18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Что делать, если у ребенка тяжелые множественные нарушения развития?

Фото Любовь или зависимость? Типы личности, неспособные любить

Фото Когда закончился конфетно-букетный период: совместимы ли вы?

Фото В чем ваш талант и где его применить?

Фото Легко ли русским за границей? Особенности адаптации иммигранта

Фото Как и где познакомиться с достойным мужчиной

Фото Повторный брак: стоит ли начинать сначала?

Фото Ловушки «счастливой» любви

Фото Что мы (не) должны своим родителям?

Фото Эта встреча была не случайна или По какому принципу подбираются пары

Фото Стой, а то мама будет стрелять! О гиперопеке и «властном» воспитании в...

Фото Мифы о памяти


Арт-терапия как способ лечения детских болезней

    Комментариев: 0     версия для печати
Арт-терапия как способ лечения детских болезней

Больных детей в нашей стране с каждым годом становится все больше, а старых методов лечения часто не достаточно, чтобы справиться с новообразовавшимися недугами. Поэтому возникают альтернативные методы, одним из которых является арт-терапия. О сущности, эффективности, видах арт-терапии и способах их применения поговорим в этой статье.

 

Что такое арт-терапия?

Во многих зарубежных странах арт-терапевт является отдельной профессией, на которую специально учат в образовательных учреждениях. В нашей стране арт-терапия не является самостоятельной профессией, а используется как один из методов в комплексной психотерапии. Арт-терапия (аrt (англ.) – искусство, therapеia (греч.) – забота, лечение) буквально понимается как лечение искусством, и это не только рисование. Арт-терапия рассматривается как новое направление в педагогике, исследующее природу, принципы, закономерности, механизмы применения средств искусства для решения педагогических задач. Хотя область арт-терапии намного шире, чем педагогика, это духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание, возможность самореализации и освобождение от тревожности, повышение мотивации и умение ставить цели, исцеление и обретение нового взгляда на мир.

 

Методы арт-терапии особенно эффективны в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), когда наблюдается сложная структура дефекта. Одна патология здоровья влечет за собой вторичные нарушения, затрагивающие психику ребенка, нарушающие эмоционально-волевую сферу. Зачастую с детьми, имеющими в клинической картине неврозы, психопатии, никакой другой психотерапевтический метод не помогает так, как арт-терапия.

 

– Дети с неблагоприятным психическим диагнозом, часто не идут на контакт, отказываются беседовать, и только через рисунок можно прояснить некоторые особенности их клинической картины и работать с их бессознательным. Такие дети часто выбирают для рисования черную краску, что свидетельствует о наличии у них страхов, тревог. Часто штрихи картинки отрывисты, небрежны. Это говорит о некоем хаосе в сознании (запутанности). Часто рисуют близких людей, и то, как располагаются эти люди на листе бумаги, рядом или разрозненно, крупным или мелким планом, тоже отражает отношение ребенка к взаимодействию с этими людьми и к жизни в целом на данный период. Арт-терапия – наиболее мягкий способ найти контакт с трудными проблемами. Ребенок может не сказать или не признать данные проблемы своими, но при этом будет свободно лепить, рисовать, двигаться под музыку, петь, и через ощущение успеха на том или ином поприще раскрепощается, начинает общаться и постепенно переносит успех в повседневную жизнь.

 

У детей, имеющих эмоциональные проблемы, использование средств искусства, таких как музыка, театр, способствует изменить структуру их мироощущения через передачу чувств. А если методы арт-терапии использовать в комплексе, то можно добиться хороших результатов в улучшении психического состояния ребенка с эмоционально-волевой неустойчивостью, повысить самооценку и работоспособность, справиться с речевыми нарушениями, активизировать познавательную деятельность и коммуникацию, и тем самым, скорректировать поведение.

 

Виды арт-терапии

Песочная терапия

Песочная терапия – один из современных методов работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. Песок – приятен на ощупь, способствует сенсорному развитию, познавательной активности и развитию тонкой моторики пальцев рук. А также с помощью песка можно развивать аналитическое мышление, когда ребенок строит из сыпучего материала свой мир в миниатюре: замки, дороги, использует мелкие фигуры людей, автомобили и т.п. С помощью воды можно создавать природные структуры: холмы, озера, а погружение рук в рыхлый песок может создавать иллюзию ветра. Так ребенок творит свой индивидуальный мир. Изображая отрицательных героев, он прорабатывает страхи, вылепляя из песка любимых героев, говорит о своих внутренних устремлениях. Изображая следы разных зверей на песке и называя их, у детей развивается речь, расширяется кругозор. Песочная терапия очень эффективна в работе с аутистами, так как через тактильные ощущения стимулирует деятельность мозга.

 

 

Сказкотерапия

Сказки всегда использовались в работе с детьми не только с целью развития речи, а по большей части для развития воображения. Через чтение сказки ребенок мысленно рисует характер героев, ситуации. Эта творческая работа сугубо индивидуальна. Известно, что сказки, прочитанные в детстве, часто формируют жизненный сценарий человека. В увлекательной форме и доступным языком сказка показывает ребенку окружающий мир, жизнь разных людей, их поступки, к чему могут привести необдуманные решения, оставляя за малышом выбор собственного пути. Если надо поработать над какой-то конкретной негативной чертой характера, то используют персонализированные сказки, где через художественный образ на подсознательном уровне происходит «борьба» со страхами, ленью, агрессией или другой негативной чертой.

 

Читайте также:

Зачем нужны сказки?

Воспитание сказкой

 

Терапия с водой

Вода – это один из первых источников познания мира ребенком, поэтому дети так любят играть с ней. Вода успокаивает нервную систему, позволяет концентрировать внимание, а свойство текучести дает возможность сделать самостоятельное открытие мира через разные манипуляции с жидкостью: переливание из одной емкости в другую, запуск корабликов, доставание шариков и других предметов (камешки, шишки, листья деревьев, скорлупа грецких орехов) из воды, дутье на воду через трубочки, умывание куклы и т.п. Приятные тактильные ощущения развивают различные рецепторы. Особенно хорошо использовать игры с водой для детей, имеющих речевые нарушения и ДЦП, так как вода благоприятно воздействует на сенсорную сферу. А также обогащается эмоциональный опыт ребенка, что позволяет ему легче адаптироваться в социальном мире.

 

 

Цветотерапия

Через погружение в определенный цвет с помощью цветовых фотографий, цветных фишек, рисование разными красками ребенок прорабатывает и корректирует особенности нервной системы, усиливает мотивацию. Малоактивным, пассивным детям предлагаются задания с использованием оранжевого, красного, желтого цветов для активизации их деятельности. Гиперактивным детям, напротив, даются упражнения с использованием холодных оттенков: синим, зеленым, голубым, фиолетовым. Упражнения также развивают концентрацию и объем внимания.

 

 

Оригами

Оригами – в последнее время также стали относить к методам арт-терапии, поскольку занятия по изготовлению различных фигурок из бумаги позволяет сосредоточиться, успокаивает нервную систему, а также дает возможность раскрыть свой творческий потенциал и развивает мелкую моторику рук.

 

 

Имаготерапия

Имаготерапия – воздействие на психику через игру, драматизацию, перевоплощение в различных кукол. Малыш может использовать кукольный театр, а может сыграть роль самостоятельно. Через театрализованное действо ребенок учится выражать свое индивидуальное отношение к герою произведения, к сыгранной роли, к ситуации, адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных событий, подстраиваться под обстоятельства, развивать силу воли, умение общаться с другими людьми. Через перевоплощение можно отследить и скорректировать особенности личности ребенка: неуверенность или агрессию, доброжелательность или безучастность. Имаготерапия широко используется в коррекции девиантного поведения младших школьников и подростков, а также при запуске речи у неговорящих детей.

 

 

Музыкотерапия

Музыкотерапия – один и методов, который укрепляет здоровье детей и приносит удовольствие.Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Через прослушивание грустных мелодий наружу вырываются скрытые переживания, тревоги, печаль. Через веселую, ритмичную музыку повышается жизненный тонус, активизируются участки коры головного мозга, отвечающие за эмоционально-устойчивые состояния. Кроме этого незаметно улучшается дыхание и кровообращение, стимулируются двигательные функции, усиливается внимание к ритму, темпу, мелодии. Известно, что под музыку человек начинает непроизвольно покачиваться, поцокивать, постукивать, прихлопывать, притопывать, прищелкивать пальцами, а эти естественные движения создают эффект самомассажа, усиливая положительный эмоциональный фон, развивают мыслительные способности и фантазию. Самое интересное то, что необходимые для поднятия настроения «инструменты», мы носим всегда с собой: руки, ноги, язык, ладони, пальцы. Через движение под ритмичную музыку у детей уходят страхи перед общением с другими людьми, повышается самооценка, мотивация, развиваются просодические компоненты речи. Пропевание мелодий нормализует дыхание и гармонизирует работу всех внутренних органов.

 

Читайте также:

Лечение музыкой детей-аутистов

 

Библиотерапия

В основе лежит использование специального литературного материала с целью решения личностных проблем ребенка. Через чтение произведений различных жанров прорабатываются причины неблагоприятного поведения. Например, чтение сказки «Гадкий утенок» Х. Андерсона позволяет ребенку приобрести уверенность в себе, раскрыть свой потенциал и повысить самооценку. Метод библиотерапии широко используется в лечении заикания и психоневрозов.

 

Лечение заикания библиотерапией

 

Кинезитерапия

Кинезитерапия – воздействие на психику через танцевально-двигательную активность. Все наши эмоции (гнев, радость, обида, зависть, восторг), если им не дать выхода наружу застревают в клетках нашего тела и со временем дают о себе знать разными болезнями. Танцевальная терапия – это работа на уровне мышц тела, где устраняются все мышечные зажимы, обретается свобода тела, а отсюда формируется совершенно иной, позитивный взгляд на мир. Кинезиотерапию широко используют в абилитации слепых, глухих и слепоглухих детей. Через ритмичные движения под музыку, следуя лишь тонким вибрациям своего тела, они раскрепощаются и только так способны познать мир. Глухие дети учатся танцевать через отстукивание ритма по телу. Эта практика имеет положительные результаты в плане развития мышления и речи.

 

Изотерапия

Изотерапия – воздействие на ребенка с помощью изобразительной деятельности, рисования, лепки, конструирования. Широко используются разные краски: акварель, гуашь, а для лепки – пластилин, глина, тесто. Изотерапия основана на спонтанном выражении чувств, поэтому лишена каких-либо эстетических критериев и оценок. Цель изотерапии – дать вырваться наружу детским страхам, преодолеть упрямство, агрессию, другие кризисные ситуации, ускорить речевое развитие, активизировать пальцы рук, приобрести уверенность в себе и проявить фантазию. Через выбор красок ребенок экспериментирует с разными чувствами, исследует самовыражение эмоций в социально-приемлемой форме. Так повышаются адаптационные способности ребенка к реальной жизни, поэтому рисование и лепка рекомендуются для детей в период адаптации в детском саду или школе.

 

 

Широко используется такой прием изотерапии как марания. В прямом смысле дети пачкают лист бумаги, используя понравившиеся краски, не прибегая к кисти или губке, а прямо пальчиками, ладошками. Смысл мараний в том, что ребенок, следуя своей непосредственности, забывает о социальных запретах. А также актуальны сейчас такие виды изотерапии как штриховка, каракули, где подчас не используются цветные краски, а только мелки и простой карандаш. Этот подвид изобразительной деятельности учит ребенка правильно держать карандаш, соблюдать нажим и, чередуя мышечные действия: напряжение – расслабление приспосабливается к ритму, диктуемому жизнью, а также настраивается на активность. Метод «кляксография» – говорит сам за себя. Его цель помочь ребенку раскрепоститься. Также используются такие приемы изотерапии какмонотипия, рисование на стекле, рисование пальчиками, рисование пластилином.

 



Воздействие арт-терапии

Самый главный эффект, который несут с собой арт-терапевтические методы – создание положительного эмоционального настроя, что очень важно в период стрессов. А также через эти методы можно найти и диагностировать те психические проблемы, которые ребенок не может передать вербально. Самовыражение через творчество – безопасный способ устранения саморазрушительных тенденций, позволяющий проработать те мысли и эмоции, который человек привык подавлять в себе. В процессе сотворения собственной картины мира ребенок не просто исцеляется, но и развивает воображение, навыки художественной деятельности, накапливает эстетический опыт и учится делиться им с окружающими людьми.

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: арт-терапия, цветотерапия, кинезитерапия, сказкотерапия, имаготерапия, музыкотерапия,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх