18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Медицина – это у них семейное: медики Красноярска рассказали о своих д...

Фото Старейший специалист «скорой» о том, как изменилась служба за 45 лет

Фото Красноярскому медуниверситету – 77 лет!

Фото Помня о прошлом, стремиться в будущее (статья Ж.Ж.Рапопорта)

Фото «Я счастливый человек»: в память об Анатолии Колесниченко

Фото К 45-летию БСМП: Больница с железным характером

Фото Эндокринологической службе Красноярского края – 65 лет!

Фото Воспоминания. Служба в Германии после войны

Фото "Доктор Мельников": вспоминает А. Коновалов и П. Гаврилов

Фото Воспоминания. Встреча с именем В.Ф. Войно-Ясенецким в Германии

Фото "Доктор Мельников": вспоминает друг детства В. Некрасов

Фото Воспоминания. День Победы


Воспоминания. Церкви и храмы в дореволюционном Красноярске

    Комментариев: 0     версия для печати
Воспоминания. Церкви и храмы в дореволюционном Красноярске

Продолжение личностно-биографического повествования "Ровесница лихого века", Т.П. Сизых

Предыдущая часть

Следующая часть

Cодержание книги

 

Пожар в храме Александра Невского

Будучи ребенком, Надежда была свидетельницей в летнюю пору большого пожара церкви Александра Невского – полкового деревянного храма. На нее пожар произвел большое потрясение. Там, где сейчас проходит ул. Робеспьера, ниже ул. Гостинской (Карла Маркса) стояли от вокзала по ул. Декабристов деревянные казармы. Они были отгорожены от города. Здесь, на пересечении этих улиц, в сторону Енисея от Новобазарной площади стоял данный деревянный храм. Вокруг стояли деревянные однои двухэтажные дома. Тогда семья Бранчевских в этом районе снимала квартиру.

 

Однажды в окнах их дома увидели высокое пламя. Люди выскочили на улицы, кто с ведрами, кто с багром. Горела военная полковая церковь. Было очень страшно. Пожарка была на Новобазарной площади и прибыла быстро. Тушили пожарные и все население. Недалеко была водоколонка. Однако потушить пожар не удалось. Церковь сгорела дотла. Народ говорил, что это был поджог. А так ли это?

 

Александро-Невская военная церковь была построена в честь святого Великого князя Александра Невского (1221–1263 гг.) в 1873 году на южной стороне Гостинской улицы (ул. Карла Маркса), между Плац-Парадным (ул. Робеспьера) и Батальным переулком (ул. Декабристов). Церковь была деревянная, одноэтажная, на каменном фундаменте, с колокольнею и каменной оградой. Строилась она на деньги, пожертвованные иркутским потомственным почетным гражданином – Яковом Андреевичем Немчиновым. Престол был один. Притч церкви состоял из священника и церковника из нижних чинов. Земля и дома не принадлежали храму. Из казны получали они жалованье, а вещевое и кормовое довольствие – от воинской части. Отчислялись проценты от капитала притчу и на содержание храма – пожертвованные средства потомственной почетной гражданкой Татианой Щеголевой и крестьянкой Евгенией Илларионовной Пимаковой.

 

Определением Святейшего синода от 30 июня 1900 года притч Красноярского резервного батальона был причислен в ведение протопресвитера военного и морского духовенства. Всего прихожан было приписано 1166 мужчин и 58 женщин, из них военных – 1156 мужчин. Окормлялись домочадцы Бранчевские в кафедральном соборе Богородице-Рождественском до 1913 года. После в соборе молились по двунадесятым праздникам. По завершении строительства Спасского храма на вокзальной площади Красноярска сей храм стал для их

дома приходом.

 

1861 год. Кафедральный собор при его освящении

 

Александро-Невская церковь при Красноярском пехотном полку (1915–1917 гг.)

 

Салют из пушек в честь открытия кафедрального собора в 1861 году

 

Вверх      Cодержание книги

 

Богородице-Рождественский кафедральный собор

Строительство собора замыслили золотопромышленники на одном из своих собраний в знак благодарности Господу Богу за открытие в Енисейской губернии золотопромышленности. Строили его в память рождения Великого князя Николая Александровича, наследника царской семьи, сына Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. Строителем был избран купец Исидор Григорьевич Щеголев. Им лично было пожертвовано 94 тыс. рублей, наряду с другими золотопромышленниками.

 

Преосвященным Афанасием Томским и Енисейским 15 июля 1845 года была освящена выделенная строительная площадка под строительство Богородице-Рождественского собора в юго-западной части города, тогда это была окраина города у городского сада.

 

К 1849 году стены собора были возведены по верхние своды, но случилась непредвиденная беда. Вдруг 29 сентября 1849 года верхние своды с куполом рухнули, а стены растрескались. От строительства первого собора осталась только колокольня, которая оказалась прочною. Горожане очень переживали о случившемся. Была установлена причина разрушения собора при разборе рухнувшего остова собора: из-за поставки некачественного кирпича.

 

Исидор Григорьевич Щеголев (1796–1866 гг.) разобрал до основания завалы собора и снова начал строительство собора, но уже только на собственные средства. На вторичное строительство собора у него ушло 560 тыс. рублей. Теперь предъявляли повышенные требования к качеству кирпича. Каждый кирпич должен был иметь клеймо производителя. Храм был не только построен, а и оснащен на капитал И. Г. Щеголева. Преосвященный Порфирий, епископ Томский и Енисейский, торжественно освятил Богородице-Рождественский кафедральный собор в сентябре 1861 г.

 

В мае 1858 года от Августейших Императорских Величеств была подарена Богородице-Рождественскому собору икона Рождества Пресвятой Богородицы в серебро-позолоченной ризе в киоте из палисандрового дерева. Высота иконы соответствовала росту новорожденного наследника Николая Александровича на день его рождения. На верхних краях ризы было обозначено число, месяц и год его рождения – 8 сентября 1843 года. Икона была поставлена справа в иконостасе главного придела, а внизу указывалась дата ее создания и дата рождения Александра II – 17 апреля 1858 года.

 

В 1861 году Императрица Мария Александровна в благодарность красноярцам за сооружение храма в честь рождения ее сына к его совершеннолетию, 18 годам, подарила собору полную ризницу из темно-малинового бархата с золотым шитьем. В апреле 1865 года пришла всех ошеломляющая весть – умер в Крыму от туберкулеза на 22-м году жизни наследник русского престола цесаревич Николай Александрович, что было потрясением для российского общества. Разрушение собора Богородице-Рождественского при первом его сооружении, смерть цесаревича, кому он был посвящен, – эти события будто бы вещали о грядущих грозных, трагических событиях, ожидающих в будущем Россию и сам собор.

 

21 июня 1873 года, возвращаясь из кругосветного путешествия, Красноярск и кафедральный собор Богородице-Рождественский посетил Великий князь Алексей Александрович, родной брат умершего цесаревича Николая Александровича, а 1 июня 1891 года – его племянник и тезка, цесаревич, наследник Александра III Николай II – строитель Транссибирской железной дороги.

 

Из Иркутского Вознесенского монастыря в 1914 году была в наш кафедральный собор перенесена частица нетленных мощей святейшего Иннокентия Иркутского и всея Руси Чудотворца. За ней сам Владыка Никон, епископ Красноярский и Енисейский, ездил в Иркутск. Мощи хранились в специальной раке, стоящей у правой стены собора. Еженедельно по четвергам после обедни перед ракой служили акафист святому Иннокентию Иркутскому.

 

В 1861 году Енисейская и Красноярская епархия выделилась из Томской, и ее кафедральным собором стал Богородице-Рождественский. Первым епископом Красноярской и Енисейской епархии был Преосвященнейший владыка Никодим (Никита Иванович Казанцев). Служил он в нашей епархии с 1861 по 1870 г.

 

Кафедральный собор имел три престола: главный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы; с южной стороны – во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня; с северной стороны – во имя Святого Чудотворца Николая, Святителя Мирликийского.

 

Присоборная площадь была обнесена в 1860 году оградою «каменной с чугунными решетками и тремя чугунными воротами». Средства на возведение ограды выделил благодетель, купец, золотопромышленник И. Г. Щеголев. Кроме Богородице-Рождественского собора И. Г. Щеголев построил Петропавловский храм тюремного замка г. Красноярска.

 

Собор был каменный, в одной связи с колокольней, высокий, розово-белый. На колокольне служило четыре звонаря. Пол и высокая широкая паперть с широкими ступенями были покрыты чугунными плитами. Собор построен по проекту архитектора Константина Тона, который являлся автором собора Спаса Христа Спасителя в столице, г. Москве. В кафедральном соборе Красноярска пел, по свидетельству современников, самый лучший церковный хор из 24 человек.

 

В 1867 году на востоке против главного алтаря в линии ограды была возведена каменная часовня с иконостасом, в цоколе которой выпекали просфоры для собора и для домовой архиерейской церкви. В 1913 году к собору пристроили храм преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца на средства действительного статского советника Алексея Петровича Шарова и старосты собора, золотопромышленника и купца И. Г. Щеголева. Под церковью была устроена усыпальница, в которой почивало тело усопшего 9 января 1913 года епископа Красноярского и Енисейского Евфимия (Федор Счастнев, годы служения в Красноярске – 1899–1913). На юго-западном углу собора был пристроен еще притвор, где в цокольном помещении был освящен храм во имя святых мучеников Исидора и Татьяны. Здесь были захоронены главные строители, почетные граждане города Красноярска, благодетели и первый староста кафедрального собора Исидор Григорьевич с его женой Татьяной Ивановной Щеголевой. По их завещанию ежедневно возносились молитвы – им служились панихиды всему их роду.

 

В прекрасном, намоленном кафедральном соборе Богородице-Рождественском духовно окормлялась семья Бранчевских, на основе Божественных заповедей взрастала дочь Надя. Несмотря на внезапно порушившийся православный мир и ворвавшуюся эпоху безбожия XX века, краеугольный камень православно-христианской нравственности ей был заложен родителями еще при монархическом православном строе. Главной судией в ее делах, поступках, мыслях и словах была ее совесть.

 

В 1926 году вернулся в Красноярск из Туруханской ссылки Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий). Ему посчастливилось вместе с епископом Енисейским и Красноярским Амфилохием (Скворцов) отслужить всенощную Рождества Христова в соборе Воскресенском, так как Богородице-Рождественский был захвачен обновленцами, но он был еще не порушен и он его лицезрел. Поскольку он посещал УНКВД, которое располагалось в юго-восточной части площади прямо у Богородице-Рождественского собора. По возвращении после двух лет ссылки ему Господом Богом была уготована благодать общей всенощной Рождественской молитвы. Сразу после торжественной службы его энкавэдэшники отвезли на вокзал, чтобы он как можно скорее покинул Красноярск.

 

Владыка Лука, будучи доставлен в 1940 году в очередную ссылку в Красноярский край, идя в колонне арестантов от вокзала Красноярска по ул. Профсоюзной (Овсянниковской) до тюрьмы, что по ул. Революции, уже не видел великолепного Богородице-Рождественского кафедрального собора. «В ночь на 9 июля 1936 года над Красноярском прогремели три страшных взрыва. Земля сотрясалась от взрывов так, как она сотрясалась при землетрясении в 6–7 баллов» (Л. И. Казанцева, 2009, 437 с.). Это было преступление, совершенное с легкой руки П. Д. Акулинушкина – первого секретаря крайкома ВКП(б). Так был разрушен градообразующий бриллиант архитектуры Красноярска – кафедральный собор Богородице-Рождественский.

 

Такой красоты архитектурно-духовного собора в июне 1936 года сибиряки были лишены на основании Постановления Президиума Красноярского краевого исполнительного комитета (ГАКК, ф. 674, оп. 1, д. 2775; д. 3325, д. 6564).

 

Вверх      Cодержание книги

 

Духовное окормление домочадцев в Спасском храме

Спасская церковь была построена на глазах, прибывшей в Красноярск Евлампии Акиловны на привокзальной площади станции. Это был красивый храм. К нему вели пять ступеней. По ходатайству железнодорожного начальства в связи с построением дороги и указа Св. Синода от 7 июня 1907 г. при станции Красноярск в этот год был открыт приход Спасской церкви для прихожан слобод Николаевской и Алексеевской. До окончательной постройки храма первоначально богослужения совершались в железнодорожной школе, где был устроен временный алтарь. Первая литургия во вновь построенном каменном Спасском храме прошла 19 февраля 1913 года, то есть спустя шесть лет от приезда в Красноярск Евлампии Акиловны. Храм был построен на средства железнодорожного ведомства. Престолов в храме было два: один во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя, а другой – во имя Святителя Иннокентия Иркутского. Спасский храм стоял со стороны города справа от здания вокзала, довольно близко к первому железнодорожному полотну. Невдалеке от храма стояла водонапорная красивая деревянная башня. Вход в Спасский храм был не со стороны города, а со стороны железнодорожного полотна и линий. Это был очень красивый, уютный, из красного кирпича храм, высокий, с золотыми куполами и колокольней. Была церковь небольшого, скромного размера. С вводом нового здания храма Спасского для Евлампии Акиловны и ее дочери он стал их родным повседневным приходом. Располагался он в метрах четырехстах от усадьбы их родового гнезда по ул. Овсянниковской (Профсоюзов). По великим же двунадесятым праздникам Евлампия Акиловна с Надей ходили на всенощные Рождественские и Пасхальные в кафедральный собор Богородице-Рождественский. В 1920 году таинство крещения дочери Надежды они осуществят в своем родном церковном приходе – Спасском храме, где будет присутствовать как крестный отец – родной брат Дмитрий Бубенцов по линии матери Евлампии Акиловны, так и крестная мать – племянница Лида, дочь младшей сестры Елены по линии отца Алексея Петровича Бранчевского.

 

Спасский храм осквернили, сняв с него купола, кресты и колокола, сразу в начале 20-х годов, здание храма отдали под клуб железнодорожников им. К. Либкнехта и под нужды районного военкомата. В газете «Красноярский рабочий» размещен его рисунок, в нем проводил военкомат мобилизационные мероприятия.

 

Когда Н. А. Бранчевская вернулась в Красноярск из Томского университета в 1934 году, Спасского храма уже вовсе не было, его совдепия разрушила до основания. Его взорвали и снесли в 1931 году. Теперь на его месте стоит двухэтажный деревянный дом.

 

К церковному приходу Спасской церкви были приписаны православные не только слобод Николаевской и Алексеевской, а и проживающие на станциях Минино, Снежница, Кача, Сорокино, Зыково, Камарчага. Всего было приписано прихожан к Спасской церкви 638 мужчин и 620 женщин. Все они были железнодорожные служащие и рабочие. Причт состоял из одного священника и псаломщика, которые жалование получали от Управления Сибирской железной дороги.

 

Вверх      Cодержание книги

 

Никольская церковь

В связи с постройкой железной дороги образовалась слобода, где жили ее строители и служащие и рабочие. Назвали ее Николаевской в честь августейшего монарха Николая II в память его посещения Красноярска в 1891 г., еще будучи наследником-цесаревичем, из чувств верноподданнической признательности за дарованную железную дорогу, дающую им материальный источник жизни. К 1913 году слобода численно возросла, и требовался самостоятельный приход. Решили строить уже свой в слободе Николаевской храм, посвященный Николаю Угоднику.

 

Средств на строительство данного храма не было, так как благотворителей не нашлось. Рабочие слали петиции в церковно-строительный фонд имени Императора Александра III при Комитете министров и в городскую думу Красноярска, но все было безрезультатно. На это ушло восемь лет. Железнодорожные рабочие вышли в очередной раз с обращением в городскую думу от имени Общего собрания жителей Николаевской слободы и от созданного ими комитета, состоявшегося 16 ноября 1908 года по делу о постройке храма непосредственно в Николаевской слободе. Для которого просили выделить безвозмездно участок земли под строительство храма (1920 кв. сажень), а также пособие, хотя бы в размере 1000 рублей. Дума опять вопрос оставила открытым.

 

24 мая 1911 года комитет возобновил ходатайство перед думой. Председатель комитета священник Николай Смиренский заявил, что Комитет по строительству храма намерен приобрести в собственность кирпичный завод для выделки потребного кирпича на строительство данного храма.

 

Дума на этот раз согласовала с городской управой и решила выдать разрешение на строительство храма в слободе. В виде пожертвования от города – произвести отпуск комитету бесплатно строительных материалов из городских карьеров. При этом комитет освободили от арендной платы кирпичного завода ими приобретенного и выделили требуемый безвозмездно участок земли под храм.

 

2013 год. Никольская церковь на Николаевском кладбище. Справа с торца ее сразу за западной стеной храма находятся могилы с общим гранитным надгробием Алексея Петровича и его супруги Евлампии Акиловны Бранчевских

 

2011 г. Надежда Алексеевна с Владимиром Лавриновичем у могилы ее родителей у западной стены храма Никольского

 

30 июля 1911 года был заложен храм во имя Святителя и Чудотворца Николая Угодника Мирликийского в память 300-летнего царствования дома Романовых – 30 июля 1911 года. А пока богослужения прихода храма Николая Угодника совершались в деревянном небольшеньком кладбищенском молитвенном доме (часовне), построенном и освященном 19 февраля 1911 года (стоит он и служит поныне). Хотя планировали с возведением каменного храма эту часовенку снести. Приход в Николаевской слободе был открыт в 1913 году.

 

Церковь Святому Николаю Чудотворцу была построена каменная и освящена в 1914 году. Ежегодно 14 сентября по Николаевской слободе устраивался крестный ход (миссионерский). При приходе было пять городских начальных училищ и приходское попечительство о семьях лиц, призванных на войну.

 

Штат был представлен двумя священниками и двумя псаломщиками. Прихожан было 1256 душ мужского и 1222 женского пола.

 

Строился храм Николая Угодника в слободе по проекту красноярского губернского архитектора В. А. Соколовского. Храм Святителя Николая Чудотворца совдеповцы закрыли в 20-х годах, кощунствовали, сбросив с него купола и кресты. Совдепия организовала в здании храма общежитие для рабочих. Одна из красноярок из Николаевской слободы в годы ВОВ училась в школе и дружила с девочкой, которая жила со своими родителями в общежитии в здании храма Николая Угодника. Она была внутри этого помещения. Рассказывает, что это здание было изнутри с невообразимо высоким потолком. Внутри оно было разделено полотнищами типа брезента на отдельные жилые помещения, которые были развешаны по всему храму. Они и были разделяющей чертой пространства, отделяющей одну семью от другой. Эти блага были созданы совдепией – «народной властью» – для эвакуированных в годы ВОВ, работающих на железной дороге. Были у каждой семьи железные печурки-буржуйки. Условия жизни были в этом общежитии сверх, чем суровые, жестокие и тяжкие. Стояли кровати-топчаны с какими-то лохмотьями, тряпками, стол, скамьи и больше ничего. Там жили и воспитывались октябрята, пионеры, комсомольцы. Кощунство было проявлено не только по отношению к святому храму, но и к проживающему рабочему классу советской страны. В послевоенные годы (1949 год) общежитие закрыли. Здание храма Николая Угодника по 2000-е годы пустовало. Приход Николаевский кладбищенский не раз выходил на исполнительный районный и городской совет с письмами-просьбами передать здание храма епархии для восстановления его. В чем им было отказано, будто бы по причине его плохого технического состояния. А вскоре и вовсе его снесли. В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, в Красноярске разрешат открыть Никольскую кладбищенскую часовенку, одноэтажную, на 50 душ. Где будет проповедовать епископ Красноярский и Енисейский Владыко Лука (профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий), он же будет ведущим консультантом-хирургом всех эвакогоспиталей города и ведущим оперирующим хирургом в госпитале № 1515, что располагался в здании школы № 10. Членом единственного открытого прихода в г. Красноярске станет и благочестивая Евлампия Акиловна, которая будет у него духовно окормляться.

Предыдущая часть     Следующая часть

Cодержание книги

Вверх

 






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх