Мельников": воспоминания В. Ярошевской и В. Кузакова

Фото "Доктор Мельников": воспоминания А. Шевцова и А. Ромашова


Величие мировоззрения профессоров при монархическом строе. Их роль в подготовке врачей 20–40-х годов

    Комментариев: 0     версия для печати
Величие мировоззрения профессоров при монархическом строе. Их роль в подготовке врачей 20–40-х годов

Продолжение личностно-биографического повествования "Ровесница лихого века", Т.П. Сизых

Предыдущая часть

Следующая часть

Cодержание книги

 

Большинство профессоров, за небольшим исключением, медицинского факультета Томского университета (переименованного в 1931 году в мединститут), работающие в конце 20-х и начале 30-х лет, были высокой культуры, эрудиции, православнообразованные, знающие и владеющие в совершенстве языками латинским, древнегреческим и древнеславянским, немецким (или французским), английским, а ряд профессоров были полиглотами. Отличались высокой нравственностью и творческой потенцией. Как видим, при монархическом строе они были выходцами из сословия бедных или семей с небольшим достатком, а часть даже сиротами. Большинство из них окончили духовные училища и семинарию и были приняты в университет в число стипендиатов. Учились на стипендию и пожертвования зажиточных людей, а нередко работая без отрыва от учебы. Оправдывая эту заботу отличной учебой и глубоким проникновением в суть изучаемых предметов.

 

Будучи еще студентами, они проявили интерес и прилежание к научной работе, что их побуждало к глубокой проработке информации по изучаемой проблеме, особенно зарубежной литературы. Знания в совершенстве иностранных языков, столь блестяще преподаваемых и усвояемых в духовных семинариях и гимназиях, этому способствовали. Что не скажешь о современном преподавании иностранных языков в школах, особенно в вузах.

 

Достаточно оперативно они завершали научный поиск и быстро выходили на защиту диссертации на степень доктора медицины. До 1937 года в России присваивалась сразу ученая степень доктора медицины, а в советские годы ввели промежуточную ученую степень — кандидата наук. И затем после второй научной работы соискатель удостаивается искомой степени доктора медицинских наук.

 

В 1937 году в Стране Советов была проведена ревизия ученых степеней и званий, полученных при монархическом строе. Следует заметить, что всем ученым Томского вуза до революции присвоенная ученая степень доктора медицины и ученое звание профессора были подтверждены советской аттестационной комиссией. За исключением яркой и одаренной личности — профессора Мясоедова, который был репрессирован и расстрелян. В Иркутском в ИГМИ медицинском институте также не всем были подтверждены ученые степени и звания. Так, доктору медицины Степанову ученую степень доктора медицины в 1937 году заменили на ученую степень кандидата медицинских наук, ученое звание ему присвоили доцента, но слава Богу не репрессировали и не расстреляли.

 

В Томском медицинском институте были созданы широкоизвестные не только в нашей стране научные школы, внесшие свой большой вклад в мировую копилку знаний медицины. Это терапевтическая школа М. Г. Курлова с его учениками П. А. Ломовицким, П. А. Плавинским, С. А. Адамовым; хирургическая — П. И. Тихова, Н. И. Березнеговского, А. Г. Савиных, В. М. Мыш; ревматологическая — А. И. Нестерова; акушерско-гинекологическая — Н. И. Горизонтова, М. К. Бутовского и другие.

 

Таким образом, Н. А. Бранчевская, получив изначально воспитание в православной семье, взращенная в труде, в православной вере, в любви, сострадании, милосердии, целомудрии, терпимости, смирении, любомудрии, благочестии и достоинстве. Она продолжила учебу по особой специальности — врача – у глубоко верующих православных, нравственно непорочных, увлеченных и любящих свое дело учителей, у профессоров Томского Императорского университета.

 

Несмотря на вихрь, ворвавшегося социализма и безбожия, «ложного рая», он не смог у томских профессоров, воспитанных и взращенных в царской России, истребить устои и традиции классического университетского образования, основанные на высоконравственной основе христианского православия. Н. А. Бранчевская попала в образованнейший, словом Божиим научно-педагогический коллектив, высокоэрудированный, постоянно совершенствующийся, использующий передовой опыт отечественной и зарубежной медицины во благо любви к больному человеку. Каждый из профессоров является примером для подражания, обучая по принципу: «Делай, как я». В университете сохранялась база, богатая средствами для обучения, хотя она тоже значительно пострадала в годы революции и Гражданской войны. Однако в классическом Томском университете при каждой кафедре были еще оборудованные лаборатории, была экспериментальная база, музеи, библиотеки, наряду с богатейшей общей университетской библиотекой, расположенной в специальном каменном здании с прекрасными читальными залами, хорошо оборудованными.

 

Анализируя сведения, полученные из двухтомной энциклопедии о профессорах Томского Императорского университета мы видим, что они формировали не только специальные медицинские знания, умения и навыки у будущих врачей выпускников начала 30-х и 40-х годов прошлого века. Профессора тех лет уделяли огромное внимание индивидуальности личности, нравственным ценностям студентов. Своим личным примером, целомудрием в словах и делах, своим благочестием, любовью к труду и больному воспитывали и пестовали молодую, зарождающуюся и формирующуюся поросль будущих врачей-целителей душ и тела. Столь заложенный ими фундамент знаний был основателен и глубок. Мы можем судить по состоявшейся жизни выпускницы ТГМИ — Н. А. Бранчевской.

 

Более двух третей (87 %) профессоров медицинского факультета Томского университета были выходцами из семей священнослужителей и сами получили духовное образование. Они могли дать своим воспитанникам, окончив духовные училища и семинарии, великий духовный потенциал. Пробуждая совесть и сердца студентов, будущих врачей, закладывая любовь к больному, сострадание, милосердие, терпение, смирение, мотивируя их к полному раскрытию таланта врачевания каждого, уча их служить до самозабвения Отечеству. Единицы из числа профессоров ТГМИ учились в гимназиях, где также преподавали основы православного христианства. Духовное образование бесценно в подготовке врача, посвящающего свою жизнь жертвенности — служению больному, несущему также в себе к вышесказанному любовь, самоотвержение, трудолюбие, надежду, веру, упорство к самосовершенствованию и познанию нового. Без нравственных ценностей не может состояться врач, целитель, прежде всего, духа и только затем физического телесного страдания. При этом эти корни нравственности у томской профессуры были заложены на генетическом уровне и получены с молоком матери при наличии родного отца священнослужителя, при родительском наставлении. Приобретенные православные знания у родителей нашли глубокое развитие в духовных образовательных учреждениях и закреплены духовным опытом — воцерковлением с раннего возраста. Духовное образование развивает любомудрие — размышление, а следовательно, логику мышления, а это основа основ в медицине, в познании патологического процесса, его сложного диагностического процесса, дифференциальной диагностики и в построении индивидуального лечения. А зная древние языки, врачи владели в совершенстве знаниями о происхождении каждого слова и термина, что в медицине имеет огромное смысловое знание. Священники знают четкое определение понятия каждого термина, что врачу очень важно и необходимо. Четкое знание понятия термина болезни — это есть короткая формула к познанию болезни, его причин и сущности процесса у постели больного.

 

Православные врачи верят в Слово, знают, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Инн. 1, 1). Слово лечит и Слово может убить человека. Врач это хорошо знает. Самое ценное образование, когда наставник, в данном случае профессор, живет и дышит этими нравственными ценностями, и весь им ведомый коллектив клиники является примером для подражания. В Томском университете в 30-е годы вся профессура была примером высокого долга, чести, самоотверженности, любви, жертвенности и высокого служения Отечеству. Большинство профессоров служили в армии и были участниками Русско-японской, Первой мировой войны и Гражданской, имели соответствующие правительственные награды.

 

Большая часть профессуры Томского государственного университета выходцы его медицинского факультета. При этом они оканчивали в большинстве своем его на отлично. Поэтому были оставлены сразу в университете с целью профессорской подготовки.

 

Около половины состава профессоров прошли подготовку в ведущих европейских научных клиниках Германии, Австрии, Франции, Швейцарии и других. Радует то, что в России возрождается подобная подготовка (познание иностранных языков и поездка в зарубежные клиники) в начале третьего тысячелетия. Это позволяло Томским профессорам держать высокую планку по уровню внедрения современнейших технологий диагностики (например, рентгенодиагностики, ЭКГ и других) и лечения (рентгенотерапия онкозаболеваний), по оснащению совершенным оборудованием клиник и по открытию новых курсов. Но настораживает, что медицинские коллективы ныне медленно идут на освоение нравственных и православных основ, наоборот, некий крен к деградации моральных тысячелетних традиций и устоев Отечества.

 

Основная часть профессуры в царское время формировалась не только в зарубежных клиниках, а и в ведущих отечественных передовых школах. Их научными руководителями были классики отечественной медицины — это академик Иван Павлович Павлов, академик Владимир Михайлович Бехтерев, профессора Константин Михайлович Быков, Василий Васильевич Образцов, Сергей Петрович Боткин, Илья Ильич Мечников, Николай Васильевич Склифосовский, Михаил Георгиевич Курлов и другие.

 

Профессура, получившая духовное и классическое университетское образование, владеющая в совершенстве не менее двумя европейскими языками (немецкий, английский). Кроме того, они владели греческим, латинским и древнеславянским, что позволяло легко систематически следить за зарубежной литературой. Выезжая за рубеж, профессура состоявшаяся при монархическом строе легко и свободно, с достоинством могли общаться с коллегами других государств, пополняя багаж знаний и внедряя быстро инновации. Воспитание, данное студентам родителями, состоявшимися в монархическом православном государстве на основе нравственных ценностей, не только не расходилось с университетскими, а были едины, что позволяло студентам не только закрепить свое мировоззрение и духовные позиции как человека, но и их взрастить в университетах.

 

Профессора Томского университета у постели больного свободно говорили на латинском языке. И это мы говорим о периферическом Томском университете, где еще формировались традиции с 1888 года.

 

Надежда Алексеевна Бранчевская состоялась как врач, как интеллигент, как человек чести, совести, достоинства, благородства, любящая Отчизну, умеющая отстоять истину и правду. Она участница Великой Отечественной войны, которую прошла с честью в должности начмеда тыловых и фронтовых эвакогоспиталей. Отстаивание истины и правды ей порой стоило карьеры, но последнее для нее не столь было важно. И это воспитали в ней родители и ее учителя Томского Императорского университета.

 

Даже советский режим, репрессии не смогли ее сломить. Она не поддавалась ника ким приказам руководства, если они требовали сотворить противоестественное — против истины и правды.

 

Дети, рожденные в 30-е и 40-е годы, имели такую же возможность получить подобное православное воспитание в семьях, в школах у учителей, так как они были еще воспитаны и взращены в христианском православном монархическом государстве, а также и у профессуры вузов того еще времени. Поскольку они были подготовлены в состоявшихся Императорских научных школах с глубокими православными традициями. Как это видим на примерах профессоров Томского Императорского университета.

 

К сожалению, безбожие, атеизм нанесли колоссальный урон воспитанию, образованию, то есть формированию личности и мировоззрению. Общество, лишенное и воспитанное не на основе христианского православия — высоких нравственных ценностей – оно уродливо и безумно. Так как индивидуум, отдельный человек, у которого не воспитано борение (борьба) с собственными пороками, помыслами, чувствами и страстями непредсказуем, склонен ко лжи, клевете, зависти, злобе, гневу и в итоге к преступлению. Общество без табу, без знания Божиих заповедей, оно опасно как для самих себя и особенно для рядом с ними идущих по жизни. Поэтому мы видим духовное обнищание нашего народа. Если взглянуть на внешний вид, в чем и как ходят наши женщины и мужчины, то и этого достаточно для того, чтобы понять его внутреннее духовное состояние. Пошлость в одежде, в семье, на работе, в образовании, медицине, в промышленности, в сельском хозяйстве, а результат этого — наркомания, алкоголизм, проституция, уголовщина, мошенничество, коррупция как результат возрастание бессовестности. Россия стоит у той последней черты, за которой ее погибель. На эту Голгофу возведены все до одного живущие в России, в том числе и те 3 % олигархов. Настал час воспрянуть, возлюбить свою родину — Россию, себя, близких и стать теми, какими мы были до атеизма и безбожия. Каким создал нас Бог. Для этого всего лишь нужно полюбить Бога и ближнего как самого себя. Не желать того человеку, чего сам себе не пожелаешь. Нужно возродиться, начать борьбу лично со своими пороками, вопреки всем злобствующим и желающим гибели России и государственности нашей Отчизны.

 

Только нравственное возрождение и единение общества способно поднять нашу Отчизну из руин 70-летней советской власти, но не через революцию и не через анархию майдана, а только через эволюцию.

 

Да, на это уйдут годы, десятилетия, но это единственно праведный Божий путь. «Аз есть истина, путь и живот».

 

Святитель Амвросий Медиоланский сказал: «Неверующий в Бога какой бы он не был мудрец, неблагоразумен. Чистое сердце оно приобретает прежнюю чувствительность, легкость и простоту сердца, прежнюю отзывчивость к правде. Слово Бога, Слово его истины, достигает человеческого сердца и трогает его».

Истина открывается любящему сердцу. Русская медицина и ее традиции основаны на краеугольном камне православия.

 

Современная подготовка врачей, а особенно профессоров и преподавателей, требует в корне изменения, прежде всего мировоззрения. Настала пора ввести Закон Божий как обязательный предмет для изучения в медицинских вузах и медицинских училищах страны.

 

Не познать книгу величайшей мудрости Библию — это не желать себе и ближним России добра и благоденствия. Третье тысячелетие именно поэтому по многим позициям уступает периоду монархического строя, а главное – его мировоззрению. Нравственность и профессионализм значительно упали, не беря во внимание техницизм современной медицины. Но что стоит новая технология, когда нет любви, жертвенности, сострадания, чистоты помыслов как к профессии, а главное, к больному. Каждый разумный православный коллега поймет о чем идет речь — об истине и правде. «Да имеющий уши, да услышит, имеющий глаза, да увидит».

 

Надежда Бранчевская по окончании Томского государственного медицинского института (1933 г.)

 

Здание факультетских клиник Томского Императорского университета. Угол здания — бывший храм святых апостолов Петра и Павла, в котором и по ныне находится лекционный зал

 

Альбом фотографий выпускника ТГМИ от 1933 года

 

Преподаватели медицинского факультета ТГМИ

 

 

Профессора Томского медицинского института. Вверху основные здания клиник и внизу научной библиотеки ТГУ

 

Профессора Томского мединститута

 

Выпускники 1933 г. — 601-я группа (в верхнем ряду справа Лидия Останина, долгие годы будет трудиться главным штатным терапевтом Красноярского горздравотдела)

 

Выпускники 602-й группы ТГМИ (в среднем ряду третья слева сидит Надежда Алексеевна Бранчевская)

 

Выпускники 603-й группы ТГМИ с профессором Е. И. Неболюбовым — заведующим клиникой детских болезней

 

Выпускники 604-й группы ТГМИ

 

Выпускники 605-й группы ТГМИ

 

Выпускники 606-й группы ТГМИ

 

Выпускники 607-й группы ТГМИ

 

Выпускники 608-й группы ТГМИ

 

Выпускники 609-й группы ТГМИ

 

Выпускники 610-й группы ТГМИ

 

Выпускники 611-й группы ТГМИ

 

Выпускники 612-й группа ТГМИ

 

Лекция по гигиене профессора В. И. Суздальского, ТГМИ

 

Практическое занятие по глазным болезням, проводят профессор А. Г. Сватикова и ассистент М. Г. Сергиева

 

Профессора и доценты Томского мединститута на 50-летнем юбилее (1938 г.). Первый ряд (слева на право В. И. Суздальский, С. А. Смирнов, С. А. Адамов, А. Г. Сватикова, ректор ТМИ Г. И. Розет, П. А. Ломовицкий, Л. И. Омороков, Е. И. Неболюбов, Б. И. Баяндуров, А. П. Азбукин.

Второй ряд: С. П. Ходкевич, Д. И. Гольдберг (3-й), далее – А. Г. Савиных, И. Г. Ломакин,

К. Н. Черепнин, В. Г. Вагралик, А. Г. Фетисов, М. К. Бутовский, М. М. Дегтярев (фотографии всего этого блока, взяты из 2-томника: Профессора медицинского факультета ТГМИ, 1878–2003, 2004 гг.)

 

Заседание научного студенческого кружка кафедры общей патологии ведет профессор А. Д. Тимофеевский (в центре), крайний справа студент Д. И. Гольдберг (1929 г.)

 

Лекция профессора Н. В. Вершинина (1936 г.).

Слева направо: К. С. Шадурский, Н. В. Вершинин, Н. В. Гофштадт, Е. М. Думенова в помещении бывшего храма святых апостолов Петра и Павла

 

Профессор М. Г. Курлов (сидит 4-й слева) с участниками экспедиции по обследованию лечебных мест горного Алтая (1920 г.)

 

Профессор Д. Д. Яблоков (2-й слева) изучает лечебные свойства минеральной воды на курорте «Лебяжье» (1930-е гг.)

 

Занятие по лабораторной диагностике нервных болезней ведет заведующий кафедрой болезней Н. В. Шубин (1938 г.)

 

Практическое занятие на кафедре эпидемологии ведут профессор С. П. Карпов и доцент И. А. Минкевич (1937 г.)

 

 

Предыдущая часть      Следующая часть

Cодержание книги

Вверх






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2017

Соглашение на обработку персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.