18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Сергей Скрипкин: «Лучшая награда для врача – благодарность спасенного ...

Фото Сергей Гребенников: «Пандемия не изменила, а «проявила» людей. Каждый ...

Фото Пластический хирург Павел Семёнов: «Девчонки, любите себя!»

Фото Когда начнут прививать всех и привезут вторую вакцину: главное о вакци...

Фото Красноярские врачи показали детские новогодние фото!

Фото Наталья Каптелинина: «Человек с инвалидностью может зарабатывать 100 т...

Фото Когда красноярцам вернут плановую медпомощь?

Фото Максим Суворов: «Люди, которые не верят в «ковид», тоже умирают»

Фото 7 главных вопросов про летний отдых-2020

Фото Медицинский юрист А. Барсова: «Чаще всего пациенты хотят заработать на...

Фото Трансгендеры: кто они на самом деле и стоит ли их осуждать?

Фото Олимпийский чемпион в скелетоне Александр Третьяков: «Мне рано думать ...


Главный терапевт минздрава РФ А. Чучалин – о враче нового поколения и сложных проблемах наших легких

    Комментариев: 2     версия для печати
Главный терапевт минздрава РФ А. Чучалин – о враче нового поколения и сложных проблемах наших легких

Новатор и приверженец исконных традиций врачевания. Он создавал в России современную пульмонологию и руководил первой в стране трансплантацией легких. О легких человека и их нелегких болезнях он, кажется, знает все. Наш собеседник – главный терапевт минздрава России, академик РАН Александр Чучалин.

 

Александр Григорьевич, вы возглавили V Сибирский конгресс «Человек и лекарство» в Красноярске. Там много говорилось о подготовке врача нового поколения. Каким этого врача видите вы?

 

Александр Чучалин: В первую очередь, это специалист с высокой этикой. Хорошо образованный, высококомпетентный. Врач, который может разобраться в сложной клинической ситуации и помочь тяжелым больным. Врач, который не устраивает «пинг-понг», перекидывая пациентов из одного кабинета в другой. Врач сострадающий – не «компьютерный» равнодушный доктор. Такие медики людям не нужны.

 

Вы много лет руководите Обществом православных врачей, стараетесь сохранить «отмирающие» сегодня принципы служения и любви к больному. Это очень сложно сейчас, когда рыночные механизмы просочились в медицину. Когда врачей все чаще воспринимают как обслуживающий персонал и когда больной – не то пациент, не то клиент…  

 

Александр Чучалин: Именно поэтому я многое сделал для канонизации русского врача Евгения Сергеевича Боткина. Его образ отвечает самым высоким моральным и профессиональным требованиям. Боткин – ориентир для современных докторов, вообще для всего общества.

 

 

Александр Григорьевич, на конгрессе вы докладывали об особенностях сезона гриппа-2016. Нынешняя эпидемия многих перепугала – как-никак больше полтысячи человек в России погибло. Но теперь уже можно выдохнуть, опасность миновала?

 

Александр Чучалин: Грипп как эпидемия всегда протекает в три волны: первая, через 2-3 недели – вторая и потом затихающая, третья волна. Сейчас идет вторая волна – она в Красноярском крае оказалась масштабней первой. На пике первой волны, в январе, карантин по гриппу объявили в 72 регионах России. Циркулировал уже знакомый нам «калифорнийский» (в быту – «свиной») штамм, обнаруженный в 2009 году. Тогда от гриппа в Америке погибли 40 тысяч человек, в России – 1,5 тысячи. Сейчас – не больше 550 россиян. Это в основном люди из групп риска с ослабленным иммунитетом.  

 

Среди таких пациентов смертность сегодня снизилась: эпидемия 2009 года научила врачей своевременно применять искусственную вентиляцию легких, правильно оценивать состояние пациентов, грамотно назначать антибиотики при осложнениях. Теперь можно спасти даже тех, кому не помогла ИВЛ. На подмогу приходят «искусственные механические легкие». Так мы называем процедуру экстракорпоральной гемооксигенации, когда за легкие и сердце пациента «работает» специальный аппарат.  

 

В ситуации с гриппом Красноярский край неплохо смотрелся на фоне других регионов. Чего не скажешь, например, о заболеваемости туберкулезом в нашем крае. Тут статистика за последние годы пугающая: больше 90 случаев на 100 тысяч населения! Это почти в два раза превышает показатели, которые ВОЗ называет эпидемией.

 

Александр Чучалин: Заболеваемость туберкулезом у вас действительно высокая. А еще высокий уровень распространения ВИЧ-инфекции, гепатита С. Эти показатели связаны. Ведь у пациентов с иммунодефицитными состояниями совсем другой туберкулез: более тяжелая форма болезни, особое лечение. Это касается и других «иммунодефицитных» пациентов: больных сахарным диабетом, людей, перенесших химиотерапию, радиотерапию.


Т
уберкулез считается болезнью асоциальных слоев, заключенных. Но в число заболевших все чаще попадают вполне благополучные люди. 

 

Александр Чучалин: Заразиться может любой. Хоть в самолете, хоть в автобусе, хоть в метро. Наши коллеги из Петербурга даже высчитали, сколько микобактерий туберкулеза витает в воздухе их «подземки». Не буду пугать вас этими цифрами. В то же время большинство людей уже заражено возбудителем туберкулеза – палочкой Коха. Микобактерии годами «спят» в их организме. Но при резком ослаблении иммунитета такой латентный, «дремлющий» туберкулез может перейти в активную стадию. Тогда человек заболеет.

 

Однако самое страшное даже не это, а то, что лекарства могут не помочь. Ведь микобактерии мутируют, «приспосабливаются» к сильнейшим противотуберкулезным препаратам. Над решением этой проблемы бьются ученые всего мира, но выход пока не найден? 

 

Александр Чучалин: Сказать, что проблема решена, нельзя. Ведутся исследования, создаются новые поколения противотуберкулезных лекарств, вакцины для взрослых людей. В этом плане очень активно работают российские ученые. А пока у нас есть только прививка БЦЖ. Иммунитет от этой вакцины «обрывается» к 20 годам, и человек снова становится чувствительным к микобактерии туберкулеза.

 

Есть еще хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). В это понятие включают хронический «бронхит курильщика», эмфизему. Болезни неизлечимые и тяжелые настолько, что порой буквально «сковывают» человека: малейшее движение дается с трудом, постоянно мучают одышка и кашель, не хватает воздуха. Больных ХОБЛ все больше и, по прогнозам ВОЗ, в ближайшем будущем эта патология станет одной из главных причин смерти людей. Что скажете, Александр Григорьевич?

 

Александр Чучалин: Да, это будет очень распространенная болезнь. С ростом продолжительности жизни будет расти заболеваемость ХОБЛ. Главная причина хронической обструктивной болезни легких – курение, в том числе пассивное.  Среди других факторов риска – инфекции дыхательных путей, плохая экология.

 

Экология – больная для красноярцев тема.

 

Александр Чучалин: Сегодня Красноярск – не совсем благоприятный город с точки зрения экологии. Я бывал здесь еще до строительства Красноярской ГЭС. После запуска гидроэлектростанции в городе резко поменялся климат, Енисей перестал замерзать. Это сказалось на легочном здоровье: люди стали чаще болеть астмой, пневмонией.

 

Александр Григорьевич, давайте поговорим о трансплантации легких. Прошло 10 лет с тех пор, как под вашим руководством была проведена первая в России пересадка легких. Что сейчас? Чего удалось добиться за эти годы?  

 

Александр Чучалин: Мы провели 40 трансплантаций легких. Делаем по одной пересадке в месяц. Это меньше, чем у коллег из других областей трансплантологии. Пересадка сердца, печени идет активнее, почка – вообще на «индустриальном» потоке. С этими органами работать проще, чем с легкими. Легкие очень уязвимы перед травмами, инфекциями и после изъятия у погибшего донора «живут» всего 4 часа. Это сдерживает более широкое применение трансплантации легких.

 

Хотя даже те объемы пересадок, что мы проводим, дают очень много. Врачи после внедрения трансплантации увидели совершенно другую медицину, а главное – мы спасаем жизнь пациентам. Это зачастую совсем молодые люди, которым и 30 лет нет. После операции они возвращаются к нормальной жизни: работают, учатся, путешествуют. И знаете, что поразительно: они везде – первые. Блестящие сотрудники, поэты, математики, музыканты! Наши пациенты умеют ценить жизнь, используют все шансы, что дает судьба.

 

 

Кстати говоря, кто ваши пациенты? Кто нуждается в трансплантации легких?

 

Александр Чучалин: Больные эмфиземой, муковисцидозом. У большинства больных муковисцидоз – тяжелый наследственный недуг – выявляют в первые годы жизни. Заболевание поражает органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и со временем может привести к гибели. Тогда трансплантация легких жизненно необходима. Есть и другие тяжелые состояния здоровья, когда без пересадки не обойтись.

 

Скольким людям в России требуется трансплантация легких?

 

Александр Чучалин: Сложно сказать, сколько людей реально нуждается в пересадке легких. Если брать эмпирические цифры, думаю, более 5 тысяч человек.

 

Александр Григорьевич, ваше имя стало синонимом современной российской пульмонологии. Вы говорили, что имеете противоречивое мнение о ее сегодняшнем состоянии. С одной стороны, мы многое можем, с другой – делаем явно недостаточно.

 

Александр Чучалин: Да, хотелось бы, чтобы проблема легочного здоровья в нашем обществе решалась на более высоком уровне, чтобы этому уделялось больше внимания в министерстве здравоохранения, правительстве страны. Должна быть определенная стратегия первичной профилактики: борьба с курением, популяризация здорового образа жизни, вакцинация. Охват привитых россиян от пневмококка и гриппа нужно повысить до 45%. Тогда легочных больных станет меньше.

 

Если человек уже заболел, нужна вторичная профилактика. Это ранняя диагностика болезни, своевременное лечение, качественная реабилитация, восстановительная медицина. И, наконец, третичная профилактика. Ее главная задача – не допустить инвалидности и смерти пациента. Необходимой для этого медпомощи тяжело больной человек у нас, к сожалению, часто не получает. Вот, к примеру, кислородотерапия в домашних условиях. Получая ее дома, пациент мог бы меньше лежать на больничной койке. Но «домашняя» медицина у нас работает очень плохо.

 

Александр Григорьевич, в одном из интервью вы сказали, что «исходно» российские врачи – лучшие в мире. Но медики в нашей стране не всегда могут себя реализовать, чтоб соответствовать уровню мировых коллег. «Поднять» их на этот пресловутый уровень призвана система непрерывного медицинского образования, которую сейчас внедряют в России. Как думаете, поможет это нашим врачам?

 

Александр Чучалин: Думаю, да. Ведь какой главный принцип в образовании врача? Оно заканчивается, когда доктору надевают белые тапочки и отправляют в последний путь. А до этого врач должен постоянно обучаться и совершенствоваться.

 

Анастасия Леменкова




Ключевые слова: Александр Чучалин,



Всего: 2
mmd_59
19.03.2016 12:13

Александр Григорьевич,вы сказали "Экология – больная для красноярцев тема" . Для защиты экологии от загрязнений врачи что должно делать?

Адрес: , .

Телефон: .

Сайт:

0 : 0

"Экология – больная для красноярцев тема" - это слова автора, с которыми Александр Григорьевич согласился. О том, что защищать экологию должны врачи, речи и не идет.

Адрес: , .

Телефон: .

Сайт:

0 : 0
Администратор
Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2023

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх