18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Врачевание. Микробиота, переваривание и всасывание

Фото Врачевание. Адаптация и физиология питания

Фото Врачевание. Старые и новые проблемы в педиатрии

Фото Врачевание. Индивидуализация, проблемы диагноза

Фото Врачевание. Тератогенное действие алкоголя, курение и дети

Фото Врачевание. Антенатальная профилактика

Фото Ж.Ж. Рапопорт "Врачевание". Педиатрия – это весь мир

Фото Ж.Ж. Рапопорт: ответственность детского врача в обществе и медицине

Фото Питание беременных и кормящих женщин. Кормление детей

Фото Кормление малыша: самые вредные продукты и типичные ошибки мам

Фото Чтобы лето было в радость

Фото Массаж для детей первых лет жизни


Врачевание. Универсальность адаптации

    Комментариев: 0     версия для печати
Врачевание. Универсальность адаптации

Продолжение книги "Врачевание" (размышления детского врача).

Предыдущая часть

Следующая часть

Содержание книги

 

1.7. Универсальность адаптации

Адаптация, или приспособление, живого организма к окружающей среде начинается с момента возникновения зародыша и продолжается непрерывно весь период внутриутробного развития и роста, и на протяжении всей последующей жизни. Адаптация — важнейший процесс, обеспечивающий возможность жизни. Организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, которое осуществляется через многочисленные рецепторы кожи, слизистых оболочек, органов чувств, проприорецепторы, синаптического аппарата нервной системы и т.д. В обычных условиях отрицательные довольно небольшие воздействия среды вызывают те или иные сдвиги в состоянии и функции органов, но автоматическая саморегуляция, свойственная живым системам, ограничивает эти колебания весьма небольшими границами.

 

Способность организма поддерживать относительное постоянство своей внутренней среды У.Кеннон назвал “гомеостаз “, который он понимал не в виде простого уравновешивания, а как интеграцию физиологических механизмов, обеспечивающих устойчивость живых существ. Это принципиальное положение, высказанное Кенноном, существенно развило важную идею Клода Бернара, утверждавшего, что “ постоянство внутренней среды является условием свободной и независимой жизни“. Н.А.Бернштейн справедливо полагал, что живой организм характеризуется не только способностью сохранять свое постоянство, но и непрерывно направленно изменяться. Следовательно, жизнь это не столько уравновешивание организма с окружающей средой, но и преодоление последней, выполнение генетической программы развития. Приспособительные реакции организма отличаются между собой в разных условиях существования длительностью и интенсивностью их выражения, но физиологические процессы, лежащие в их основе, принципиально являются однотипными.

Биологический смысл адаптации состоит в поддержании относительного постоянства (гомеостаза) в развитии основных функций целостного организма, но при этом целый ряд параметров может на большее или меньшее время сдвигаться от стационарных пределов. В организме существует множество автономных систем гомеостаза, тесно взаимодействующих между собой, и в зависимости от важности биологических процессов они могут быть полностью подчинены более высоким уровням регуляции. Многоконтурность физиологических систем, обеспечивающая устойчивость организма, имеет иерархию управления, в которой решающая роль принадлежит нервной системе и головному мозгу. Однако участие коры больших полушарий в регуляции висцеральных систем происходит лишь в условиях особой биологической необходимости, но не постоянно.

 

Жизнь в неблагоприятных экологических условиях, что сейчас повсеместно наблюдается в большинстве регионов страны, возможна лишь при сохранении гомеостаза организма. Обеспечение этого положения зачастую сопровождается существенным изменением состояния отдельных органов и функций, напряжением адаптации. Длительные и повторные интенсивные неблагоприятные воздействия вызывают в организме стойкие структурные и функциональные перестройки, сопровождающиеся определенными затратами, “платой “ за адаптацию. В этой ситуации морфофункциональная система, мобилизовав все свои резервы, и используя компенсаторные механизмы сопряженных систем, работает на пределе своих возможностей и уже не всегда может полностью обеспечить целевой результат. Это состояние адаптационного напряжения еще не есть патология, но уже находится в зоне, близкой к последней. На грани срыва. Именно такое состояние адаптационного напряжения характерно для большинства людей, проживающих в неблагоприятных условиях окружающей среды (экологической, социально-экономической, семейно-бытовой, производственной и т.п.). Часто достаточно небольшого дополнительного повреждающего воздействия, чтобы напряженно работающая морфофункциональная система вышла из неустойчивого равновесия, и развился срыв адаптации, патологический процесс. Однако и в условиях болезни идут адаптационные реакции, сама болезнь есть адаптация. В этом проявляется диалектическая сущность адаптации, которая, являясь в своей основе биологически необходимой для организма, полезной, на определенном этапе ее чрезмерного напряжения может перейти в стадию патологической и послужить началом патогенеза, что обычно сопровождается органическими повреждениями и истощением резервов морфофункциональных систем.

 

Физиологические процессы обычно дублируются разными системами организма и, напротив, физиологические системы участвуют одновременно в выполнении нескольких функций. Поэтому особенно пристального исследования требует интегральная система, занимающая центральное место в жизнедеятельности организма. Морфофункциональная система в существенной мере является саморегулирующей, и все ее составные элементы содействуют получению результата, полезного для организма. Обратная “ санкционирующая“ афферентация информирует центры о “ достаточности“ или “ недостаточности“ конечного эффекта. Адекватное удовлетворение кислородного запроса тканей является именно тем полезным результатом (системообразующим фактором), который создает ту или иную морфофункциональную архитектуру компонентов функциональной системы транспорта и потребления кислорода. Адаптированность — это оптимальное состояние организма, возможность выполнения максимальной работы при минимальных энергетических затратах и сохранении наибольших морфофункциональных резервов. Это понятие близко определению нормы. Выработанная в процессе эволюции биологическая природа человека позволяла ему относительно безболезненно существовать лишь в адекватных его возможностям ограниченных условиях среды обитания. Социализация человека и присущие ей техногенные достижения расширили его ареал до практически повсеместного на Земле.

 

На сегодняшний день накоплено колоссальное число конкретных исследований состояния человека и его функциональных систем в разнообразных конкретных условиях окружающей среды. Последние отличаются большим многообразием и определенными специфическими особенностями воздействия на человека. К ним относятся: холод и жара, ветер и влага, барометрические колебания, магнитные бури и т.д.. Важно учитывать высокогорье и снижение содержания атмосферного кислорода, различные виды радиации, комплексы климато-географических влияний, гравитацию, а ныне – и невесомость, геохимические провинции и т.д.. Большую роль играют также многочисленные электромагнитные облучения, искусственное освещение, шумы и многообразие искусственных факторов, созданных деятельностью человека. Сюда входят также чрезвычайное загрязнение промышленными и автомобильными выбросами атмосферы, воды, почвы, продуктов питания.

 

Г.Селье, утверждая универсальный неспецифический характер приспособительных реакций, выделил три главные фазы адаптации. Современные исследования, конкретизируя особенности изменений тех или иных морфофункциональных систем, в основном подтверждают это довольно упрощенное положение. В качестве типичной модели адаптации человека в неблагоприятных условиях существования мы комплексно исследовали особенности здоровья и болезней детей и подростков в тяжелых климатических (Заполярье) районах, и отягощенных нерациональной деятельностью человека промышленных регионах (16, 17). В последующем это направление научной деятельности стало основным в работе НИИ медицинских проблем Севера РАМН в г.Красноярске.

 

Наши многолетние наблюдения здоровья и развития детей на Крайнем Севере (гг..Норильск, Дудинка, Игарка, поселки на Таймырском полуострове), в центральной Сибири (г.Красноярск), — свидетельствуют о существенном своеобразии адаптационных процессов и их индивидуализации в зависимости от здоровья, возраста и пола детей, а также от исходного уровня их развития психического, социального, физического (17). Важны также степень мотивации и тренированности к различным нагрузкам (психосоциальным, температурным, климатическим, физическим и др.), места рождения и последующего проживания до переезда. Очень серьезное влияние оказывают в этом отношении экономический и культурный уровни семьи, тип питания (традиционное, сбалансированное, дефицитное по содержанию витаминов, микроэлементов и других биологически активных веществ), состав питьевой воды (талая и др.), характер и степень экологического загрязнения и пр. Решающее значение при этом принадлежало интенсивности и контрастности изменения средовых влияний, по сравнению с предыдущими условиями .Например, перелет самолетом с пересечением нескольких часовых поясов переносится гораздо тяжелей, чем 3-х дневное плавание по р.Енисею; переезд из жары в холод сопровождается большим напряжением адаптации, по сравнению, с поездкой из Заполярья в среднюю зону России. Дополнительной мобилизации приспособительных механизмов требуют новые необычные климато-географические условия, но и помещение ребенка в детское учреждение, школу, смена языковой среды, другая культура, традиции и связанные с ними новые требования общения и поведения, состояние здоровья в это время и многое другое. В этом начальном периоде приспособления происходила максимально возможная мобилизация (напряжение) морфо-функциональных систем, что требовало повышения (порой весьма значительного) энергозатрат организма, интенсификации деятельности нейро-гормональной и иммунной систем, и метаболических перестроек. Адаптация облегчается, если родители и воспитатели, учителя помогают ребенку преодолеть психологические барьеры “вживания “ в новую для него социальную среду, облегчают учебную нагрузку, чаще поощряют его успехи, не наказывают и не ругают, проявляют внимание и дополнительную заботу. Чаще, чем обычно ребенок должен играть на свежем воздухе (разумеется, с учетом погодных условий). Следует учесть своеобразие контингента людей, вынужденных адаптироваться в новых условиях. Зачастую это мигранты, беженцы из зон военных конфликтов, природных катаклизмов. Наряду с большими материальными потерями, разорением, лишением жилья и т.п., они пребывают в шоке, в постоянном страхе, тяжелой депрессии. Естественная адаптация, привыкание к новому месту жительства, людям, климату, питанию, своему необычному статусу — занимает у них многие месяцы, а иногда — и годы. В то же время, дети, подростки, занимающиеся спортом, вынуждены при участии в соревнованиях по несколько раз за год выезжать на далекие расстояния от дома. На новом месте они проводят несколько дней или пару недель. Адаптация, а затем, по возвращению домой, реадаптация, у них продолжаются по несколько дней—недель. Создается ложное впечатление легкости адаптации, “ привыкли-де“— говорят тренеры и родители. Каждая такая “встряска “ организма не проходит бесследно. У них нарушаются биоритмы, страдают сон, аппетит, самочувствие, снижаются спортивные результаты, у девушек нарушаются или часто временно прекращаются месячные. Но это только видимая часть “ айсберга“ платы за адаптацию. Психоэмоциональное утомление, иммунные и гормональные сдвиги не проходят бесследно. При углубленном исследовании находят тахикардию, преходящую сердечную аритмию, колебания артериального давления, расстройства процессов пищеварения (секреция, переваривание, всасывание, моторика). Поэтому такой спортивный режим не может быть рекомендован подросткам, да и для взрослых спортсменов — он вреден. Не случайно, участники особенно ответственных соревнований приезжают в район соревнований для адаптации задолго до их начала.

 

Длительность и исход стадии тревоги (первая фаза адаптации по Селье) обычно весьма индивидуальные, и при благоприятных сочетаниях она постепенно переходит в более или менее длительную стадию относительной адаптированности (вторая фаза адаптации), когда уровень функционального напряжения уменьшается, стабилизируется или даже нормализуется. Однако при повторяющихся, длительных, интенсивных неблагоприятных воздействиях среды постепенно или реже внезапно происходит срыв адаптационного напряжения и развивается болезнь (появляется клиническая симптоматика), что требует нередко смены условий существования и деятельности на менее раздражающие. Хорошо установлено благоприятное влияние на здоровье человека и облегчение его адаптации к внешней среде соответствующих социально-гигиенических и техногенных приспособлений, отвечающих требованиям его биологической и социальной природы. Чем меньше грубых противоречий между биологическими, психологическими и социальными возможностями человека, с одной стороны, и влиянием окружающей среды, с другой стороны, — тем здоровее и легче жизнь.

 

До конца 60-х годов ХХ века показатели детского здравоохранения на Севере постоянно были гораздо хуже, чем в средней полосе страны. Именно в это время началась большая перестройка всей медицинской службы, и одновременно резко улучшилось социально-экономическое положение в Норильске, Игарке, Дудинке, что было связано с интенсивным промышленным развитием этого богатейшего природными ресурсами региона. В этих городах были построены современного типа утепленные дома с центральным отоплением и водоснабжением, значительно улучшилось снабжение продуктами питания, особенно для детей и беременных женщин. Построены отвечающие новым санитарно-гигиеническим требованиям школы, спортивные залы, детские сады, во дворах — крытые катки. В 1976 году детская смертность в Норильске составила 18 на 1000 детей до 1 года, что было заметно меньше, чем во многих климатически более благоприятных областях СССР. Родилось недоношенными 6%, врожденные уродства составили 1,4%, и все другие параметры, характеризующие состояние новорожденных, стали такими же, как в Красноярске, и не хуже показателей центральных городов. Все это указывало, что при создании благоприятных социально-бытовых условий жизни, повышении материального благосостояния населения, систематическом проведении комплексных мер охраны здоровья матери и антенатальной профилактики болезней плода, при квалифицированной и доступной медицинской помощи на всех этапах наблюдения женщин и детей, то даже в крайне суровых климатогеографических условиях высоких широт можно вполне обеспечить удовлетворительное внутриутробное развитие плода, рождение детей с высоким потенциалом жизнестойкости, которые быстро приспосабливаются к новым условиям существования и в дальнейшем удовлетворительно развиваются (18). Разумеется, климатические трудности сохранялись, неблагоприятное влияние сезонных смен освещенности (полярная ночь и полярный день), большая оторванность от остальной части страны, — все это отрицательно действовало на каждого человека и, в первую очередь, на детей и подростков. Однако применяемые меры социальной защиты приносили свои положительные плоды.

 

Физическое развитие детей в Норильске в целом протекало вполне удовлетворительно, хотя и выявлялись некоторые условия, оказывающие определенное тормозящее влияние. Так, у детей в первые 1,5 года после переезда на Север отмечено замедление темпов роста. Интересно, что у детей, поступавших в детский сад в других городах (не на Севере), тоже на протяжении 1—1,5 лет темп роста был несколько снижен. Очевидно, что в обоих случаях речь идет о периодах адаптации. Обычно через год темпы нарастания роста резко усиливаются, как будто бы “организм стремится наверстать упущенное время роста”. По-видимому, умеренное замедление темпов роста в ранней стадии напряжения адаптации к резким изменениям среды обитания является биологически целесообразной реакцией, и не требует специальных вмешательств, направленных на усиление процессов роста, но, естественно, необходимо с первого дня создать условия быстрейшего и минимально травматического приспособления ребенка к новой среде.

 

Чаще всего напряжение адаптации было в существенной мере связано с психологическими проблемами приспособления. Если, спустя 1— 1,5 года после переезда в Заполярье (или поступления в детский сад, в новую семью и т.п.), темпы роста (6-ти месячные прибавки в росте) все еще остаются сниженными, то это объективно может указывать на неудовлетворительные условия жизни, существенно затрудняющие адаптацию. Это служит веским основанием для введения определенных дополнительных коррекций, необходимых в соответствии с конкретной ситуацией.

 

Резкие изменения среды обитания, связанные с переездом в контрастную климатическую область или в непривычные социальные условия, сопровождаются обычно психоэмоциональным напряжением. Стресс на этом этапе проявляется повышенной тревожностью, нарушением сна, аппетита, слезливостью, капризами, многочисленными жалобами: на головную боль, слабость, боль в сердце, в животе, в ногах, быструю утомляемость, плохое самочувствие. Подобная реакция наблюдалась нами почти в половине случаев и при поступлении неподготовленных к школе 6—7 летних детей в первый класс школы, а также в случае смены школы, детского сада, и даже при переезде в связи с учебой коренных жителей Севера в Красноярск (в климатически более благоприятный регион). Все это указывает на комплексный характер воздействий на организм ребенка климатогеографических, погодных, психологических и социальных факторов. Своевременный учет силы и направленности действия этих влияний позволяет родителям, врачу, учителю рано вмешаться, ослабить по возможности, вредные, и повысить роль благоприятных факторов среды. Хорошие бытовые условия, тепло в доме в холодную погоду, доброжелательный психологический климат в семье и новом коллективе, добротная одежда по погоде, рациональное питание, профилактическое посещение врача, учет его советов и многое другое — оказывают заметное облегчение при адаптации.

 

Адаптационная перестройка довольно часто протекает с напряженным изменением динамического стереотипа, значительным ослаблением условных рефлексов. У детей младшего возраста при неблагоприятной адаптации может произойти временная некоторая потеря приобретенных ранее умений, навыков, определенная ретардация развития. Дети замыкаются в себе, меньше говорят, всего пугаются, малыши перестают проситься на горшок, у более старших — появляется или возобновляется ночной энурез. Это сопровождается повышением склонности к обострению ранее затихших хронических болезней и нередким возникновением острых заболеваний. Громадное значение для психической адаптации ребенка имеют условия жизни в семье, психологический климат в семье и коллективе, отношения родителей к ребенку и между собой, степень предварительной подготовки ребенка к перемене условий жизни и т.д.

 

Двигательная активность ребенка является важнейшим компонентом его нормальной жизнедеятельности. Мышечная работа способствует накоплению клетками энергетических потенциалов, стимулирует рост и развитие, улучшает окислительно-восстановительные процессы в тканях, повышает устойчивость внимания, а отсюда и успеваемость. В последние десятилетия в связи со значительным увеличением комфортных условий жизни, совершенствованием транспорта, развитием телевидения, интернета и большим нарастанием учебной нагрузки учащихся, повсеместно произошло резкое уменьшение двигательной активности детей, и особенно в школьном возрасте. Гиподинамия наиболее выражена в районах сурового климата и тяжелой экологической обстановки, вызванной частым смогом, задымленностью, чрезмерной влажностью, высоким содержанием в атмосфере городов токсичных аэрозолей, автомобильными и промышленными выбросами. В таких ситуациях люди предпочитают не выходить из дома. Гиподинамия — бич современности, оказывает крайне неблагоприятное влияние на здоровье человека, и особенно тормозит физическое и психическое развитие детей. В условиях промышленного Заполярья все эти негативные факторы присутствуют воедино. С целью преодолеть гиподинамию школьников в Норильске проведено специальное целевое исследование совместно с Ю.И.Гончаровым и Е.И.Прахиным (17). С сентября по июнь наблюдали три группы школьников 11 лет: 1.контрольная группа — обычный режим, занятия физкультурой 2 раза в неделю на уроках; 2-я группа — дети дополнительно занимались физкультурой дома по указанию преподавателя; 3-я группа — спортсмены. Исходный уровень физических данных, физической подготовки — были в сентябре (начало наблюдения) одинаковыми. Двигательная активность (число шагов) в течение дня составляла около 19000 шагов, то есть существенно меньше, чем в среднем в других регионах страны. В первой группе к середине января (полярная ночь, сильный холод, ветер) все показатели ухудшились, в 2,5 раза уменьшилась двигательная активность и физическая сила. В экспериментальных группах двигательная активность тоже несколько уменьшилась, но менее существенно, а все параметры физической подготовки продолжали улучшаться. К 31 мая в контрольной группе двигательная активность, хоть и повысилась, по сравнению с январскими данными, но не достигла исходного уровня (в сентябре), показатели физической подготовки (бег, прыжок, подтягивание на перекладине) немного снизились по отношению к исходному, рост увеличился в среднем на 4,4см и вес на 7,9 кг. Во второй и третьей группе все показатели достоверно превосходили исходные и были достоверно лучше, чем в контрольной группе. Показательно, что по росту школьники экспериментальных групп обогнали контрольную группу на 3,2 см и на 4,3 см, но по весу были меньше первой группы на 4,2 кг и на 4,9 кг. Дети в экспериментальных группах развивались гармонично, а в контрольной группе преобладало накопление излишнего жира. Таким образом, повышение двигательной активности путем дополнительных занятий физкультурой дома или в спортклубе способствовало преодолению отрицательных экологических условий Крайнего Севера, дети хорошо развивались, у них возросла мышечная сила, ловкость, подвижность, выносливость и по своим физическим параметрам они даже превосходили однолеток из других городов страны, не занимающихся дополнительно физкультурой. Эти сведения получили подтверждение по результатам дополнительных специальных исследований. Удельная работоспособность, определяемая по PWC170 в кгм\мин на 1 кг массы тела (Physical working Capacity), в начале эксперимента была во всех группах практически одинаковой, но затем начала снижаться в контрольной группе по мере снижения двигательной активности и в конце учебного года оказалась на весьма низком уровне. За то же время в опытных группах удельная работоспособность достоверно повысилась, и лишь в период полярной ночи было некоторое ее уменьшение. Аэробная производительность (наиболее объективный показатель), определяемая как удельное максимальное потребление кислорода (МПК) за 1 мин в расчете на 1 кг массы тела, у детей контрольной группы существенно снизилась в период полярной зимы, и в дальнейшем до весны не восстановилась, оставаясь на довольно низком уровне. В группе школьников, дополнительно занимающихся физкультурой, величина удельного МПК отчетливо повысилась и в конце мая существенно превосходила исходный уровень, отражая, несомненно, более продуктивную их мышечную деятельность. Параллельные наблюдения, проведенные нами в школах Красноярска, дали в основном подобные результаты. Однако надо отметить, что у детей в Красноярске параметры морфофункциональной системы транспорта и потребления кислорода в сопоставимых группах мальчиков и девочек все же оказались несколько лучше, чем у детей в Норильске. Условия Заполярья, несомненно, оказывают тормозящее действие на физическое развитие детей и подростков. Эти сравнения еще раз доказывают, что к числу важнейших мероприятий, направленных на повышение адаптации детей в неблагоприятных экологических условиях, и способствующих улучшению их физического развития и совершенствованию деятельности практически всех функциональных систем, необходимо отнести обязательное систематическое целенаправленное физическое воспитание в домашних условиях и в спортивных клубах для всех детей. У детей в Норильске и в Красноярске, занимавшихся дополнительно физкультурой в домашних условиях или в спортивных секциях, довольно быстро выработался стереотип поведения, направленный на регулярные спортивные занятия даже по собственной инициативе. Развилась столь важная в этом возрасте повышенная мотивация движений, регулярность нагрузок, интерес к личному участию в спорте.

 

Следует заметить, что преодоление гипокинезии и рациональное физическое воспитание — это важнейший дополнительный путь борьбы с большой группой опасных заболеваний, а также стимулирование нравственного и морального воспитания, выработка здоровых стереотипов, борьба с вредными привычками и асоциальным поведением, то есть речь идет о многостороннем комплексном оздоровлении всего подрастающего поколения. Следовательно, забота о столь важном деле носит общегосударственный характер, и потому доступность для детей и подростков спортивных площадок и залов должна быть повсеместной и бесплатной. В современных социально-экономических условиях далеко не каждая семья может предоставить ребенку оплату регулярных занятий физкультурой и, тем более, спортом. Очевидно, что без государственной и общественной поддержки все эти многократно обоснованные пожелания превратятся в пустые разговоры.

 

Адаптация к холоду, гипоксии, физической нагрузке и другим стрессовым долговременным воздействиям протекает однотипно: усиливается синтез нуклеиновых кислот и белков в клетках, “ ответственных за адаптацию“ морфофункциональных систем, возрастает биосинтез митохондрий и устраняется дефицит энергии. В то же время, чрезмерная функциональная перегрузка приводит к срыву адаптации, “ переадаптированности“ систем. Они парадоксально приобретают структуру и функции, аналогичные деадаптированным (атрофированным от бездействия, детренированным вследствие гипокинезии) системам (Ф.З.Меерсон, (19). Адаптация организма в меняющихся условиях среды будет идти тем совершеннее (быстрее, экономичнее, с минимальной “платой“ за адаптацию), чем совершеннее развитие организма и уровень функционирования его физиологических систем, адекватность дополнительных нагрузок возможностям конкретного человека. Этому соответствуют многочисленные клинические наблюдения: здоровые, хорошо развитые, спортивные дети быстрее и с меньшими психологическими и энергетическими потерями приспосабливаются в новых условиях, реже болеют, чем дети, развитие которых было отягощено болезнями и\или гипокинезией.

 

Избыточно комфортные условия жизни и воспитания, изнеженность, “ гиперопека“, уменьшающие естественную двигательную активность ребенка, исключающие возможность его тренирования к действию различных кратковременных и не интенсивных раздражителей (холод, физические и эмоциональные нагрузки и др.), не могут считаться оптимальными, поскольку при этом недостаточен стимул для активации естественных механизмов адаптации.

 

Организм ребенка высоко раним, более чувствителен к действию экстремальных факторов, но незавершенность его развития позволяет, в то же время, путем разумных, индивидуально подобранных тренировок повысить его устойчивость. Формирование организма в онтогенезе осуществляется при условии оптимально высокой функциональной активности органов и систем и, напротив, бездеятельность не только задерживает, но и существенно нарушает развитие как отдельных органов, так и всего организма ребенка.

 

Забота о долговременной адаптации должна начинаться в детстве, ребенка нужно готовить путем осторожных тренировок к будущим нагрузкам (гипоксии, повышенной физической и психической деятельности, к стрессовым воздействиям). Учитывая общность молекулярных механизмов адаптации, могут быть использованы методы перекрестной тренировки, повышения устойчивости. Например, регулярная адекватная физическая нагрузка сопровождается не только увеличением мышечной силы, но и повышением переносимости колебаний температуры и содержания кислорода в окружающей среде, улучшается устойчивость к психологическому стрессу и т.п. Напротив, уменьшение двигательной активности ведет не только к падению деятельности аппарата кровообращения (критическая нагрузка деадаптированного сердца составляет менее 40% нормального — Ф.З.Меерсон), но и к снижению устойчивости по отношению к “ стрессирующим“ воздействиям (20).

 

Стресс переезда в резко ухудшенные по важным параметрам условия жизни оказывает существенное тормозящее действие на физическое развитие ребенка, задерживает темпы роста и полового созревания, а также вызывает нарушения психоэмоционального настроя и стереотипа поведения. Поэтому в критические периоды роста и биологического развития, очевидно, следует рекомендовать родителям, по возможности, воздержаться от переезда ребенка в новые, а тем более суровые климатические условия, от необязательных переходов из одного детского сада в другой, из школы в школу и т.п. А если переезд все же состоится, то проводить его целесообразно в летнее время, создать ребенку максимально благоприятную бытовую и особенно психологическую обстановку. Адаптация ребенка должна быть под контролем врача и родителей, это время серьезных перестроек в организме.

 

Одновременно важно учитывать возрастные и половые физиологические возможности ребенка в разные сезоны года и стремиться таким образом организовать физические, психологические, иммунологические (прививки) и другие нагрузки, чтобы они соответствовали биологическим ритмам деятельности функциональных систем ребенка. Это особенно серьезно в период изменений погоды, зимой, весной, и во время адаптации или реадаптации (возвращение с юга), когда чаще отмечается адаптационное напряжение и существенно снижаются функциональные резервы организма, уменьшается предел прочности и биологической надежности этих систем. Заранее планировать и готовить ребенка к переменам.

 

Климат в Заполярье пока изменить не удастся, но громадный объем проведенных социальных, инженерных, гигиенических и медицинских мероприятий значительно уменьшил отрицательное влияние суровой экологии на ребенка. Об этом говорит, в первую очередь, снижение до уровня ведущих центров страны заболеваемости детей, резкое уменьшение детской смертности (в 2007 году показатель детской смертности в Норильске составил 8,0 на 1000 детей до 1-го года), удовлетворительный уровень физического развития, вновь появились признаки акселерации физического и полового развития. За сравнительно короткий срок в результате мер повышения социальной защиты существенно улучшились здоровье и развитие детей и подростков, повысилась их адаптация к жизни на Севере, снизилась “ плата“ за адаптацию.

 

Морфофизиологические перестройки, связанные с адаптацией, как видно, были вторичными, а основой явилась социальная адаптация. Но все же, несмотря на высокий уровень современных мер социальной защиты, весьма нежелателен переезд на Север женщин во время беременности, детей в первые 2—3 года жизни, девочек — в период полового созревания, а также детей, которые, проживая в районе средних широт или юга, часто и длительно болели респираторными и другими заболеваниями, тяжелыми хроническими болезнями. 

 

До сих пор нет достоверных данных о генетической адаптации аборигенов к экстремальной среде обитания. Имеющиеся в литературе сведения о некоторых своеобразных наследственных биохимических характеристиках у народностей Севера не имеют отношения к процессам адаптации к климатическим условиям Севера. Публикации результатов исследований на Аляске, в Канаде, Финляндии — подчеркивают важность социально-экономической и технической помощи аборигенам для облегчения их жизни в трудных условиях. Проводятся специальные программы улучшения питания, снабжения витаминами и микроэлементами, овощами и фруктами, и особенно много внимания уделяется повышению культуры и умений аборигенов в заготовке местных ягод, трав, рыбы, мяса зверей.

 

Среди коренных жителей Севера разных стран с очень молодого возраста весьма распространены курение и потребление крепких алкогольных напитков мужчинами и женщинами. Практически во всех странах постоянно ведется борьба с этим злом.

 

Наши длительные и обширные наблюдения не дали оснований говорить о генетической адаптации на Севере. Можно предполагать, что в естественных, традиционных для северных народностей условиях, у детей раннего возраста происходит эпигенетический импринтинг, связанный с традиционным питанием сырой рыбой, мясом, местными растениями и ягодами, и особыми условиями жизни. Однако ни генетика человека, ни предполагаемый импринтинг не являются решающими для адаптации в суровых условиях Заполярья. Резкое ухудшение показателей здоровья и развития детей в 90-е годы 20 века, когда внезапно снизилась социальная и экономическая помощь государства, подчеркивают решающую роль техногенных, социальных и экономических факторов в обеспечении более или менее безболезненной адаптации и жизни в неблагоприятных условиях окружающей среды.

 

Эволюционный естественный отбор не прекратился, но он потерял свое ведущее значение в прогрессивной эволюции человека. Решающую роль для жизни человека приобрел научно-технический, социальный прогресс. Очевидным стало главное значение в адаптации человека к экстремальным условиям, и в том числе, на Севере — социальных мер приспособления, защиты его от повреждающих влияний окружающей среды. По-видимому, биологической или генотипической адаптации человека специально к суровым условиям высоких широт не произошло в прошлом и тем более не будет в будущем. Однако это ни в коей мере не исключает возможность необходимых определенных перестроек в организме человека в процессе его онтогенеза. Приобретенные в результате этого адаптационные изменения помогают ему лучше приспособиться к окружающей среде. Выработанные в процессе филогенеза генетические предпосылки адаптации дают возможность развития в организме морфологических и функциональных приспособлений к действию достаточно значительных, но не чрезмерных, раздражителей внешней среды.

 

Предыдущая часть       Следующая часть

Содержание книги

Вверх






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.