18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Лариса Кох: маленькая женщина с большим сердцем

Фото Она ищет истину там, где мертвые учат живых

Фото Настоящий мужчина!

Фото Сильная и хрупкая Ольга Тоначева

Фото Медсестра Алена Петрова: «Каждому больному отдаю частичку себя»

Фото Дмитрий Ложкин – хирург, которому доверяют

Фото Врач тубдиспансера Мария Морозова: «Больным надо сопереживать»

Фото Заведующий кардиореанимацией Петр Власов: «Разбейся, но спаси пациента...

Фото Юлия Ковалева: «Меня поджидают в «крысином» аду»

Фото С. Шахов: «Таранить машины и лишать прав за отказ пропустить «скорую» ...

Фото Андрей Кулевцов – доктор с обложки

Фото Эдуард Семенов: «В моих руках не только скальпель – жизнь человека»


Наталья Толоконская: «Миссия врача – дать пациенту ключи к здоровью»

    Комментариев: 0     версия для печати
Наталья Толоконская: «Миссия врача – дать пациенту ключи к здоровью»

Лечить таблетками не значит исцелять, а ходить по больницам еще не значит, идти к здоровью. В этом уверена наша собеседница – профессор, академик РАЕН, заслуженный врач России Наталья Толоконская.

 

Наталья Петровна, вы часто говорите, что исцелять и поддерживать жизнь больного лекарствами – противоположные вещи. Как, по-вашему, должен исцелять настоящий врач?

 

Наталья Толоконская: Исцелять, значит, возвращать Человека к его целостности. Мотивация к здоровью сегодня очень слаба в людях, и в этом все дело. Выздоровление начинается с пробуждения сознания Человека, нового видения самого себя, с всплеска чувств. Механизм самоисцеления организма уже таится в самом намерении быть здоровым. Надо указать Человеку путь, помочь на него встать и, главное, удержаться. Заметьте, лекарства здесь совсем ни при чем, хотя и они пригодятся, но какие? Примета истинного исцеления – симптомы болезни уходят сами полностью и навсегда. В противовес этому их временное исчезновение под действием жестоких химических лекарств всегда означает углубление общей болезни Человека, она будет уже другой. Надо возвыситься над частностями, разобраться. А это может лишь врач, владеющий искусством клинического диагноза. 

 

Поясните для пациентов, что это за искусство?

 

Наталья Толоконская: Испокон веков во врачи шли люди, знающие толк в жизни, принимали своим призванием помогать по-настоящему Человеку. Это значит, уметь читать знаки жизни, понимать сущность клинических переходов, чувствовать общее движение жизни к здоровью или вглубь болезни. Это системное проектное позитивное мышление, доведенное до автоматизма, во врачевании называется клиническим. Своего рода «автопилот», благодаря которому врач легко ориентируется в клинической ситуации любой сложности – от гриппа до рака и тяжелого диабета. В одной диагностической беседе, и не обязательно долгой, врач понимает, какой уровень здоровья у Человека, насколько искажена реактивность его организма, способен ли он к самоисцелению.

 

Это просто, если это искусство. Тогда и диагноз становится исчерпывающим ответом на вопрос «как привести кратчайшим путем к исцелению именно этого пациента?». Мои пациенты называют это волшебством, им не сразу верится в такое лечение «без отрыва от счастья». Можно ли волшебство перевести на сухой язык инструкций? Компьютеры, УЗИ, лаборатории только иногда нужны в дополнение к этому, чтобы в лишний раз подтвердить правоту врача. А пока у нас все наоборот: тысячи анализов, инструментальных исследований, хождений по мукам, но не хватает сильных врачебных решений – ключей к здоровью.


 

Наталья Петровна, что помимо развитого клинического мышления отличает хорошего врача?

 

Наталья Толоконская: Любого человека с развитым мышлением отличает самостоятельность, творческая инициатива, неординарность решений. Он как будто стоит на вершине, которая все выше по мере взращивания мастерства. А если ты врач, это решения, благодаря которым организм восстает буквально из руин. Для этого нужна высокая степень внутренней свободы, уверенность, особенно когда вокруг большинству это не по плечу – понять, принять, стать преемником. Того, кто умеет быстро сделать правильный выбор, невозможно подчинить примитивным шаблонам терапии. Сегодня часто приходится слышать, особенно когда результаты плачевны: «Мы сделали все, что можно». Но что стоит за этим словом «всё»? Возможности врача ограничены гормонами, антибиотиками, обезболивающими, пищеварительными ферментами и т.д. Кем ограничены, кто ввел запрет на исцеляющую терапию, как шаблон был переименован в стандарт? И это в XXI веке, когда наукой открыты новые рычаги влияния врача на исцеление Человека.

 

Настоящее образование еще в школе учит думать, жить своим умом. А университет только закрепляет. Но так ли сегодня? Врачи-мастера используют совершенно разные методы, но все они владеют единой технологией эффективности. Умеют самым маленьким действием заложить фундамент для долгосрочных результатов. Например, если правильно поддерживать иммунитет в момент гриппа, искусно освобождать организм от токсинов, то через 30 лет человек не узнает, что такое рак, инсульт, диабет, инфаркт и т.д. Но в чьей голове это соединится в таком масштабе времени?

 

Все так просто?

 

Наталья Толоконская: В медицине много сложных ситуаций, где нужны доказательства, поиск решений, но есть и аксиомы, заложенные самой природой. Один из законов, который никогда не нарушается, – иерархия человеческого организма. Только благодаря этому знанию становится понятной последовательность клинических фактов. Диагноз читается как открытая книга. Так, бывает ценной кожная реакция (сыпи, фурункулы), чтобы укрепить организм в исцелении от рака. Или вспышки температуры извещают о важных шагах по выходу из аутизма. Или, наоборот, вялые ОРЗ без температуры быстро сменяются сколиозом, плохим зрением. Значит, жди беды, ибо скоро сильно пострадают чувства, память, жизненная сила. Точность долгосрочного прогнозирования, предвидение всегда были наилучшими чертами мастерства. Тогда легко просчитывается и дорога назад к здоровью.

 

Все это легко может быть усвоено студентами на 2-3 курсах университета. Более того, в руках хорошего врача в этом просвещается пациент. Вот в чем настоящий ключ к здоровью. Но эта «азбука» уходит из медицинского образования... 


Наталья Петровна, уже полтора года вы – профессор Красноярского государственного медицинского университета. Что можете сказать о вузе и наших будущих врачах-студентах?

 

Наталья Толоконская: Красноярский медицинский университет – уникальная площадка для совершенно новой науки о Человеке, где во главе угла стоят новейшие знания о сознании Человека, где по-новому видится связь физиологии и патфизиологии. Этим уникальным потенциалом развития вуз обладает благодаря таланту каждого и всех вместе. Насколько он реализован? Об этом можно судить по надежным критериям качества подготовки специалистов. Но еще важнее самореализация команды, удовлетворенность результатами своей работы. Как они измерены сегодня?

 

Мой уникальный опыт этого года – общение с первокурсниками на лекциях, практических занятиях. Насколько сильна обратная связь, когда я говорю с ними о восхождении к врачебному мастерству, открытость и восприимчивость к новому, искренний интерес! Они все понимают, спрашивают: «Как бы мы могли уже сейчас наблюдать и исследовать исцеление людей, увидеть самим?». Говорю: «Хотите увидеть – приходите, наблюдайте!». И одна из первокурсниц, к моей большой радости, стала ходить. На считанных жизненных примерах уже почувствовала универсальный алгоритм поведения организма.

 

В то же время большинство первокурсников пока не осознает, в чем заключается истинное призвание врача. В подтверждение тому – результаты анкетирования, инициатором которого я была. В анкете был пункт «назовите главную примету, отличающую врача-мастера». Многие ребята затруднились с ответом. А один студент даже написал: врачей-мастеров не бывает. Представьте, с чем этот юноша идет в медицину! Кто поможет это опровергнуть? А кто-то назвал главной приметой мастера огромное число исцеленных людей.

 

Если в самых истоках не утвердился личный мотив, если сами студенты не живут стандартом подготовки, к третьему курсу они – другие. Им уже очень трудно, многие растеряны, подчинены внешнему сценарию. А на пятом курсе уже у большинства нет мечты. Они ее не предали, просто не успели ее ярко нарисовать для себя, и чувства ослабли.


Медицину и медицинское образование часто критикуют. Мол, будущих врачей плохо учат, а они потом плохо лечат.

 

Наталья Толоконская: Критика во многом оправдана, ибо медицина продолжает работать на процесс, живет без интегральных критериев результатов. Но может ли критика со стороны изменить ситуацию к лучшему? Еще больше культивируется рознь, недоброжелательность, агрессивное противостояние. Ведь низкое качество подготовки врача – это не проблема красноярского медуниверситета. Это беда всей страны, где заложниками стали и преподаватели. Они как каторжники на принудительных работах. Им не хватает свободы, творчества.

 

Наталья Петровна, на педагогической конференции в КрасГМУ вы говорили о необходимости создать единую педагогическую платформу в медуниверситете. Расскажите об этом поподробнее.

 

Наталья Толоконская: Каждый из преподавателей, независимо от предмета и курса, призван быть мастером в развитии у студента общих профессиональных компетенций будущего врача. Тех самых навыков системного мышления и эффективных межличностных отношений. От того, что мы – терапевты, хирурги или педиатры, высшее образование не появляется. Должна быть команда педагогов, которая, как муравейник, как улей, сможет действовать четко, сообща. В каждом шаге постоянно пробуждать мотивацию к обучению у студентов. Приживлять к душе главные вопросы жизни. Подвигать студентов к ответу на вопрос «почему мне важно стать врачом-мастером?», открывать творческую самостоятельность, взращивать запрос на знания. И, главное, учить ими пользоваться. Тогда будущих врачей самих не устроит медицина как жестокая дорогостоящая ремонтная база. 


Наталья Петровна, в вашей семье много медиков. Дети – в медицине. Но вы говорили, что внукам сейчас, наверное, не посоветуете выбирать профессию врача.

 

Наталья Толоконская: Да! Слишком остро осознаю, как трудно сегодня врачу. Для большинства это выживание, но не свободное творчество. Почти невозможно противостоять системе, да и в противостоянии теряются собственное здоровье и вера. К сожалению, сегодняшняя система образования (и не только в медицине) часто убивает творческое начало в человеке. Чтобы его сохранить, остаться верным своей мечте, нужно быть очень сильным. Особенно потом, после университета. В сегодняшних обстоятельствах не каждый выстоит.

 

А что делать тем, кто уже оказался в этих обстоятельствах? Тем, кто остается верным призванию и хочет нормально работать?

 

Наталья Толоконская: К счастью, коренной поворот возможен с любой точки кажущейся безысходности. Так устроен и Человек. Все начинается с личного несогласия с тем, как есть, с внутренней острой потребности жить иначе, осознания своих больших перспектив. Именно в этом помогает инновационное образование, раскрывающее личность Человека. Главное знание о себе самом, принятое решение открывает поиск, делает Человека сильным. Это великий переход от трудной жизни в проблемах к счастью созидания. Для этого бывает достаточно мгновенья!

 

Многое возможно в постдипломном образовании, но это неразумно и слишком затратно для души каждого – мучительно преодолевать упущенное в студенчестве. Возрождение качества образования видится чем-то вроде неотложной причинной терапии при тяжелой болезни. В этом предназначение университетов и наше призвание. Это откликнется хорошим сразу во всех сферах человеческой жизни.

 






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2017

Соглашение на обработку персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.