18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Нам нужна самореализация?

Фото Почему все время не везет? Как выйти из состояния жертвы

Фото Женская самодостаточность: как сохранить гармонию в семье?

Фото Что делать, если у ребенка тяжелые множественные нарушения развития?

Фото Любовь или зависимость? Типы личности, неспособные любить

Фото Когда закончился конфетно-букетный период: совместимы ли вы?

Фото В чем ваш талант и где его применить?

Фото Легко ли русским за границей? Особенности адаптации иммигранта

Фото Как и где познакомиться с достойным мужчиной

Фото Повторный брак: стоит ли начинать сначала?

Фото Ловушки «счастливой» любви

Фото Что мы (не) должны своим родителям?


Клиповое мышление: как гармонично воспитать ребенка в информационный век?

    Комментариев: 0     версия для печати
Клиповое мышление: как гармонично воспитать ребенка в информационный век?

Ученые утверждают, что разница между неудачником и успешным человеком – в способе мыслить. Первые мыслят понятиями, другие – картинками, образами и получили название – люди с клиповым мышлением. В век высоких технологий информация меняется с немыслимой скоростью. Успеть ее воспринять и переработать – необходимо особое мышление, своего рода, талант, которым умело пользуются современные дети, вырастая в поколение быстромыслящих. Хорошо это или плохо, как умело распределить информационную нагрузку на ребенка и воспитать гармоничную личность, – спросим у доцента кафедры социальной педагогики ТГПУ Дудиной Елены Николаевны.

 

Другие дети, кто виноват?

Сейчас многие учителя в общеобразовательных школах констатируют тот факт, что у большинства детей интеллект стал ниже, чем у детей 20 лет назад, как объяснить это явление?


– Любой ребенок, едва научившись говорить, вовлекаются в сферу понятийного мышления. Детское любопытство в виде вопросов «что» и «почему» – ни что иное, как способ освоить мир с помощью понятий. Но очень быстро этот способ сменяется иным, ребенок стремительно встраивается в новый переполненный информации мир. Сейчас, когда трехлетнему ребенку показывают книжку, он нажимает на нее пальчиком и удивляется, почему изображение не увеличивается. В некоторых семьях уже в полтора года малышу подсовывают планшет, чтобы он сам развлекал себя. Беда в том, что большинство современных родителей перестали читать детям книжки. Ребенок уже не воспринимает бумажные носители информации, а вместе с тем у него не развивается воображение, так необходимое в раннем детстве. Ведь при чтении сказки в формирующемся мозгу ребенка выстраивается ряд образов, малыш представляет ситуацию по-своему, домысливает, воспринимает мир индивидуально.

 

Читайте также:

Типы мышления

Разница мышления мужчин и женщин

 

 

Без развития такой важной психической функции мозга, как воображение, страдает развитие и других функций – памяти, внимания, логического мышления. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Отсутствие какого-либо из них оказывает негативное влияние на гармоничное развитие личности. Гаджеты не могут заменить книги, так как в виртуальных играх и аниме представлен уже готовый взгляд на мир, чужой, озвученный чьим-то голосом. Легко восприимчивой психике ребенка можно навязать что угодно, но это уже не индивидуальный путь развития, а массовый.

 

Дальше – больше: ребенок, не вовлеченный в культуру чтения книг, на школьной скамье продолжает читать книги в компьютере. В интернете сейчас выложены сокращенные версии многих романов для облегчения восприятия. Школьник привыкает воспринимать информацию поверхностно, быстро, что негативным образом влияет на еще формирующийся интеллект. К тому же готовые ответы порождают такие качества, как лень, безответственность, отсутствие цели.

Клиповое и понятийное мышление

– Но многие специалисты утверждают, что троечники оказываются гораздо успешнее в жизни, чем отличники. С чем это связано?

 

– Да, есть такая статистика. Троечники успешнее в жизни, потому что они быстрее обрабатывали полученную информацию и успевали принимать решение. Это так называемое клиповое мышление, когда человек мыслит сиюминутными образами, умело подстраиваясь под данную ситуацию. Сейчас человека окружает большой поток информации – визуальной, звуковой, и волей-неволей ты должен приспосабливаться, чтобы не сойти с ума.

 

Современным детям это удается, поскольку с раннего возраста они вовлечены в этот поток. Ведь как делает уроки ученик? Перед горящим монитором, в наушниках с тетрадкой перед глазами и с включенным телевизором за спиной. Казалось бы, ему легче выполнять задания именно так, а не как 20 лет назад в полной тишине, сосредоточившись на упражнении. Но это своеобразный обман мозга, информация, усвоенная поверхностно, не откладывается в долговременные отсеки памяти, а значит, не будет оттуда извлечена в случае необходимости. Сегодня многие замечают, что память у детей стала хуже. Полученная именно таким образом информация влечет за собой определенные поступки.

 

 

Быстрый способ усвоения информации переходит со школьной скамьи в вуз. Ведь что происходит? Обучение в крупных вузах становится формальным, осталась только направленность профессии, нет комплексного подхода в обучении, поэтому из профессии уходит профессионализм. Как вы представляете себе хирурга, который в экстренной ситуации мгновенно принимает решение, но отсутствие глубоких знаний не дает ему возможности правильно и успешно сделать операцию. Отсюда и возникают врачебные ошибки, хотя среагировали вовремя. В чем смысл клипового мышления? Это попытка найти ответы в очень короткое время, а зачем? Потому что у нас нет времени, скорость смены событий так велика, что извлечь смысл из них становится практически невозможно, а порой даже нет других шансов выжить.

 

Существует также и понятийное мышление, которое как раз присуще отличникам. Это такой тип мышления, когда человек разбирается в вопросе досконально, глубоко усваивает информацию, подключая воображение, внимание. Времени на это уходит больше, но информация откладывается надолго и способна к извлечению из отсеков памяти в нужный момент. Формируется понятийное мышление с рождения ребенка до школьной скамьи, где можно уже подключать и другие типы мышления. Большинство отличников не умеют мгновенно принимать решения, поскольку привыкли раздумывать, анализировать, сопоставлять, но эти знания очень прочные и порой жизненно необходимые.

 

 

– Получается клиповое мышление это плохо? Сама не раз замечала, что, когда я готовлю ужин, мне необходимо делать еще несколько дел одновременно: посмотреть телепередачу, позвонить по телефону, поговорить с детьми. Возникает, своего рода, потребность в многоплановости выполнения заданий.


– Это так, современный мир требует от нас максимум усилий, и мы научаемся делать десять дел одновременно. Другой вопрос: качественно ли они выполнены. Особенность клипового мышления заключается в том, что мы живем в режиме не извлеченных смыслов, мы ничего не понимаем, что происходит, так как очень велика скорость смены событий. Отсюда возникает еще одна прореха в гармоничном развитии человека – у него выпадают звенья духовного и нравственного воспитания личности, ориентиром которого являются поступки. Из жизни постепенно исчезают настоящие, осмысленные подвиги. Понятие подвиг несколько извращено: «так получилось». Случайные подвиги вытесняют нравственную основу героического поступка. И на этом воспитываются наши дети – «все дело случая». Ведь даже троечники, став успешными бизнесменами, во многом полагаются на волю случая, интуиция подсказала – и ты выиграл, а если нет – проиграл. Опыт показывает, что быстрые решения не всегда несут успех клиповикам.

 

Человек с понятийным складом ума не справляется с большим потоком дел, выпадает из него и, как следствие ничего не успевает, потому что погружен только в одно занятие. Клиповое мышление – не есть плохо, а иногда даже очень хорошо, оно нам просто необходимо сейчас, но хорошо иметь еще и понятийное. Та же статистика утверждает, что успешные люди, в том числе президенты, умело сочетают в себе два разных способа восприятия – понятийное и клиповое. Основу составляет понятийное мышление, но в нужный момент их мозг умеет подстроиться и «выстрелить» правильным решением. Значит, клиповому мышлению, действительно, можно научить. Ведь мы, люди, родившиеся в прошлом веке, воспитывались на понятийном восприятии информации, но умеем и сегодня успешно справляться с непредвиденными ситуациями. Практика показывает, что ребенок перестраивается на клиповое мышление легче, чем взрослый, и шансы выжить в современном мире у него возрастают.

 

Как гармонично воспитать ребенка в информационный век?

– Что нужно делать, как воспитывать ребенка, чтобы он был не просто марионеткой в чьих-то руках, не проходящим мимо героем, случайно совершившим подвиг, а по-настоящему успешным и счастливым человеком?


– Многое в вопросах воспитания гармоничной личности – в руках родителей. Ведь зачем то они рожали, навряд ли для того, чтобы ребенок был несчастлив. Сейчас почему-то вслед за политикой государства меняется политика воспитания детей. Младенец не знает, что такое планшет, телевизор, смартфон, всему этому учат родители. Не надо подсовывать гаджеты с двух лет, несмотря на то, что так делают все. Оно и получается, все – это серая масса в той или иной мере удачливых людей, но счастливы ли они от этих удач?

 

Ваш ребенок вступил в возраст почемучек, вот и объясняйте ему все на нормальном языке, так, кстати, и речь лучше развивается. Многие бьют тревогу, что ребенок не говорит в три года, а вы с ним разговариваете? Рассказываете ли вы ему о том, что сейчас мы будем варить суп, как мы будем его варить, что сначала, а что потом, затем вместе мы будем пылесосить, и как мы это будем делать, тоже необходимо озвучить. Первые пять лет жизни ребенок может вполне обойтись без компьютера и телефона. Как раз в этот период закладываются основы понятийного мышления, формируются психические функции: воображение, внимание, память.

 

 

Читайте также:

Влияние мультфильмов на развитие ребенка

Несколько способов развития речи

 

Понятно, что детские книги с веселыми картинками читать обязательно, устное восприятие художественного текста развивает воображение и закладывает основы осмысленных нравственных поступков, ведь герои сказок совершают настоящие, а не случайные подвиги. Когда ребенок придет в детский сад и там увидит детей с гаджетами – пусть оттуда он возьмет интерес к ним, а в семье необходимо сохранять определенные традиции.

 

Семейные традиции – это гарантия стабильности жизни для подрастающей личности. Потом, когда подросток вступит на путь тревог и неурядиц в личном восприятии мира, ему так важно будет знать, что есть в нем что-то стабильное. Очень важен личный пример родителей. Если мама и папа, придя домой с работы, уткнулись каждый в свой компьютер, какое поведение изберет ребенок? И, чтобы дочь или сын стали мыть за собой посуду и убирать в комнате, необходимо, чтобы родители делали это на первых порах систематически на глазах у чада. Если ребенок привыкает жить в хаосе, то и потом в его жизни будет хаос.

 

Клиповому мышлению отпрыск научится со временем, он не сможет этого избежать в век информационных технологий, пусть в школе он пристрастится к компьютеру, но сделает это осмысленно, имея в багаже зачатки понятийного мышления, которые в дальнейшем сможет успешно применить в сложившейся ситуации. Воспитывая изначально ребенка-клиповика, которому уже не интересны бумажные книги, а порой даже и электронные, он скорее выберет аудио-формат, (так усилий затрачивается меньше), мы воспитываем ленивого ребенка не только физически, но и эмоционально.

 

Ребенок не хочет углубляться в морализирующую часть художественного произведения, не хочет фантазировать, а хочет получить, готовый продукт, желательно с хеппи-эндом в конце, чтобы избавить себя от лишних переживаний. Каков итог? Тенденция вычленять во всем только практический смысл приведет к тому, что человечество вообще станет менее чувствительным, и какие моральные и духовные ценности отойдут на второй план еще неизвестно. Не удивительно потом, что такие дети из практических соображений сдают своих состарившихся родителей в пансионат за хорошие деньги. Таким образом, – резюмирует психолог, одно только клиповое мышление это душевный порок, а пороками в нашем обществе привыкли пользоваться.

 

Читайте также:

Эмоциональное воспитание детей

Воспитываем родителей

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: клиповое мышление,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх