18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Что делать, если у ребенка тяжелые множественные нарушения развития?

Фото Любовь или зависимость? Типы личности, неспособные любить

Фото Когда закончился конфетно-букетный период: совместимы ли вы?

Фото В чем ваш талант и где его применить?

Фото Легко ли русским за границей? Особенности адаптации иммигранта

Фото Как и где познакомиться с достойным мужчиной

Фото Повторный брак: стоит ли начинать сначала?

Фото Ловушки «счастливой» любви

Фото Что мы (не) должны своим родителям?

Фото Эта встреча была не случайна или По какому принципу подбираются пары

Фото Стой, а то мама будет стрелять! О гиперопеке и «властном» воспитании в...

Фото Мифы о памяти


Пубертатный кризис. Что нужно знать родителям, чтобы выявить психопатию

    Комментариев: 0     версия для печати
Пубертатный кризис. Что нужно знать родителям, чтобы выявить психопатию

«Мой сын отказывается учиться в школе и грозится уйти из дома!» – говорит одна моя приятельница. Другая жалуется на пятнадцатилетнюю дочь: «Ну совсем стала неуправляемая, грубит, курить начала!» «Это переходный возраст, девочки, – отвечаю им, – то ли еще будет!» Шутки шутками, но пубертатный кризис – это один из самых тяжелых периодов жизни человека, от которого во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. О психических особенностях становления личности ребенка и проявлении различного рода психопатий поговорим с психоневрологом кризисного центра для подростков г. Томска Оксаной Чуфистовой.

 

Психопатии и их причины

Что происходит с детьми в возрасте 12-16 лет, почему иногда ранее спокойные дети начинают себя вести неадекватно?


– Изменения в психике подростка связаны, прежде всего, с гормональной перестройкой организма, с наступлением периода полового созревания. Перестройка нервной системы ребенка вызывает личностные расстройства, которые называются психопатиями. Психопатии бывают трех видов:

  • Шизоидные, шизотипические, параноидные;

  • Пограничные, антисоциальные, нарцисстические, истерические;

  • Зависимости по типу уходов (замыкание в себе, алко и наркозависимости, дромомания), одержимость какой-то идеей, пассивно-агрессивные, когда ребенок подавляет в себе эмоции.

 

Причин таких расстройств несколько.

 

Первая группа причин конституционального характера (психогенные), то есть главную генетическую роль играют биологические факторы. В то же время «дурная» наследственность может проявить себя только в определенных ситуациях. Если жизненный кризис продолжается длительное время, то вероятность возникновения конституциональной психопатии наиболее высока.

 

Вторая группа причин – так называемые, органические психопатии. Их основой является приобретенная после рождения вследствие травм или инфекционных заболеваний органическая недостаточность, минимальная мозговая дисфункция (ММД). Это локальное повреждение головного мозга, которое выражается в незрелости высших психических функций в том или ином возрасте и проявляется в поведенческих, речевых и двигательных реакциях ребенка. Распространенным примером ММД является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка речевого развития (ЗРР), дисграфия (нарушение письма), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение навыков счета).

 

Третья группа – «краевая», определяется влиянием среды на развитие ребенка. К этой группе относятся типы воспитания: гиперопека, гипоопека, педагогическая и социальная запущенность, безконтрольность и безнадзорность ребенка. Также причиной возникновения психопатии в подростковом возрасте может стать травмирующая ситуация в семье, например, жесткое воспитание, развод родителей, смерть близкого.

 

Чаще всего возникновение той или иной психопатии обусловлено рядом вышеперечисленных причин. Например, у ребеночка были наследственные предпосылки, к ним присоединилась ММД и негативное влияние среды по типу педагогической запущенности.

 

Этапы формирования психопатий

Получается, что психопатии, проявляющиеся в подростковом возрасте, не возникают сами по себе, а формируются с самого рождения?


– Условно формирование психопатий можно разделить на три этапа.

 

I этап – раннее детство, когда психопатические проявления исчерпываются отдельными элементами проявления: чрезмерное возбуждение, истерики, резкие перепады настроения, аутизация ребенка – замыкание в себе. Клиническая картина психического расстройства еще недифференцирована, изменчива, подвижна и фрагментарна. Отдельные аномальные черты еще не дают основания вычленить именно психопатическую структуру поведения. Но уже на этом этапе родители могут обратить внимание на расстройства поведения, гиперактивность, заторможенность, аутичность или речевые нарушения. Эти симптомы уже дают повод, чтобы обратиться к неврологу за разъяснениями. Часто психопатии путают с акцентуациями, когда ребенок проявляет особенности характера в пределах нормы, какие-то черты при этом наиболее усилены, вследствие чего ребенок становится более уязвимым и нервным. Акцентуации – это не психическое расстройство, поэтому своеобразное поведение малыша требует длительного наблюдения.

 

 

На II этапе – формирование психопатии в пубертатный период развития ребенка, проявляется мозаичность клинической картины. Отмечается взаимозаменяемость психопатической симптоматики многообразием возрастных особенностей: инфантилизм, стремление к самоутверждению, реакции отказа, оппозиции, имитации, эгоцентризм и т.п. Также проявляются признаки педагогической запущенности, склонность к сверхценным идеям (параноидальный признак). Со временем один из психопатических признаков начинает занимать доминирующее место. Чтобы диагностировать тот или иной тип психопатии нужно учитывать многие особенности: психическую активность, развитие моторики, подвижность или ригидность психопроцессов, интравертированность или экстравертированность, склонность к невротическим реакциям, организованность. Психопатические сдвиги в подростковом возрасте динамичны и отражают все ресурсы психики. Часто психогенные проявления сочетаются с аффективными расстройствами или замещают их.

 

III этап – конец пубертатного периода, характеризуется завершением формирования психопатии и проявления всех ее клинических форм. Знание поэтапности формирования психопатии очень важно для постановки диагноза и исключения сходных с психопатией состояний.

 

Клинические проявления психопатии

– Как отличить психопатию от сходных форм проявления?


– Помимо расстройств в поведении при психопатии наблюдаются психовегетативные расстройства: тремор, побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, повышенное или пониженное давление. Также изменения могут происходить в питании: булимия или нервная анорексия, в сексуальной жизни: чрезмерная активность или вялость. Во-вторых, при психопатии наблюдаются вегетативно-дистонические депрессии, невралгические меланхолии, апатии. В-третьих, психопатии сопровождаются соматоформной симптоматикой, то есть возникает боль на фоне расстройства психики. В подростковом возрасте как раз преобладает головная боль или боль в животе. Такие расстройства еще называют ипохондрией. Из-за постоянной боли подросток начинает капризничать, проявлять агрессию. Поэтому родителям при проявлении неадекватного поведения подростка, прежде всего, нужно спросить у него: а у тебя ничего не болит. В случае положительного ответа необходимо обратиться к неврологу.

 

Поведенческие проявления психопатии

– Подростки, с какими чертами характера могут оказаться в группе риска?


– На самом деле психопаты – это люди с ярко выраженными определенными чертами личности еще в раннем детстве, поэтому родителям стоит обращать внимания на особенности поведения детей. Склонные к психопатическим расстройствам дети делятся на несколько групп.

 

Группа возбудимых. Характерными чертами личности этой группы является чрезмерная раздражительность, доходящая до ярости, вспыльчивость, приступы злобного настроения, эгоистичность, бурное реагирование на ситуацию, властность, нетерпение к мнению других, обидчивость, требовательность, подозрительность, плохая переносимость алкоголя. Ранними проявлениями психопатий у таких детей являются двигательное беспокойство, беспокойный сон с подергиванием, необузданные шалости, быстрая возбудимость, желание во все вмешиваться. В дошкольном возрасте появляются устрашающие сны, сноговорение, переменчивость настроения, мышечные боли. В подростковом возрасте усиливается взрывчатость, колебания настроения, растормаживаются сексуальные влечения, проявляется жестокость, иногда садистские наклонности, нетерпимость к ущемлению своих прав, за счет повышения самооценки снижается заинтересованность учебой. Ребенок протестует против окружающего мира, стремиться сделать назло, мстить, разрушать. К окончанию школы у детей наблюдается интеллектуальная усталость, стремление к алкоголю, сексуальным эксцессам. В тяжелых случаях во взрослом возрасте наблюдаются акты жестокой мести, дромомания, застревание на негативных переживаниях, приступы агрессия, формирование запойного пьянства.

 

Группа истеричных. Для детей этой группы характерно стремление, во что бы то ни стало, обратить на себя внимание, позерство, театральность, поиск признания, крайний эгоцентризм, внушаемость, косметическая ложь, бегство от проблемы в болезнь, фантазирование, мошенничество, авантюризм. В раннем детстве склонны к паясничанию, подражанию, у истеричных повышена впечатлительность, капризность. В подростковом возрасте – более чем при других формах психопатии, выражен инфантилизм, нелогичность мышления. Такие дети могут закатить истерику, демонстративные рыдания, нанести себе повреждение. Фантазирование проявляется у них как реакция на трудную ситуацию. В школе отмечается эгоцентризм и стремление занять центральное положение любым путем, что выливается в конфликты со сверстниками. Неорганизованность и отсутствие выдержки у таких детей создают конфликт между желаниями и возможностями, поэтому они не удерживаются в школе. Главным механизмом поведения становятся бурные демонстративные истерики.

 

Группа неустойчивых. В этой группе наибольшее значение имеет повышенная утомляемость, слабость волевых функций, податливость внешнему влиянию, изменчивость интересов. Мышление зависит от эмоционального состояния, наблюдается склонность к внезапным немотивированным решениям, трудность положительной адаптации в коллективе, поиски путей наименьшего усилия. В раннем детстве такие дети повышено возбудимы, раздражительны. С 5 лет появляется любопытство, болтливость, крайняя неорганизованность, неопрятность, разбросанность, активное сопротивление запретам, потеря интереса ко всему, что перестает быть новым. Такие дети, обычно, наделены неплохим интеллектом, хорошим воображением, но у них нет устойчивых склонностей к чему-либо. В подростковом возрасте неустойчивость возрастает, их намерения и поступки становятся непредсказуемыми, усиливается внушаемость, стремление к вымыслам, ослабевает привязанность к родителям. Поведение часто зависит от среды, если такой внушаемый подросток попал в дурную компанию, он моментально перенимает дурные привычки, без раздумий включается в любую авантюру, склонен к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. К концу школы психопатические черты приобретают устойчивый характер, на фоне бесхарактерности, лени, беспорядочности усиливаются патологические влечения, что приводит к асоциальному поведению.

 

Группа астенических и психоастенических личностей отличается повышенной ранимостью, робостью, неуверенностью в себе, плохой выносливостью, склонностью к фобиям, колебаниями настроения, спадам работоспособности, ипохондрии (частые головные боли, боли в области сердца, расстройство сна). У них снижено сексуальное влечение. Психоастеники излишне тревожны, недоверчивы, мнительны, боятся всего нового, у них занижена самооценка. Они самолюбивы постоянно чувствуют неполноту жизни, преувеличивают значение мелких фактов, депрессивны, плохо переносят нарушение привычного образа жизни, нередко склонны к бесполезному мудрствованию.

 

Группа шизоидов – это патологически замкнутые дети, интроверты, внешне холодны, не умеют налаживать отношения с людьми и остаются вне коллектива. Они склонны к аутистическому фантазированию, причудливому коллекционированию, абстрактным занятиям, сочинению странных рассказов, мечтательны. У них преобладает абстрактное мышление, своеобразная эмоциональность с самого раннего детства, нередко их сверхценные идеи перерастают в параноидальный бред, а все, что связано с их увлечениями вызывает бурные переживания. В подростковом возрасте эгоцентризм усиливается, повышенная самооценка сочетается с чувством собственной неполноценности, возникают депрессии, паранойи, дисфории. Чаще, чем в других группах у этих детей выявляется резкий скачок в развитии личностной патологии по типу вялотекущей шизофрении. К концу пубертата чаще всего шизоидные особенности стабилизируются.

 

Группа мозаичных представляет собой сочетание всех вышеперечисленных особенностей психопатических групп, доминирующий синдром выделить крайне сложно. В период пубертатного криза та или иная черта проявляет более очерченный характер. Во многом поведение таких детей зависит от внешних обстоятельств, биологических циклов, условий среды и т.п. В связи с этим мозаичные приближаются то к одному, то к другому типу. Иногда происходит сочетание истерических черт с повышенной внушаемостью, взрывчатости и фантазирования.

 

В любом случае при обнаружении у ребенка усилений каких-либо из патологических черт родителям необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу.

 

Юлия Савельева

 

 

Задайте вопрос психиатру

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС




Ключевые слова: Пубертатный кризис, психопатия,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх