18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Помня о прошлом, стремиться в будущее (статья Ж.Ж.Рапопорта)

Фото «Я счастливый человек»: в память об Анатолии Колесниченко

Фото К 45-летию БСМП: Больница с железным характером

Фото Эндокринологической службе Красноярского края – 65 лет!

Фото Красноярскому медуниверситету – 75 лет!

Фото Воспоминания. Служба в Германии после войны

Фото "Доктор Мельников": вспоминает А. Коновалов и П. Гаврилов

Фото Воспоминания. Встреча с именем В.Ф. Войно-Ясенецким в Германии

Фото "Доктор Мельников": вспоминает друг детства В. Некрасов

Фото Воспоминания. День Победы

Фото "Доктор Мельников": вспоминают И. Артюхов и К. Фурсов

Фото Воспоминания. Чудо спасения


Воспоминания. История организации образования в Енисейской губернии при монархии

    Комментариев: 0     версия для печати
Воспоминания. История организации образования в Енисейской губернии при монархии

Продолжение личностно-биографического повествования "Ровесница лихого века", Т.П. Сизых

Предыдущая часть

Следующая часть

Cодержание книги

 

В первой четверти XVIII века в Сибири население было в основной массе безграмотное, за исключением политических ссыльных и мужчин, вернувшихся после 25-летней рекрутской службы в армии. Посему управление губернатора испытывало большие трудности при подборе грамотных чиновников.

 

Тому яркий пример – реакция губернаторов на Высочайшее повеление Императора от 1829 года, который потребовал учредить при гимназиях по всем сибирским губерниям ветеранский класс (2-е собр. зак. 2887). Губернаторы ответили, что «для преподавания в Сибири такого класса вряд ли что найти можно, ибо в лекарские ученики никто вступить не желает». Омск в ответ на данное Высочайшее повеление дал объявление: «Кто желает пойти учиться на ветеринара? Коих нужно 26». Как выяснилось желающих не нашлось. Население еще не ведало силу образования, его пользу для общества и личности. Его Величеству сообщалось: «Простой люд простыми средствами излечивают почти все болезни рогатого скота и лошадей». Поэтому Омск, Иркутск, Енисейск отказались от организации ветеринарных школ у себя в регионах. Иркутск сообщал, что «организация ветеринарной школы для них является ненужной и бесполезной!». Таково было понимание малопросвещенных чиновников об организации специальных школ.

 

Первое образовательное учреждение в Красноярске открылось в 1759 году, где учились дети духовенства. В городе Красноярске в 1817 году открыли уездное училище (школа) для детей чиновников, купцов и мещан.

 

В 1826 году в Сибири сослали декабристов, самую высокообразованную элиту государства, которые сразу стали открывать школы для местного населения. Они открыли школу даже в каземате Петровского завода. Живя в Сибири по 1856 год, декабристы пробуждали сознание населения к знаниям, обучая их грамоте. Они как миссионеры были разбросаны по всей Сибири в период отбывания ими ссылки, включая ее отдаленные малонаселенные пункты. Где они не переставая сеяли семя знаний грамоты.

 

В 1863 году сослали в Сибирь 18 000 поляков, в массе своей образованных. Немало среди них было учителей, врачей, провизоров. Ряд из них, кроме обучения детей и взрослых грамоте, оставили огромный след в научных изысканиях разных аспектов Сибири (географии, геологии, археологии, палеонтологии, этнографии) – это Чекановский, Дыбовский, Черский и многие другие.

 

Сибиряки проснулись от своей дремучести и решили учить своих детей. Первыми пробудились купцы, мещане. Они сразу столкнулись с тем, что при организации школ вести занятия в школах некому, особенно в селах.

 

Поэтому в 1843 году было разрешено «определять учителями канцелярских служителей окончивших курс воспитанников местной школы». Так худо было с просвещенными людьми в Сибири. Зарплаты у учителей были низкими, как и у врачей. В 1820 году произошло первое повышение жалования врачей.

 

Для отслеживания организации и качества преподавания в сельских училищах была введена новая должность при управлении губернатора – визататор. В последующем будут введены инспектора учебных заведений.

 

В 1822 году Енисейскую губернию выделили в самостоятельную административную единицу Российской империи со столицей в г. Красноярске.

 

Первым ее губернатором был Александр Петрович Степанов – один из адъютантов полководца А. Суворова. «Личность умная, простая, доступная всем и каждому», полиглот, любивший науку и искусства, который сразу стал покровительствовать развитию в Сибири образования. Он оставил исторический труд, им написанный – «Енисейская губерния» (СПб., 1835).

 

Губернатором А. П. Степановым было подано в Министерство внутренних дел прошение об утверждении Устава об организации в Красноярске общества «Беседы об Енисейском крае». Император Николай I дал отрицательную резолюцию: «Я никакой пользы в сем обществе не вижу».

 

Один из историков начала прошлого века (1910) считал резолюцию справедливой и заметил: «Признаться, сказать, из кого бы могло составиться это общество, когда в Красноярске тогда и мало-мальски грамотных людей было немного, за исключением вновь наехавших туда в новые губернские учреждения чиновников, у которых образованный уровень тоже был, по тогдашним временам, очень невысок, из местных старожилов вряд ли нашлось бы сколько-нибудь пригодных быть членами подобного ученого общества».

 

Хотя это так и было, но согласиться с этой позицией вряд ли будет целесообразно. Если бы общество «Беседы об Енисейском крае» было открыто, то оно стало бы очагом света познания, которое привлекало бы то малое стадо, которое бы начало изучать край. И тому есть историческое подтверждение – пример открытия в 1851 году Сибирского отделения Общества Императорского Русского географического общества в г. Иркутске, немало сделавшего. Сколько оно смогло привлечь энтузиастов священнослужителей, чиновников, учителей, купцов, дворян, в том числе и из числа политических ссыльных, людей с горящим сердцем, жаждущих познания окружающего мира.

 

Согласно первой переписи населения, политссыльные в Сибири составили 23 % от общего числа населения, среди них основная масса была образованных.

 

По данным Палласа, в 1772 году в Красноярске населения числилось 2000 душ обоего пола вместе с приписными мещанами, жившими в округе. В 1819 г. уже насчитывалось 5111 жителей. Проживали они в 404 домах деревянных. А вот в 1823 году в Красноярске проживало лишь 3962 человека обоего пола в 582 домах. Из них уже было 9 каменных домов, церквей – 4, богоугодных заведений – 4, заводов – 4, лавок – 39 и как роскошь одна школа. В Красноярске в 1818 году купцов было 59 с капиталом в 36 000 рублей.

 

На целую четверть века наш край начал бы делать первые поступи к изучению познания своего края. Ясно, что декабристы как общество у Николая I вызывали настороженность и недоверие при даче разрешения на жизнедеятельность любых вновь организовывающихся обществ. Тем паче губернатор А. П. Степанов многих из декабристов лично знал, а по доносам нечистоплотных чиновников «им во всем помогал».

 

К 1823 году были открыты в Сибири по одному уездному училищу при крупных губернских городах, однако не было открыто еще ни одной гимназии.

 

При таком низком уровне образованности населения уже в 1823 г. передовой интеллигенцией поднимался перед Императором вопрос об открытии Сибирского университета. О чем ходатайствовали перед Его Величеством генерал-губернатор Западно-Сибирский Концевич и попечитель Казанского учебного округа Магнитский. Они ходатайствовали об открытии в Сибирском университете двух факультетов: юридического и медицинского. В этом всеподданнейшем рапорте они указывали на недостаток нравственных начал среди сибиряков, недостаток просвещенных чиновников и невозможность по бедности сибирякам получать образование в университетах Европейской России. Они писали: «Открытие Сибирского университета позволит иметь из коренного населения образованных чиновников и врачей». Указывая, что остро стоит вопрос об открытии университета и гимназии в Томске, причем, как они полагали, в них должны содержаться воспитанники на казенный счет. Университет предложили учредить в центре края в южной его части. Подчинить его предлагали Министерству народного просвещения.

 

Магнитский вносил одновременно проект об учреждении высшего учреждения в Барнауле в виде Казанского университета, где готовить учителей для гимназий из среды детей чиновников, купцов. Он же предлагал учредить гимназию в г. Енисейске. Переписка Концевича успеха не достигла, но проблема была озвучена. Она жила и тем будоражила умы передовой части сибиряков, да и правительства.

 

В эти же годы началось открытие не только губернских, а уже уездных училищ, первых ласточек образования в Сибири, которые постепенно распространялись. Так, в 1832 году было открыто в нашей губернии уездное училище в городах Ачинске и Енисейске.

 

В 1828 году был создан устав работы гимназий, а также уездных и приходских училищ. В этом же году было Высочайшее повеление: «Открыть по одной мужской гимназии в городах сибирских губерний». Было Высочайше повелено утвердить положение Кабинету министров при Казанском университете на 20 стипендий для обучающихся сибиряков с целью подготовки врачей и шести специалистов – для горных заводов. Последние после окончания вуза обязаны были десять лет отработать в Сибири, там, где это будет необходимо государству.

 

К концу первой половины XIX века стала бурно развиваться в Енисейской губернии золотодобывающая промышленность, что также являлось стимулом развития края и горноископаемых школ.

 

И наконец, 5 марта 1856 года Его Величеством было признано полезным учредить в Сибири Сибирский университет. Это был второй шаг к его строительству и открытию. Что произошло через 33 года от первого озвучивания создания в Сибири высшего учебного заведения.

 

В 1858 году в Томске откроют духовную семинарию, ранее она была создана только в Иркутске. В 1860 году в Енисейске открывается женская гимназия II разряда для подготовки учителей сельских школ.

 

В 1860 году открыто в г. Енисейске первое в Сибири женское училище (школа). В 1861 году создается самостоятельная Енисейская епархия, в связи с чем она вышла из подчинения Томской. Повсеместно при храмах, церквах создается приходские одно-, двухклассные школы для детей и воскресные школы.

 

В 1863 году в Красноярске открыта телеграфная станция, в следующем 1864 году телеграфная линия продолжена до Иркутска, и лишь в 1876 году она протянута была до Енисейска. В этом же году сибирякам-гимназистам разрешается поступать (стипендиатам) во все вузы страны, в том числе и столичные, а не только в Казанский университет. Условия их отработки за учебу в Сибири сохранялись те же – 10 лет.

 

В 1867 году было Высочайше повелено открыть в городе Красноярске мужскую гимназию, но только после возведения специального каменного двухэтажного здания. Была построена и открыта губернская мужская гимназия в 1868 году, но, однако, не классическая, так как было прекращено преподавание древних языков. Здание мужской гимназии в г. Красноярске, прекрасное, величественное, кирпичное, двухэтажное, которое по сей день является украшением города. Оно поныне стоит на пересечении улиц Благовещенской (Ленина) и переулка Гимназического (Вейнбаума). В нем располагается в третьем тысячелетии один из факультетов (политехнического) Красноярского Сибирского государственного университета. В этом же, 1868 году открывается первый педагогический съезд, а в 1869 и 1881 гг. – второй и третий.

 

В 1864 году в г. Енисейске открывается публичная библиотека, а в Красноярске в 1889 году в доме врача В. М. Крутовского. Ранее созданная библиотека недолго просуществовала и была закрыта.

 

В 1872 году в Енисейске открыта женская прогимназия, а в 1876 году – мужская прогимназия (Н. Подвысоцкий «Памятный листок г. Енисейска», 1881).

 

В Красноярске 24 апреля 1879 года образована учительская семинария для подготовки сельских учителей, а в 1877 г. – Енисейская 6-классная мужская гимназия.

 

В 1874 году строится и сдается в Красноярске ремесленное училище имени Татьяны Ивановны Щеголевой (благотворительница-купчиха, которая его построила и содержала). В данном училище дети получали общеобразовательные знания и кроме того – профессиональные (сапожника, плотника и т. д.). С этого же года стали организовывать по стране общества сестер милосердия.

 

В 1875 году обсуждаются проекты строительства Транссиба. Идут дискуссии, какое избрать направление при прокладывании железной дороги – северное или южное.

 

В 1875 году в Красноярске проживает уже 15 000 населения, из них купцов, почетных граждан и мещан – одна треть, чиновников, дворян – 11 %, военных – 14 %, а ссыльных – 23 %.

 

В 1876 году впервые создается первый детский сад в Иркутске (новшество, пришедшее из Германии) и интернаты для инородцев при одногодичных школах. Они открываются в Красноярске.

 

В 1877 г. в Сибири проведена однодневная перепись населения. Население всего составило в Енисейской губернии 428 517, с плотностью его 0,19 на квадратную версту.

 

При губернаторе Синельникове была открыта еще 6-классная мужская гимназия в Енисейске (1877) и женская гимназия 7-классная в Красноярске (1878) на основе ранее существовавшей прогимназии. Процент грамотных женщин в крае к открытию женской гимназии равнялся лишь 2 %. Тогда как в округе (крае) грамотность обоего пола составляла 2000 на 10 000 человек. Из года в год постепенно, шаг за шагом число школ росло и, соответственно, число грамотных в народе. На весь Красноярский округ к 1890 году было всего 11 сельских школ и это в основном в ближних селах. При губернаторе Анучине в 1879 году разворачиваются женские прогимназии (6-классные) в Енисейске, Минусинске, а в Канске – одноклассное училище. В Иркутске впервые была открыта военная фельдшерская школа.

 

В 1881 году в Красноярске открылось Общество попечения о начальном образовании, а в 1889 г. – в городе Енисейске. Оно пеклось о школах, о их создании, содержании, об организации внешкольного образования детей и взрослых. Оно первое стало печься о всеобуче. Об охвате всего детского населения образованием, то есть задолго до решения городской думы Красноярска. Общество попечения о начальном образовании имело свой книжный склад, занималось распространением добрых, мотивированных книг. Оно занималось открытием библиотек, кинотек и другое. Например, благодаря купчихе, доктору наук Баландиной, в Енисейске родители детей получали на складе Общества попечительства учебники и книги бесплатно, особенно бедные. Организация работы этого общества в городе Енисейске резко отличалась от других городов своей демократичностью.

 

В 1881 году 17–18 апреля в Красноярске с подворья дома Потехина по ул. Гимназической начался и разбушевался величайший из величайших пожаров, истребивший самую лучшую и населенную часть города. Тогда произошло чудо, сам дом Потылицына не пострадал, а только подворье. Господь знал, что в XX веке здесь будет жить Святой человек – Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий) (ул. Вейнбаума, д. 26). Сгорело 390 дворов – две трети от всех дворов, чему способствовала возникшая буря с раннего утра, еще более усилившаяся во время пожара.

 

В Минусинске в 1881 году открыли приходское училище. В этот год в сибирских городах (Тобольске, Омске, Томске) открыли школы по подготовке фельдшеров, медиков, ветеринаров и повивальных бабок.

 

В Красноярске в 1884 году начала работу духовная семинария в специально возведенном кирпичном красивейшем архитектурном здании на юго-западной оконечности городского парка, в 1895 г. – епархиальное женское училище, а в 1889 г. – церковно-приходская школа. Итак, с 70-х годов XIX века в Енисейской губернии твердой поступью и достаточно активно шло развитие сети образовательных учреждений. В 1903 году на заседании городской думы было принято решение расширить базу образовательных учреждений, чтобы всех детей можно было обучать в школах.

 

В результате к 1908 году «Красноярск первый из всех сибирских городов достиг всеобщего охвата обучением детей» («390 лет Красноярску», 2007, с. 244). Как видим, уже при монархическом строе вошли в будни жизни нашей губернии всеобщее образование, в том числе детей бедных и богатых, детские сады, интернаты, поэтому они никак не являются достижением советской власти. Советская власть, захватив жезл управления государством, закрыла в 1919 году все школы, гимназии, училища, семинарии. И только с 1924 года начнет вновь организовывать школы и стремиться к всеобучу не только детей, а всего населения. Уровень организации и качества подготовки при царском времени был весьма высок, которого мы не достигли и к началу третьего тысячелетия. Какие строились здания для гимназий! Храмы образования, это были прекрасные архитектурные сооружения. Совдепия, строя школы, ничего подобного не создала. Вглядимся в здание женской гимназии (по пр. Мира – педуниверситет) или мужской гимназии (по ул. Ленина – политехнический институт, теперь факультет). Сравните эти два здания, их красоту, гармонию ее как внешнего, так и внутреннего интерьера, со специально построенными в советское время безликими коробками зданий школ, друг на друга похожие. Великолепие и красота царских зданий гимназий, преподавания программы предметов с Законом Божиим. У учителей и учени ков воспитывали чувство чести, гордости за державу, степенность, достоинство и добрые нравственные побуждения. А советские коробки из кирпича и бетона – жестокость, нетерпимость, необузданность, раздражение, гневливость, рев и гогот. Как Ф. М. Достоевский сказал: «Красота побеждает мир».

 

Со строительством железной дороги и в связи с переселенческой политикой Российского монархического государства (реформа Столыпина) стал отмечаться в Сибири интенсивный рост населения в городах, а также образовательных учреждений, больниц и церквей.

 

Так, к 1903 году население составляло 43 308, в 1906 г. – 47 577, 1907 г. – 52 642, 1908 г. – 62 919, 1909 г. – 71 849, 1910 г. – 73 482, 1911 г. – 82 188, к первому января 1913 г. – 77 040 человек. Если исключить войска, то население г. Красноярска в 1912 году составляло 72 380 человек. По нормативам, выработанным статистикой, количество детей школьного возраста (8–11 лет) в Красноярске составляло 7 %, то есть 5067 детей. Все эти дети учились в городских школах (за исключением 80–100), которых городское управление до 1908 года не имели никакой возможности разместить в школах.

 

В школах, содержащихся городской управой, обучалось 54 % всех детей, в железнодорожных – еще 15 %, в церковно-приходских – 9 % и в прочих школах, существовавших на средства разных благотворительных и других организаций, а также при церквях, синагоге, кирхе, мечете, костеле – 22 %. Это было при монархическом строе перед Первой мировой войной, когда с 1908 г. в Сибири, а именно только в г. Красноярске, достигли 100 % охвата обучением детей.

 

В 1913 году в городе Красноярске работало 22 городских школы, еще одна школа была образцовая при педагогических курсах. Две школы содержало железнодорожное ведомство. Церковно-приходских было открыто восемь школ. Еще одиннадцать школ функционировали при ремесленном училище, Владимирском детском приюте, при женской гимназии, Ольгинском приюте, при учительской семинарии, сиротопитательном приюте им. Т. Щеголевой, при еврейской синагоге, при мечете (магометанская), кирхе и костеле. Работал детский сад со школой госпожи Грудниной и частная школа М. И. Ончукова.

 

В 1914 году открыли в г. Красноярске еще две прогимназии: женскую и вторую – смешанную по половому признаку учащихся. Кроме того, к 1916 году в г. Красноярске работали три гимназии: губернские мужская и женская и еще частная гимназия. Работали четыре приготовительных класса и первые классы – это при женской и мужской гимназиях, при духовном училище. Первый класс работал только при епархиальном женском училище. В 1916 году открыли еще женскую и мужскую гимназии. Таким образом, в Красноярске при монархическом строе работало всего 52 учебных заведения.

 

В Красноярске были специальные учебные заведения: железнодорожное техническое училище, повивальная и фельдшерско-акушерская школы, рисовальная школа, землемерное училище и торговая школа, в последней изучались английский и монгольский языки. Намеревались открыть лесной институт. Был заложен фундамент и построен Дом народного образования (учительский дом в переулке Театральном – Кирова).

 

Энергичный деятельный городской голова Павел Степанович Смирнов построил в г. Красноярске водопровод (которым могли похвалиться жители лишь каждого пятого российского города), электрическое освещение, телефон, внедрил ассенизацию; центральную улицу замостил (1913).

 

«Красноярск перешел в разряд культурных городов... Город стоит на пути больших предприятий», – говорилось в речи одного из гласных городской думы. К 1913 году в Красноярске имелось до пяти десятков больших и малых фабрик и заводов. Он был одним из самых «читающих» городов Сибири (В. Чагин, 2003, с. 78–82).


В 1913 году в городских школах обучалось 2645 детей, в железнодорожных – 759, церковных – 539 и прочих – 446. Это без учета числа обучающихся в гимназиях, прогимназиях, благотворительных учреждениях и церквях и приготовительных классах. Перед переворотом в женской гимназии обучалось около одной тысячи детей.

 

В сумме во всех учебных заведениях города Красноярска до революции обучалось 4960 детей (без гимназий). Были еще в большинстве храмов воскресные школы для детей и взрослых.

 

Как уже указывалось, первое духовное училище в г. Красноярске открыли в 1759 году, а первое городское училище (школу) – в 1817 году. К 1863 году было четыре начальных училища (уездное со 117 учениками, приходское – 105, духовное и при Владимировском приюте). В 1864 работала казачья школа с 17 учениками (быстро закрылась из-за отсутствия средств). Всего тогда обучалось 130–150 учеников, что составляло 17–20 % 8–9 лет старше от общего числа детей (в 1863 году в Красноярске всего проживало 8776 жителей обоего пола). После раскрепощения крестьян в 1861 году Императором Александром II возросла необходимость в общей грамотности. По Высочайшему повелению был создан особый комитет по делу устройства народных школ.

 

Значительную роль в этом вопросе для Красноярска сыграл генерал-губернатор Павел Николаевич Замятин. Он обратился к населению города, чтобы собрать средства и открыть одну-две школы в городе (21 мая 1862 г. за № 6480) для обучения преимущественно сирот и детей наибеднейших родителей за счет пожертвования средств. Купцом III гильдии Матвеем Сажиным был построен дом для данной школы за собственный счет. Городская дума выделила 30 сажень земель на углу пересечения улиц Воскресенской (Мира) и Острожской (Перенсона) под здание школы. С этого началось более активное становление и развитие школьного образования в городе Красноярске. Губернатор П. Н. Замятин стал инициатором и двигателем по открытию мужской и женской гимназий.

 

Указом правительственного сената от 24 июля 1870 года ежегодно губернаторами подавался губернский отчет. Так, губернатор Гирс Красноярской и Енисейской губерний в данном отчете подверг резкой критике народное образование губернии, благодаря которого мы узнаем его состояние в начале ХХ века. Он писал: «К 1 января 1907 года в губернии насчитывалось 220 школ, из которых в 1906 году было выпущено 4000 грамотных детей обоего пола. Что начальные школы не удовлетворяют потребностям населения ни в количественном, ни в качественном отношениях, учительский персонал в них весьма слабо подготовлены к педагогической деятельности, приобретаемая в школах грамотность скоро забывается, а при таких условиях и уровень образования сельского населения губернии признается весьма низким. Поэтому необходимо увеличить начальные школы, открыть низшие сельскохозяйственные и ремесленные училища, бесплатные библиотеки и читальни, снабдив последние, помимо книг общеобразовательного характера, специальными книгами, имеющими отношение к местным промышленным нуждам». В губернии на 1907 год всего проживало около полумиллиона человек, а в городе Красноярске – 43,3 тысячи. Благодаря отчету, узнали о школьной сети в целом по губернии и об ответственном отношении к образованию губернатора, изложившего задачи на будущее по начальному и профессиональному образованию, по сети библиотек и читален. Образование в царское время набирало свои обороты и довольно широко внедрялось в жизнь, в том числе и в селах Сибири. Губерния стремилась и достигла всеобуча детей охватом начальным образованием.

 

Мужская гимназия, 1968 г.

 

В 1878 г. открыли в г. Красноярске женскую гимназию. Первозданный вид с ограждением ее территории деревянным штакетником

 

Красноярск. 1913 г. Женская гимназия, уже обнесенная красивой кирпично-железной оградой и тротуаром около нее

 

1874 г. Ремесленное училище, содержалось благотворительницей Т. И. Щеголевой

 

Духовное училище. Здание его построено в 1885 г.

 

Духовная семинария, 1884 г.

 

Учительская семинария, 1879 год

 

Здание Енисейской епархии и Епархиального женского училища

 

Лютеранская кирха на Воскресенской улице со школой при ней

 

Синагога. Со школой при ней

 

Кирха. Со школой при ней

 

Распределение школ при монархии по районам г. Красноярска

Обращает внимание, что в царское время в начале XX века школы располагались равномерно по всему городу Красноярску.

 

Так, в районе Старобазарной площади  находилось  самое  старейшее  образовательное  учреждение  –  первое  городское  училище  (1817 года)  и  образцовая  школа  на  базе II городского училища для подготовки учителей (1911). В Закачинской слободе располагалась начальная школа № 10 (второе старейшее образовательное учреждение), так как открылось в 1828 году и третье – Владимирский детский приют для сирот-девочек (1848). На базе его будет в 1848 году создана первая женская школа в Енисейской губернии.

 

На Старобазарной площади размещалась с 1908 года школа № 19, на Воскресенской улице находилось ремесленное училище, а при нем была школа.

 

В районе Новособорной площади в здании духовной консистории на втором этаже функционировала женская школа с обучением по общеобразовательным дисциплинам и по рукоделию.

 

В районе Покровского храма с 1892 года была церковно-приходская школа. С 1900 г. открыли образцовую школу при епархиальном училище, в котором старшеклассников готовили по педагогическим наукам, то есть обучали учителей начальных школ. Подобного рода была организована с 1913 года светская второклассная школа духовного ведомства, где был третий подготовительный класс для специальной подготовки учителей начальных классов. При здании духовной семинарии в северо-западной части городского сада готовили мальчиков V–VI классов в дополнительном VII педагогическом классе, то есть шла  подготовка учителей.

 

На Береговой и Песчаной улицах располагались школы: третья (1884), 6-я (1894), 11-я (1903), 18-я (с 1908). На этой улице находился и Синельниковский приют со  школой.

 

При Всехсвятском храме была церковно-приходская двухклассная мужская, одноклассная женская (1898) и 9-я начальная школы.

 

В центре города находились гимназии: мужская (1867) на пересечении улиц Благовещенской (Ленина) и Гимназической (Вейнбаума) и губернская женская (прогимназия с 1869 г.) на Воскресенской, там же частная гимназия. На ул. Благовещенской располагалась 12-я школа (1905). На пересечении ул. Гостинской (К. Маркса) и Почтамтской (ул. Сурикова) была школа для детей мещан (1888) в Доме мещанского общества.

 

В Николаевской слободе размещалось шесть городских школ (содержащихся на средства Общества попечительства учебных заведений начального образования, а с 1903 года – на попечении городской управы – 5-я (1915), 8-я (1887), 14-я, 20-я, 21-я (1908) и 22-я (1912). В Николаевской слободе была еще церковно-приходская школа при храме, а также Александровская школа для детей арестантов, с 1900 г. ее передали в 7-ю городскую школу.

Кроме этих восьми школ в Николаевской слободе работали с 1909 года еще две школы, существовавшие на средства железнодорожного ведомства.

 

На ул. Большекачинской функционировали городские школы: 4-я начальная (1885 г.), 15-я (1911), 16-я (1909) и 17-я (1907).

 

В Закачинской слободе располагалась 10-я (1828) школа, на Поповом Лугу по Архиерейскому переулку – 13-я (1906), около тюрьмы – 7-я городская школы (1896), а в Алексеевской слободе – вторая железнодорожная (1902).

 

Во Владимировском приюте сирот девочек не только обучали грамоте, но белошвейному делу и дамско-портновскому шитью, а в Синельниковском приюте «детей с улицы – бродяжек» мальчиков разного возраста обучали сапожному мастерству. В сиропитательном доме им. Т. И. Щеголевой на Новособорной площади (1882 г.) учили девочек грамоте и рукоделию, тем готовя их к будущей трудовой жизни. В районе усадьбы Юдина, что у железнодорожного моста в Таракановке, был приют для осиротевших детей во время переселения, при котором была ферма. Детей учили как грамоте, так и ведению крестьянского  хозяйства.

 

При духовно-приходских школах, духовных училищах и семинарии обучали в воскресных школах детей и взрослых людей. Евреи, магометане, католики и лютеране имели свои школы, но их мест было недостаточно, поэтому эти народы обучались и в городских школах. Помимо вышеперечисленных образовательных учреждений, в городе были школы, готовящие детей к поступлению в предварительный или первый класс гимназий для обоего пола. С 1912 года в Красноярске в числе первых городов России был открыт детский сад госпожи Грудниной. Вначале они брали детей ясельного возраста, но затем и дошкольного. При детсаде была организована двухотделенческая школа (младшая и старшая группы). В них готовили детей к поступлению в гимназии. В России в 1908 город Красноярск был в Сибири уникумом по всеобщему охвату детей школьным образованием. Если возникала ситуация, когда 100–120 и даже 257 детей из-за загруженности школ не могли принять их в число обучающихся, то председатель учебного комитета открывал дополнительные наборы на третьи смены обучения в вечернее время с 16 часов при мужской и женской гимназиях. Это происходило с 1908 года. Тогда были дополнительно развернуты 16-я и 17-я, а в 1912 г. – 22-я школы.

 

Предыдущая часть      Следующая часть

Cодержание книги

Вверх






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх