Каждый второй случай обращения родителей к логопеду: «Мой ребенок не выговаривает Р». Почему, если произношение других звуков в речи еще как-то нормализуется само собой, то Р – ну никак не появляется? Что нужно знать родителям об особенностях формирования речи детей в том или ином возрасте и о том, как укрепить непослушный язычок, поговорим в этой статье.
Как должна развиваться речь ребенка
В норме первыми в речи младенца появляются гласные звуки (а-о-у-э), это происходит с рождения до 2-х месяцев и называется вокализации. Когда ребенок плачет – это очень хорошо для развития его голосового аппарата. Если процесс вокализации отсутствует, родителям уже на этом этапе следует обеспокоиться, поскольку это один из признаков аутизма. Позже других гласных звуков (к 1 году) у малыша появляется звук [ы], поскольку его производство требует некоторых усилий языка. Звуки [я], [ю], [е], [ё] тоже появляются ближе к году, так как в их состав входит согласный звук [й]. Артикуляция йотированных гласных осложнена еле заметным переключением языка с согласного на гласный, что требует дополнительных усилий.
К 2-3 месяцам у ребенка появляется гуление – произнесение группы гласных звуков в сочетании с некоторыми согласными (ау-уа-оу-иа-аху-агу-аку). Таким образом, у ребенка появляются заднеязычные согласные звуки [к], [г], [х] и среднеязычный [й], речь напоминает кряхтение.
К 7-9 месяцам гуление сменяет лепет, ребенок повторяет пары одинаковых слогов (ма-ма, да-да, та-та, ба-ба, на-на, ва-ва,фа-фа, как-ка, га-га, ха-ха). Эти согласные звуки считаются звуками раннего онтогенеза, и, если их нет к 1 году, то родители должны озадачиться. Возможно у ребенка дизартрия, моторная алалия, задержка речевого развития (ЗРР), аутизм.
К 1 году у ребенка появляется простейшая фраза: «мама на», «дай пить», «ко ням-ням» (хочу кушать). Речь становится осознанной.
К 2 годам у ребенка должно появиться короткое предложение из двух-трех слов. «Мама, дем гуять» (мама, пойдем гулять), «купи мне кофету» и т.п. Не беда, если малыш пропускает какие-то звуки в словах или заменяет их другими. Также не стоит бить тревогу, если он не выговаривает свистящие [с], [с'], [з], [з'], [ц] или шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], а тем более сонорные [л], [л'], [р], [р']. Если ваш малыш уверенно жужжит, свистит, звенит, шипит и рычит в 2-3 года, стоит только порадоваться – он здоров и опережает развитие, а если нет – это еще не повод для расстройства. В норме группа свистящих звуков у ребенка формируется к 3,5-4 годам, группа шипящих с 4 лет, чистый звук [л] с 4,5 лет, а наш любимый [р] только с пяти лет. Поэтому, если даже в 4 года и 9 месяцев у вашего малыша нет [р] – ничего страшного, он может появиться сам в 5-5,5 лет. Но для профилактики развития звуковой стороны речи все же надо выполнять нехитрые упражнения.
Читайте также:
Дислалия – когда ребенок не произносит некоторые звуки
Дизартрия – причины, симптомы и коррекция
Приемы для формирования звуков
Наверно, многие задавались вопросом, почему у современных детей речь стала хуже? Сегодня к логопеду обращаются в 7 раз чаще, чем в советские времена. Да, дети рождаются нездоровыми, плохая экология и питание, но многое в формировании речи зависит от развития и воспитания с самого младенчества. Никто не задумывался, а ведь насколько важно взрослому целовать и прикасаться своими губами к губам ребенка, который воспринимает мир через органы чувств. Так малыш учится чувствовать положение губ, улыбается, растягивая мышцы губ, а длительные поцелуи в ручку, щечку или попку с протяжным «тпррру» развивают речевой слух и позволяют чувствовать вибрацию, так необходимую при производстве звука [р]. Есть даже специальное упражнение для губ «кучерское тпррру», которое показывают малышу и просят повторить со звуком. При этом вибрируют губы, подготавливаясь к будущему произнесению рычащего звука. Очень полезно также упражнение «Лошадка» – поцокивание язычком, тренирует его верхний подъем. Упражнение «Индюк» – быстрое движение широким языком по верхней губе со звуком: бла-бла-бла, развивает и движения языка, и вибрацию губ.
Сонорные и шипящие звуки образуются на верхнем подъеме языка, поэтому пока детский язычок не научился держаться во рту наверху, ни [ш], ни [ж], ни [щ], ни [л], ни [р] не появятся. Что для этого нужно делать? Как только ребенок научился держать погремушку или ложку, он должен ее облизывать, это стимулирует верхний подъем языка. Позже в 1-1,5 года полезно облизывать блюдца после еды, и вообще любые предметы, можно даже слизывать яблочное пюре со стола лишь бы работал язычок. В игровой форме можно выполнять упражнение «Вкусное варенье», где мы облизываем поочередно по кругу то нижнюю, то верхнюю губу.
Также общеизвестно, что зоны головного мозга, отвечающие за производство речи, находятся рядом с зонами, которые отвечают за общую и мелкую моторику. Поэтому стимулируем мозг через движения тела. Во-первых, очень полезно ребенку ползать (сейчас многие пытаются заменить этот этап хождением в ходунках), во время ползания балансируется и координируется работа левого и правого полушария мозга в то время, когда малыш выдвигает для рывка вперед сначала правую руку, а вслед за ней подтягивает правую ногу, затем левую руку, левую ногу. Поэтому, когда ребенок начинает зеркалить буквы на письме, у специалиста возникает вопрос: а ориентируется ли он вообще в пространстве и в собственном теле, знает ли, где право, а где лево и как у него прошел этап ползанья. Во-вторых, скоординированности движений способствует также и подбрасывание годовалого малыша вверх-вниз, переворачивание вокруг собственной оси, подвешивание то за одну, то за другую руку (ногу). А чтобы работали пальчики рук, дайте малютке попересыпать крупу, повозиться в песке, полепить из теста, поплюхаться в воде. Бесспорно, возникнет много хлопот и будет много мусора, песка, воды на полу, но речь ребенка при этом будет чище, понятнее, членораздельнее и правильнее.
Причины ротацизма
Если в речи отсутствует, искажается или заменяется другим звуком звук [р], это явлении в логопедии называют ротацизмом. Каковы же причины? Если у ребенка нет таких сложных речевых заболеваний как дизартрия, при которой нарушена иннервация органов артикуляции, или ринолалия, когда повреждено небо, причин по большому счету, две:
-
наследственность,
-
слабые мышцы языка.
Практика показывает, что даже при отягощенной наследственности, звук [р] поставить все-таки можно, главное – натренировать мышцы языка. При первичном осмотре детского язычка логопед сразу выяснит причину речевого затруднения. Обычно, если кончик языка толстый, то постановка звука [р] идет очень медленно, потребуется немало усилий научить ребенка расслаблять кончик на верхнем подъеме. Еще одна беда, когда мышцы детского язычка очень слабые. Ребеночек показывает язык, а он у него висит как тряпочка, конечно, такой язык не сможет долго держаться наверху. Часто бывает такое, что ребенок даже в семь лет не умеет цокать (упражнение «Лошадка»). Он издает звук, похожий на цоконье, но при этом язычок остается все время внизу в полости рта, а звук образуется за счет подъема и опускания нижней челюсти. Не цокали значит с первоклассником в период раннего детства. Многие дети не могут также удерживать рот открытым в течение 30 секунд, очень слабы круговые мышцы рта, возможно, с ребенком не пели песенки.
От состояния мышц языка, губ, щек, нижней челюсти, круговой мышцы рта, зависит больше половины успеха постановки звука [р]. Если мышцы очень слабы, на то, чтобы их накачать может уйти от одного до трех месяцев. Но при регулярном выполнении артикуляционной гимнастики (каждый день утром и вечером), добиться хорошего результата можно за одну неделю. Для этого нужно выполнять следующие упражнения:
«Вкусное варенье» |
облизываем верхнюю губу широким язычком |
«Почистим зубки языком» |
имитация чистки зубов |
«Маляр» |
проводим кончиком языка по небу (красим потолок) |
«Лошадка» |
поцокивание языком (верх-вниз), при этом нужно контролировать, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась на месте |
«Грибок» |
из верхнего положения «Лошадки» присасываем широкий язык к небу (рот открыт) |
«Гармошка» |
из положения «Грибок» опускаем и поднимаем нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку |
«Парус» |
удерживаем поднятый кверху язык за верхними зубами при открытом рте на счет сначала до 10, увеличивая с каждым разом до 40 |
«Дятел» |
стучим при открытом рте (!) кончиком языка за верхними зубами со звуком: ддддд (губы в улыбке) |
«Заведи мотор» |
дуем на поднятый вверх язык со звуком: джжжжжжж – рот открыт, губы в улыбке |
«Балалайка» |
указательным пальцем водим под поднятым в положении «Парус» язычком со звуком: дын-дын-дын, вызывая вибрацию кончика языка, рот открыт, губы в улыбке |
Виды ротацизма
Правильная артикуляция при произнесении изолированного [р] такова: губы растянуты в улыбке, рот открыт, нижняя челюсть и средняя часть языка напряжены, корень языка неподвижен, двигается только широкий истонченный кончик языка, вибрирует в поднятом к альвеолам положении, то прикасаясь к ним, то отходя от них. Частота колебаний от 2-3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и соприкасаются с верхними коренными зубами. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
В настоящее время зафиксировано более 28 нарушений произношения звука [р], основными из которых являются следующие виды ротацизма:
1. Губно-губное произношение [р], при этом губы вибрируют как в звукоподражании тпррру.
2. Одноударное [р]. В этом случае языка ударяется об альвеолы только один раз, нет вибрации кончика языка.
3. Боковое произношение. Различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем – кончик языка отклоняется или влево, или вправо (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.
4. Горловое [р] или картавость. Делится на два подвида: велярное [р], когда вибрирует мягкое нёбо, и увулярное – трясется маленький язычок (лат. uvula) в полости рта.
5. Носовое произношение [р], когда звук произносится с гнусавым оттенком из-за прохождения воздушной струи через нос.
6. Глухое [р], звук произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют).
При своевременном обращении к логопеду исправить любой вид ротацизма не составит большого труда. Специалист подберет индивидуальный способ постановки звука [р], в зависимости от анатомических особенностей строения органов артикуляции и состояния мышц артикуляционного аппарата.
Юлия Савельева
Задайте вопрос логопеду
Онлайн. Бесплатно
Читайте также: