18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Помня о прошлом, стремиться в будущее (статья Ж.Ж.Рапопорта)

Фото «Я счастливый человек»: в память об Анатолии Колесниченко

Фото К 45-летию БСМП: Больница с железным характером

Фото Эндокринологической службе Красноярского края – 65 лет!

Фото Красноярскому медуниверситету – 75 лет!

Фото Воспоминания. Служба в Германии после войны

Фото "Доктор Мельников": вспоминает А. Коновалов и П. Гаврилов

Фото Воспоминания. Встреча с именем В.Ф. Войно-Ясенецким в Германии

Фото "Доктор Мельников": вспоминает друг детства В. Некрасов

Фото Воспоминания. День Победы

Фото "Доктор Мельников": вспоминают И. Артюхов и К. Фурсов

Фото Воспоминания. Чудо спасения


Воспоминания. Учеба в Красноярской царской женской гимназии

    Комментариев: 0     версия для печати
Воспоминания. Учеба в Красноярской царской женской гимназии

Продолжение личностно-биографического повествования "Ровесница лихого века", Т.П. Сизых

Предыдущая часть

Следующая часть

Cодержание книги

Знание есть сила, сила есть знание.

Бэкон Френсис

 

В 1917 году 16 сентября Наде исполнялось 7 лет. Родители к тому времени уже решили, что дочь пойдет учиться в губернскую женскую гимназию, что находилась в центре города по улице Воскресенской (Мира). Приняли ее в подготовительный класс осенью 1918 г., так как она еще не знала букв, не умела писать, читать и считать. Вспоминая, она говорит: «В те времена в их среде не было принято детей учить этому дома». Хотя оба родителя были грамотными. Мать окончила двухклассную начальную школу, а отец помимо этого – еще и специальное железнодорожное училище.

 

Гимназия располагалась в центре города по улице Воскресенской, рядом с магазином Гадалова. (После революции улицу эту назовут Советской, потом проспектом Сталина, а позже – проспектом Мира.)

 

Это было красивое двухэтажное здание из красного кирпича, которое отстояло на приличном расстоянии от проезжей части улицы. В настоящее время в нем располагается Красноярский государственный педагогический университет.

 

Как мы узнали из очерка об истории развития образования в Енисейской губернии, в том числе в г. Красноярске, было достаточное число двух-, трехклассных и четырехклассных, в том числе и женских училищ (школ). Однако родители Нади Бранчевской поставили цель дать ей в будущем университетское образование, куда принимали только лиц, успешно окончивших гимназию или духовную семинарию.

 

С 1914 года спрос на обучение в гимназиях в сибирском городе стал превышать их возможности. Население города стремительно росло в связи со строительством и вводом железной дороги, а также с переселением народа. Железная дорога явилась мощным толчком для развития промышленных предприятий, торговли, а с переселением – и сельхозпродукции. Если в 1905 году по завершении строительства Транссиба население города составляло 43,3 тыс. человек, а в 1910 г. – 73,5 тыс. Так учащихся в женской гимназии в 1879 году было лишь 187, то в 1895 г. их стало 269. Количество их из года в год росло: в 1900 г. было обучающихся уже 426, в 1905 г. – 673, в 1915 г. – 878, а в 1918 г. эта цифра возросла до 942 учениц. Пришлось открывать двойные классы, и даже по четыре. Нужны были дополнительные площади. Поэтому уже в ноябре 1902 г. к зданию женской гимназии была возведена пристройка с западной, а в 1910 году и с восточной стороны. В 1912 году Красноярская гимназия по численности обучающихся была самым крупным женским учебным заведением в Восточной Сибири. Возросла значительно численность учениц гимназии, и это вынудило педсовет женской гимназии обратиться с докладной к Енисейскому губернатору И. И. Крофту с просьбой о необходимости открытия в Красноярске второй женской гимназии (с шестью годами обучения). Усилия увенчались частичным успехом, разрешили пока открыть женскую прогимназию, которая и появилась в сентябре 1914 года на Всехсвятской улице. Такой же вопрос поставил педсовет и по открытию второй мужской гимназии.

 

Женской гимназии дали добро на возведение надстройки третьего этажа, а также для завершения устройства собственного храма на собранные пожертвования. Храм был вскоре устроен, а начавшаяся Первая мировая война не позволила воплотиться задумкам– планам по расширению здания женской гимназии за счет надстройки третьего этажа, хотя такое решение городской управы было принято.

 

В 1916 году городская дума, рассмотрев очередной доклад училищной комиссии, единогласно постановили возбудить перед Министерством народного просвещения ходатайство о необходимости в Красноярске открыть еще вторую мужскую гимназию, поскольку «интересы больше чем ста детей нельзя оставлять без внимания...». Министерство народного просвещения проигнорировало просьбу из-за отсутствия средств, а приняло решение открыть мужскую прогимназию (как в 1914 году женскую прогимназию).

 

Зато вопрос об открытии частной мужской прогимназии на средства города решился положительно и быстро. Генерал-губернатор Восточной Сибири (Иркутска) дал свое согласие на ее строительство Красноярскому городскому управлению. Тогда Енисейская губерния подчинялась Восточно-Сибирской губернии.

 

Летом 1917 года общее собрание родителей и учеников мужской прогимназии согласилось с решением педсовета на предмет преобразования прогимназии в учебное заведение смешанного типа по половому признаку «из соображений чисто педагогического характера». Городская дума, рассмотрев заявление, согласилась с педсоветом, и уже в 1917 учебном году состоялся прием в данное заведение и мальчиков и девочек.

 

Как видим, была напряженная обстановка для поступающих в гимназию. Перед зачислением дети сдавали экзамен, так как велся отбор достойных по успехам в учебе учащихся. Надежда Алексеевна этот экзамен успешно преодолела. Она была зачислена в Красноярскую губернскую женскую гимназию в 1917 году в подготовительный класс.

 

Учеба в гимназии была платная. Так, в 1878 году за учебу в подготовительном классе платили 12, в первом классе – 16, во втором – 18, в третьем – 20, в четвертом – 22, в пятом 24 и шестом – 26 рублей в год. Такая же плата – около 25 рублей – была в казенной гимназии г. Киева, а в частной в подготовительном классе она доходила до 60 рублей (В. А. Лисичкин, 2005).

 

Списки учениц Красноярской женской гимназии с указанием года рождения гимназиста, социального положения, принятия и выбытия (ГАКК. ф. 265, оп. 1, д. 254, Л. 338 об – 339)

 

С 1889 года в связи с введением обязательных уроков гимнастики, рисования и пения, с расширением библиотеки и проведения ремонта здания, плату за обучение в низших классах подняли до 40, а в старших – до 50 и 70 рублей соответственно. Так что за учебу Надежды Бранчевской ее родители вносили сумму 50 рублей, а возможно – и более, так как училась она в лихие 1918–1920 годы.

 

В российских гимназиях была продолжительность учебы семь лет (подготовительный класс – один год, а основной курс – шесть). Таков был курс среднего образования. Таким образом, в университет принимали с семилетним гимназическим образованием и пятилетним в духовной семинарии, но с предварительным двухгодичным обучениием в духовном училище (то есть после 7 лет учебы).

 

В каждой гимназии был еще восьмой год обучения, на котором давали педагогический курс. Гимназисты(ки), окончившие восьмой класс, получали диплом учителя.

 

Принимали детей в гимназию в подготовительный класс с 7 лет, могли принять и с 8–9, а в первый класс – 8–10 лет. До 1920 года девочки учились в женской гимназии, а мальчики до 1918 года – в мужской. Совместное учение девочек и мальчиков было сверхнеприлично, тем воспитывали стыдливость, целомудрие и уважение к противоположному полу. Когда возникла объективная нужда в обучении тех и других вместе, по этому поводу даже собиралась городская дума.

 

Учебный год был продолжительностью в 9 месяцев. Делился он на два семестра (полугодия). Начинался учебный год с середины августа. Ежегодно по окончании каждого класса ученик держал испытания, переводные экзамены. После которых с 15 июня по 15 августа уходили на каникулы.

 

Изучаемые предметы были как обязательные, так и необязательные (желает изучать или нет, избирает из этих предметов для освоения ребенок по собственному усмотрению). В число обязательных предметов входили: Закон Божий, русский язык, история, естественная история, чистописание, арифметика, геометрия, география, физика, для девочек – рукоделие. В гимназиях обязательно изучали и осваивали два европейских языка: француз-

ский и английский.

 

Начальницей женской гимназии в годы учебы Нади Бранчевской была М. П. Попова (1918–1919), а председателем педсовета – А. П. Оносовский (1907–1919). Учебно-педагогическая база Красноярской женской гимназии к 1912 году значительно улучшилась. Она пополнилась наглядными пособиями, в частности были открыты физический, исторический и другие учебные специальные кабинеты. Если в 1880 году ее библиотека насчитывала всего 394 тома из 178 названий книг, то к 1914 году в фундаментальной библиотеке гимназии насчитывалось 3546 томов, а учебной – 3524. В здании женской гимназии в 1914 году заменили печное отопление на центральное.

 

Учителями Надежды Алексеевны Бранчевской в годы учебы в гимназии были: Н. А. Арлянский, вел русский язык и словесность, статский советник, окончивший юридический факультет Казанского Императорского университета, кавалер орденов Св. Станислава и Св. Анны III степени; А. М. Солодчин – законоучитель, кандидат богословия Казанской духовной академии; А. Е. Скороходова преподавала арифметику и естествознание, окончила высшие женские курсы в Санкт-Петербурге и М. А. Рутченко вел рисование, окончил Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств. В отчете за 1894 год по штату трудился в Красноярской женской гимназии 31 человек, из них начальница – 1, учительниц – 21, классных надзирателей – 8 и прочих – 1. Как видим, учителя имели серьезную подготовку.

 

«Учитель, – как вспоминает Надежда Алексеевна, – обладал непререкаемым авторитетом, имел право из числа учебных пособий сам выбирать то, которое больше всего соответствовало его методике обучения» (В. А. Лисичкин, 2005).

 

О материальном обеспечении учебного процесса в женской, а также и мужской гимназиях, заботился специально созданный на общественных началах попечительский совет. В состав которого в годы учебы гимназистки Нади Бранчевской входили: председатель Е. Г. Колпакчи, врач (1912–1919); члены совета: А. П. Оносовский – председатель педагогического совета, М. П. Попова – начальница гимназии, а также В. И. Староверов, М. А. Ставровский, К. А. Смирнова, А. А. Тропина, В. П. Усков, П. Е. Шмандрин и другие. Почетными попечителями женской гимназии в разные годы были по несколько лет – почетный гражданин города Н. А. Гадалов, почетная потомственная гражданка г. Красноярска А. Ф. Кузнецова, выходец из сословия купцов-золотопромышленников, и М. И. Теляковская, супруга Енисейского губернатора и другие.

 

Все учебные заведения города, в том числе гимназии, благотворительные учреждения, заведения культуры и другие «строились и существовали в основном за счет пожертвований меценатов, так как городская казна во все времена была скудна» (И. Ф. Потапов). Женская гимназия была построена на пожертвование А. Ф. Кузнецовой с дочерью Александрой Петровной (даровали 35 000 рублей), купца из г. Канска И. Н. Некрасова (20 000 рублей), купца Т. Щеголевой (4000 рублей), купцов Г. В. Юдина (5000 рублей), Н. Г. Гадалова, И. С. Токаревой (2000 рублей), С. В. Васильева, В. А. и О. А. Данилова (по 1000 руб.) и других. К моменту постройки двухэтажного здания женской гимназии в 1885 году ее капитал составлял 72 000 рублей. Семья купца Кузнецова, помимо того, при открытии женской гимназии положили 30 000 рублей на проценты, на которые в последующие годы гимназия содержалась.

 

За содержание и качество учебного процесса нес ответственность педагогический совет, председателем которого с 1907 по 1919 год был А. П. Оносовкий. Надежда Алексеевна Бранчевская училась в гимназии с августа 1918 по январь 1920 года.

 

За здоровьем детей в царское время постоянно отслеживал школьный врач, который всех детей осматривал при поступлении в гимназию, проводил прививки и другую профилактическую и санитарно-гигиеническую работу.

 

Бессменным врачом женской гимназии с 1891 по 1919 год был врач Р. К. Пикок, окончивший Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Он являлся активным действительным членом Общества врачей Енисейской губернии, имел большой опыт работы земского врача и хирурга-офтальмолога.

Согласно статистическим данным за 1904 год, по социальному происхождению ученицы женской гимназии распределились следующим образом: дочери чиновников и дворян составили 34 % от общего числа обучающихся, почетных граждан – 7,3 %, мещан и ремесленников – 37,6 %, военных – 3,8 %, крестьян – 12,7 %, казаков – 0,8 %, духовного звания – 2,5 %, ссыльнопоселенцев – 1,1 % и иностранных подданных – 0,2 %. Как видим, набор учащихся был достаточно демократичен. Большинство гимназисток были из простых сословий – 58,7 %. А что насочиняли большевики, то была клевета и ложь. Так, сословный состав учениц был в 1895 году с небольшим перевесом в сторону зажиточного класса: из 258 учениц детей дворян и чиновников училось 129, мещан и ремесленников – 63, почетных граждан и купцов – 31, крестьян – 22, духовного звания – 7 и прочих – 6 (160 из 258). Однако 98 детей в гимназиях учились из семей крестьян, ремесленников, мещан, духовных семей и прочих. Учились в гимназиях дети и беднейших родителей. Таковых в 1908 году было 76, а в 1909 г. – 89. Для них городской думой были учинены две стипендии по 60 рублей в честь памяти 100-летия со дня победы в Отечественной войне 1812 года. Их выделяли детям из беднейших семей. При этом весьма способных воспитанников из числа бедных отправляли на выделенные Государем стипендии в университет. Ежегодно выделялось 10 стипендий. В 1914 году городская дума дополнительно утвердила 4 стипендии по 50 рублей для детей беднейших семей в память о 300-летнем юбилее царствования Дома Романовых (позже в 1917 году она будет переименована на стипендию им. И. С. Тургенева).

 

Гимназистки, как и гимназисты, должны были подчиняться строго регламентированным правилам поведения:

  1. При встрече с Государем Императором и членами Императорской фамилии останавливаться и почтительно кланяться (в 1891 году Красноярскую мужскую гимназию посетил цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из кругосветного путешествия).
  2. На улицах и во всех публичных местах держать себя скромно, благопристойно.
  3. При встрече с начальствующими лицами и лицами учебно-воспитательного состава отдавать им должное почитание.
  4. Вне дома носить форменную одежду без излишних украшений. Учащимся гимназий запрещалось:
  • Прогулки в вечернее время без родителей (с наступлением сумерек).

  • Посещать без родителей театры, концерты, цирки, действие вечера, выставки.

  • Посещать оперетки, фарсы, маскарады, клубы, танцы, рестораны, кофейни и другие места, пребывание в которых является для учащихся предосудительным.

  • Посещать судебные заседания, заседания городской думы, дворянских и земских собраний.

  • Участвовать в качестве исполнителей и распорядителей в спектаклях и концертах, устраиваемых вне стен учебного заведения, а также распространять входные билеты.

  • Посещать публичные лекции научного характера без особого разрешения своего учебного начальства.

 

Такие ли ныне правила поведения в школах? А следовало б их возродить и тем детей уберечь от многого зла, кстати, в 70-е годы советского времени было постановление горисполкома, запрещающее подросткам быть на улице, вне дома позже 21 часа!

 

Каждый ученик имел лично ему выданный именной билет (удостоверение) с подписью начальника гимназии, заверенной печатью учебного заведения для установления личности в случае надобности.

 

Во всех учебных заведениях России второй половины XIX века от церковно-приходских школ, школ городских и школ Министерства народного просвещения и до университетов в основу воспитания была положена идеология: «Православие – самодержавие – народность».

 

Как гимназистки, так и учителя носили формы. Девочки в будничные дни ходили в школу в коричневом платье с черным фартуком. Платье носили длиной до половины голени с длинными рукавами. Воротничок отложной, с белым сверху нашитым воротничком и белыми подшивками на рукавах у запястья. Формы шились строго классически, без каких-либо излишеств. В косы вплетались в будничные дни коричневые или черные атласные ленты и завязывались банты. Все девочки были с косами. Стрижки были в те годы неприемлемы. Каждое воскресенье все гимназистки утром приходили в школьный храм на обедню – богослужение. Должны были быть в коричневых платьях, но уже в белых фартуках, а в косы вплетались и завязывались белые атласные ленты с бантами, как в двунадесятые православные праздники.

 

В женской гимназии преподаватели в основном были учителя-женщины, за исключением мужчин – священнослужителя, словесности и русского языка, учителя рисования и врача. Все учительницы также носили форму, строгое длинное синее платье под горло с белым воротничком и белыми подшивками на рукавах у запястья.

 

В мужской гимназии и реальном училище верхняя одежда была форменной, в которой гимназисты были обязаны ходить и вне гимназии – это китель с белым подворотничком, отутюженные брюки, до блеска начищенная обувь, на улицах – в голубых и серых шинелях с пуговицами в два ряда на груди и в фуражке. Священнослужитель ходил и в гимназии, и по улице в рясе, пальто, скуфие. Учебе в царское время в гимназии, где она окончила предварительный класс и первое полугодие первого класса, Надежда Алексеевна дала высокую оценку: «Обучение и воспитание в женской гимназии было основано на вере в Бога, на нравственности во всем ее положительном многообразии. Ученикам в гимназии прививали чувство стыдливости, целомудрия, послушание, терпимость, корректность, сдержанность во внешнем поведении, честь, достоинство, любовь к Отечеству, уважение и почитание учителей, старших и родителей. Учили быть наблюдательными, внимательными и шаг за шагом познавать новое. Прививали быть дисциплинированными и ответственными».

 

Учащиеся женской гимназии верхнюю одежду имели обычную: пальто осеннее или зимнее, капор-шапочка, охватывающая всю голову, с завязывающимися лентами под подбородком. Зимой носили теплые шапочки.

 

Таким образом, Надя Бранчевская находилась под неусыпным строгим контролем как дома, так и в гимназии. Домашнее и гимназическое православное воспитание формировало у ребенка с детства «глубокое чувство любви и ответственности перед Богом и человеком». Гимназистки были воспитаны так, что они всегда помнили, что за свои слова, поступки и дела полностью ответственны. От матери она приобрела благочестивость и властный характер, а от отца – волю, решимость, мужество, рассудительность, обязательность и ответственность, при всей своей хрупкости. Ростом она была ниже среднего и всегда худенькая, с прямой спиной до преклонного возраста.

 

В гимназии учились только девочки, мальчики учились отдельно в мужской гимназии, и только с 1917 года в Красноярске появится прогимназия, обучающая вместе девочек и мальчиков. Здание женской гимназии сохранилось до наших дней – двухэтажное кирпичное здание, емкое, красивое и величественное. Ныне в нем располагается педагогический университет.

 

Реальное мужское училище было создано еще в 1831 году, вначале в городе Енисейске. В 1851 году его перевели в Красноярск. Реальное мужское училище располагалось южнее мужской гимназии на следующем углу этой же Благовещенской улицы (Ленина и Сурикова). Это двухэтажное кирпичное красивое здание с балконом, в котором долгое советское время располагался краевой суд.

 

Мальчики мужской гимназии носили форму синего сукна с медными пуговицами: китель со стоячим белым подворотничком, брюки, шинель, фуражку с черным козырьком. Туфли и сапоги они носили черные хромовые, всегда начищенные до блеска. Носить неначищенную обувь для мужчины в царское время было унизительно и оскорбительно. Его честь и достоинство не позволяло так низко опускаться. А в каком состоянии обувь у школьниц, школьников, учителей и других граждан ныне? Не хочется об этом даже вспоминать.

 

Самые лучшие здания с прекрасными аудиториями и торжественными залами при монархическом строе строились для гимназий. Строились здания дворцового типа с широкими лестницами, коридорами, высокими, до 4 метров, потолками и большими широкими окнами. Классы были просторные и наполненные воздухом и светом. Обязательно был большой конференц-зал. Таковые великолепные в архитектурном плане строились здания для гимназий по всей России. Ныне здания гимназий как лучшие в городах Сибири занимают под вузы, музеи, художественные галлереи. Позже совдепия начнет строительство (с 1938 года), специальные школьные здания, по сравнению с гимназиями монархического строя, убоги в эстетическом и художественном плане, а тем паче в архитектурном и эстетическом отношении. Классы маленькие, с большими окнами, но с большим числом учеников, уступающие во внутреннем убранстве. Бедность внутреннего интерьера объясняется нищетой духа времени и их творцов. Буквально последние годы при ремонте пытаются убогость заменить более-менее эстетичным внутренним интерьером.

 

У учащихся в реальном училище была такая же форма, как и у гимназистов, только она пошита была из черного сукна с медными пуговицами в два ряда. Учащиеся мужской, женской гимназий и реального училища никакого общения между собой не имели.

 

Все гимназисты и учащиеся реального училища в обязательном порядке каждое воскресенье посещали утреннюю литургию в храмах, имевшихся при каждом учебном здании.

В женской гимназии был большой торжественный зал, где гимназистки на большой перемене гуляли, прохаживаясь степенно парами или по трое.

 

В обычные короткие перемены они прогуливались только в помещении своего класса между рядами парт. Детей учили выдержке и контролю за своими чувствами-страстями.

«Они в школе перемещались спокойным шагом, только попарно, громко не разговаривая, а тихо. Упаси, чтобы кто-то громко смеялся, размахивал руками – это было сверхнеприлично и недостойно». Как рассказывает Надежда Алексеевна, «так абсолютно все вели себя учащиеся на переменах, а уж тем паче на уроках. Учителя с уважением относились к детям, с пониманием, никогда не повышая голос и не раздражаясь, а тем паче не оскорбляя ребенка». Каникулы у гимназистов были один раз в году (в январе).

 

Первого сентября 1917 года Надя Бранчевская с мамой пошли в первый раз. Надя была в коричневом платье длиной до середины голени, в белом фартуке, с белыми бантами в косах. А за плечами гимназистки был ранец, в котором уместились азбука, букварь, арифметика, тетрадь, ручка со съемным пером. Была и чернильница-непроливашка в специальном маленьком мешочке. На ногах новые туфли. В сумочке она несла сменную обувь. Первый раз, ведя дочь в гимназию, ее мама дала наставление: «В школе, Надя, нужно вести себя достойно, ходить степенно, громко не разговаривать. Не хохотать, так как это неприлично. Если мама так сказала, для меня это было закон. Неприлично так неприлично. Так я уже и поступала, как мама велела». Это был праздник для семьи Бранчевских, восхождение на новую ступень жизни их дочери – к знаниям. Евлампия Акиловна привела дочь в класс. Учительница их встретила и тут же указала на парту и сказала: «Здесь будешь сидеть – это твое место». Надя заявила: «Мама, я буду далее ходить в школу без твоего сопровождения». На этом опека Евлампии Акиловны закончилась. В последующие дни Надя самостоятельно пешком ходила в школу. Приходя в школу, гимназистки шли в раздевалку, сдавали верхнюю одежду и уличную обувь. Обувались в сменную и спокойно шли в класс. По окончании учебы из класса выходили по двое и шли спокойным шагам в раздевалку в сопровождении учителя, при этом степенно, и не торопясь, и не толкаясь. С юных лет в гимназии учили правилам приличного тона и поведения в общественных местах. А что делается в школах в наши дни? С учителей никто не снял обязанности воспитания детей. Однажды я зашла в класс продленного дня за сыном-первоклассником. Что же я увидела? Дети орут во все горло, кто на парте, кто под партой. Кто бьет книгой ученика, а кто другим предметом. За столом сидела учитель, абсолютно отрешенная, и никак не реагировала не только на происходящее в классе, а даже на мое появление в классе. В доме умалишенных и буйных я такого не видела. Тут я поняла, почему сын настойчиво просил меня не отдавать его в класс продленного дня. Пришлось его забрать и больше не оставлять в продленке. Бездушие и безразличие, безответственность учителя, директора школы, бездушие школьного врача, вот что мы имеем. А потом плоды жестокости пожинаем. Нужно вернуться к классическому, гимназическому, дореволюционному образованию и воспитанию с обязательным преподаванием Закона Божия священнослужителями! Тогда учителя вотрезвятся и вести себя с детьми будут достойно, и дети станут другими, стремящимися к знаниям, а не к побоищам и разборкам.

 

В гимназиях в царское время ученикам прививали уважение и почитание старших и родителей, любовь к России, патриотизм, честь и достоинство, чувство стыдливости, степенность, сдержанность, целомудрие, послушание и терпимость. А сегодня навязывают взамен курс нового воспитания! Только наличие в среде преподавательского коллектива священника побудит учителей к выполнению нравственных канонов, и они станут разумными, совестливыми. Исчезнет двойной стандарт в поведении учителя.

Как рассказывала Надежда Алексеевна: «В гимназии в первом классе изучали: азбуку, арифметику, правописание, родную речь. Спрашивали строго. Поблажек никаких не давали, смеха, беготни и вообще бессмысленной суеты в гимназии не допускалось. Учитель был с ними на уроках, но и в перемены они одни не оставались, были под благовидным предлогом опекаемые. Ко всем было ровное отношение, одинаковое. Учились хорошо.

 

Ежедневно последним уроком был Закон Божий. Приходил священнослужитель во всем облачении. Этот урок начинался с молитвы «Царю небесный» и заканчивался молитвой

«Отче Наш». На данном уроке учили молитвы, изучали все заповеди Господа Бога. Экзамены начинались всегда со сдачи Закона Божия, а затем по остальным предметами. Однажды в конце урока священник попросил Надю прочитать молитву «Отче Наш». Девочка настолько растерялась, что от волнения прочитать молитву наизусть не смогла. Хотя молитву «Отче Наш» Надя выучила и знала ее и дома много раз молясь произносила ее. Священнослужитель после окончания урока ей спокойно сказал: «Останьтесь после урока и выучите молитву». Так Надя была оставлена без обеда. Пришла домой к двум часам дня, Евлампия Акиловна взволнованная спросила: «Надя, ты где была? Почему своевременно домой не пришла?» Пришлось маме рассказать, что она была наказана священником и вместо обеда учила молитву.

 

Дома, как и в школе, Надя не встречалась со злобой, клеветой и ложью. До сих пор Надежда Алексеевна не обсуждает и не осуждает людей.

 

Исходя из устоявшихся принципов ее поведения в юности, она пронесла их через всю свою жизнь. Ее не сломал лживый режим советского строя. Ради справедливости и истины она не изменяла своим принципам, она просто уходила с работы, чтобы продолжать жить по чести и совести. Особенно когда ее побуждали сделать противонравственный или противозаконный поступок. Тому пример ухода ее со службы Управления ГВФ. Когда она, отработав десять лет, начав с нуля и создав материальную и кадровую базу, создав медико-санитарную службу Гражданского воздушного флота (ГВФ), она по собственному желанию ушла с работы. Поскольку встретилась с требованиями руководства совершить беззаконный акт – солгать, совершить подлог. Поэтому она подала заявление и по собственному желанию ушла с работы. И было это не раз за ее трудовую жизнь. Она не шла на компромисс-подлог. Такой сильный, мужественный, волевой характер у хрупкой женщины мог быть, но только у того, которого в детстве и юности эти черты были заложены и укоренены. Этому она обязана православным своим родителям и учителям.

 

Целомудрие и чистоту помыслов воспитали в ней родители и гимназия. В юности, окончив институт, ей родители не позволили с подругой пойти на новогодний бал-маскарад, так как одним девушкам без сопровождения мужчин это делать неприлично. Евлампия Акиловна понимала, что одни без защиты девушки могут встретить вожделенные взгляды, слышать крики и даже богохульства, где бывают непотребные женщины. Эта обстановка может быть оскорбительна, так как не все будут трезвыми на этом празднике. Новый год в клубе – этот праздник страстей, плоти, который может причинить душе и телу немало вреда. Игнатий Брянчанинов, святой, живший в XIХ веке, пишет: «Когда мы тратим время на бесполезное, это не только не приносящее ничего доброго нашей душе, но и оскверняющее ее. Когда мы перебраниваемся... то чем можем извиниться в этом, чем оправдаться?» Подруги Надежда и Галина подчинились воле Евлампии Акиловны, послушались ее и не пошли в 1934 году на новогодний бал, а ведь им было по 24 года. В 30-е годы люди и молодежь еще были в большинстве воспитаны и четко знали, что прилично, а что нет, что добро, а что зло. Ярким событием глубокого падения нравственности современного российского общества, проявившего все грехи новогодней ночи XXI века, ее необузданность, безответственность, настоящий Содом и Гоморра наш народ наблюдал в 2010 году в Перми в кафе «Хромая лошадь». Теперь эту отраву душ – стыда и бесчестия принимают даже с удовольствием. Даже не задумываются о процветании в этих кафе блуда, преступных зрелищ, всевозможных соблазнов, которые увлекают молодежь в бездну. Легко наша природа поддается искушениям, особенно в юном возрасте. Не видит молодежь, где зло, а где добро. Летят на огонь зла как мотыльки и гибнут. Зло хитро и ловко расставляет свои сети современными игрищами и безмерными увеселениями, приводя к убийствам, пожарам, изнасилованиям, наркомании и многому непотребному другому. Стремление подражать Западу, не задумываясь, нужно ли переносить традиции западных стран, которые

 

 

для нашего народа были срамом, позором, теперь стало нормой нашей жизни. С небрежением в наше время относится молодежь к слову Божию, упреждающего, обрезающего от сердца указанные греховные помыслы. Необходимо научить детей наших православной культуре, чтобы они получили должное воспитание, своего рода прививки против блуда, убийств, лжи, наживы, корысти, зависти и других страстей-грехов. Чтобы они могли противостоять им.

 

Евлампия Акиловна молодым девушкам преподала урок стыдливости и целомудрия. Ведь «...человек стыдливостью своей возвышается к большой славе» (Ант. Вел. 89 с.). В настоящее время стыдливость, совесть, целомудрие – слова для насмешек, а не великая ценность. Сколь много нужно теперь потрудиться всему обществу России, чтобы оценить великое значение категорий этих понятий.

 

В 1940 году замужняя подруга Галина Мальцева и Надежда Алексеевна получат родительское благословение на посещение новогоднего карнавала, поскольку шли они на карнавал с мужем подруги Иваном и другом его Сергеем.

 

К Надежде Алексеевне в 1936 году пришла любовь в лице старшего врача авиационной бригады Сергея Курицина. Его арестуют в 1937 году. Так в зародыше погибла ее девичья любовь, ее семейное счастье и материнство. Любовь свою Надежда Алексеевна пронесет через всю свою жизнь и будет ей верна. Она – участница Великой Отечественной войны, прошла ее в должности начмеда фронтовых эвакогоспиталей. Православное воспитание в ней воспитало целомудрие, которое она сберегла, как и девичью честь, пройдя через пожарище войны. Она не стала ППЖ, как это было нередко на фронте и даже в ее фронтовом госпитале.

 

Будучи серьезным человеком, сосредоточенная на долге и добросовестном служении, она своим поведением и видом не допускала фривольностей по отношению к себе. Надежда Алексеевна умела так себя вести, что помыслов нечистых по отношению к ней никогда не возникало у мужчин. Чистый человек есть редкое сокровище. Будьте святы, яко «Аз свят Господь Бог ваш» (Лев., 7, 20).

 

О себе Надежда Алексеевна говорит нейтрально, как о постороннем человеке, не тщеславясь своими делами, как и о состоявшейся сложной линии ее жизни. Она не возносится, никого не поучает. Она не считает, что она в жизни что-то совершила, сделала. Более того, она говорит: «Сейчас бы я стать не то что врачом, санитаркой не смогла бы, потому что не справилась бы». Гордый человек не чувствует своего несовершенства по причине гордости сердца своего. Этот грех (гордость, тщеславие) напрочь отсутствовал у Надежды Алексеевны в ее нравственном кодексе.

 

Климент Александрийский писал: «Каковы желания людей, таковы и слова их; каковы слова их, таковы и дела их; и каковы дела их, такова и жизнь их».

 

Главным педагогом, как Климентий Александрийский излагает в своей I части книги «Педагог», является «именно само божественное «Слово», которое воспитывает нашу жизнь... не только мужчин, но и женщин». Как в их благословенности, так и в их суровости, так как целью этого назидания служит воспитание разума к добродетели. Во второй и третьей части этой же книги Климентий Александрийский (195 г. н. э.) на основании Святого Писания преподает дисциплину и подробный распорядок христианской жизни. В них он говорит о правилах касательно приема пищи и питья, поведения на пиршествах, говорит о смехе и развязанной форме разговора, об общественном взаимоотношении, о ногтях, венках, вне брачной жизни, об одеждах, о золотых украшениях – о серьгах, кольцах, волосах, раскрашивании лица, походке. Приводит он и описание образцовой девы. Тут же он присоединяет замечания об увеселениях, товарищах, общественных зрелищах, повседневном благочестии, поведении в церкви и вне ее, о любви, целовании мира, воздержании глаз.

 

Приходится восхищаться мудростью Евлампии Акиловны и Алексея Петровича Бранчевских, проявленной в воспитании нравственности их дочери Надежды. Будто бы они сами изучали сочинение Ф. В. Фарра «Жизнь и труды святых отцов и учителей церкви». Вряд ли они им были доступны, да еще в советское время.

 

Таковы были основы педагогики и воспитания в гимназиях при монархическом строе.

 

Предыдущая часть      Следующая часть

Cодержание книги

Вверх

 






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх