18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Детский лор Екатерина Степанова: «Не мешайте ребенку выздороветь»

Фото Где в Красноярске бесплатно получить качественную детскую лор-помощь?

Фото Как не стать жертвой летней ангины

Фото Что делать, если ребенок часто болеет?

Фото Респиратор-невидимка: для тех, кому не всё равно, чем дышать

Фото Аденоиды – операция или лечение?

Фото Острый риносинусит – не просто насморк. Чем опасен и как лечить?

Фото Чем опасна ангина?

Фото Нарушения сна: храп, апноэ, остановки дыхания – проблема современности...

Фото Хороший сон – основа крепкого здоровья. А вы как спите?

Фото Аденоиды и аденоидиты у детей

Фото Храп и синдром обструктивного апноэ сна (СОАС)


Можно ли вернуть слух глухим и слабослышащим детям?

    Комментариев: 0     версия для печати
Можно ли вернуть слух глухим и слабослышащим детям?

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

 

Сегодня число детей с нарушением слуха неумолимо растет. Но, не смотря на современные технологии и хорошую оснащенность импортными слуховыми аппаратами, пожалуй, самую важную роль в развитии слухового восприятия ребенка играют семейное воспитание и грамотная коррекционно-развивающая помощь. Решающее значение имеют также диагностика нарушений слуха и механизмы формирования речи в каждом отдельном случае. Чем отличается глухой от слабослышащего, и о том, как подарить ребенку мир звуков поговорим в этой статье.

Виды нарушений слуха

Дети теряют слух по разным причинам: генетическим, врожденным или приобретенным.

  • Врожденные обусловлены различными факторами внутриутробного развития: перенесенные инфекционные заболевания мамы во время беременности, алкоголизм, прием антибиотиков.

  • Приобретенные также могут возникнуть из-за перенесенного ребенком инфекционного заболевания, вследствие травмы или долговременного воздействия шума. Нарушение слуха связано с повреждением внутреннего уха, а точнее важной его части – улитки.

  • Если повреждена большая область улитки, то речь идет о тотальной глухоте, если улитка повреждена незначительно, ребенка называют слабослышащим или тугоухим. 

В любом случае нарушение слуха приводит к отсутствию понимания речи и собственно самой речи, что оказывает влияние на интеллектуальное развитие и социализацию ребенка. Таким образом, в медицинской классификации выделяют два вида нарушений слуха: глухота и тугоухость. Глухота характеризуется восприятием звука более 90 Дц, тугоухость – от 25-90 Дц. В свою очередь тугоухость имеет несколько форм:

  • кондуктивная – нарушение в наружном и среднем ухе.

  • нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная) – поражение воспринимающего аппарата во внутреннем ухе.

  • смешанная – сочетание кондуктивной и сенсоневральной.

  • ретрокохлиарное нарушение слуха – нарушение функций в улитке вследствие перенесенных травм, инсульта.

  • слуховая нейропатия – нарушение в волокнах слухового нерва.

  • центральное расстройство слуха.

 

Критерии оценки нарушений слуха

Для построения коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми необходимо выявить:

  • степень поражения внутреннего уха;

  • уровень развития речи при данной степени поражения;

  • время возобновления нарушения;

 

На основе этих критериев людей с нарушением слуха делят на 4 группы:

  • глухие без речи (ранооглохшие);

  • глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

  • слабослышащие с развитой речью;

  • слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Глухие – это те дети, которые самостоятельно овладеть речью не могут, им необходимо специальное привлечение с применением сурдотехнических средств. Слабослышащие – дети, страдающие тугоухостью, в результате чего у них возникает нарушение речи. С помощью остатков слуха они могут накопить некоторый словарный запас при специальной коррекционной работе.

Условия формирования речевых способностей детей с нарушением слуха

Ребенок с нарушенным слухом по-особому воспринимает мир. Он наиболее чувствителен к запахам, видео-образам, кинестетическим ощущениям. Но глухие дети еще не значит беспомощные, они также любят играть, рисовать, лепить, строить. Поэтому важно в работе с такими детьми ориентироваться на детство. Одну из важных ролей в абилитации глухих и слабослышащих играет семейное воспитание. Ребенок должен слышать нормальную речь, видеть работу органов артикуляции, так он легко научается считывать с губ. Поэтому родители, проконсультировавшись со специалистом, должны общаться с ним не с помощью жестов, а посредством речи, как с нормальным ребенком.

 

Несмотря на индивидуальные различия течения болезни и степени нарушения слуха у всех родителей таких детей есть общие задачи: укрепление здоровья ребенка, предупреждение вторичных отклонений в развитии, воспитание активности, формирование мотивации к обучению и развитию коммуникативных навыков. Формировать словесную речь необходимо за счет оставшегося слуха и положительного примера родителей.

 

Также необходимо как можно раньше подобрать ребенку слуховой аппарат. Коррекция полноценных слуховых функций возможна только за счет грамотно подобранных слуховых аппаратов. Существует также метод кохлеарной имплантации, но родителям необходимо осознавать, что кохлеарная имплантация – это операция, и ее следует делать только в том случае, если слуховые аппараты не могут компенсировать потерянный слух. Часто при необходимости кохлеарной имплантации встает вопрос, какое ухо оперировать худшее или лучшее. Логично предположить, что худшее, а на лучшее ухо подобрать слуховой аппарат.

 

Но многие врачи склонны считать иначе. Протезируя лучшее ухо в надежде восстановить остатки его слуха, теряются слуховые способности худшего уха, которое перестает воспринимать информацию, вследствие чего его клетки отмирают. Слуховой аппарат на худшее ухо в этом случае уже невозможно подобрать по техническим характеристикам, и ребенок имеет односторонний слух. Родителям необходимо проявить бдительность и настоять на операции худшего уха, чтобы слуховое восприятие было бинауральным.

 

Важное значение в развитии глухих и слабослышащих детей имеет комплексное взаимодействие всех специалистов, посещение занятий логопеда, сурдопедагога и дефектолога. Сложной проблемой является также настройка имплантов маленьким детям, которую осуществляют аудиологи. Для настройки имплантов применяют метод выработки условных рефлексов, который у младенцев не всегда можно зафиксировать. Родителям не стоит зацикливаться только на одном лишь ожидании нужной реакции ребенка на шум, этот элемент необходимо сочетать с другими коррекционно-развивающими упражнениями.

 

Также одним из важных условий речевого и интеллектуального развития слабослышащих детей является помещение их в речевую среду, в группу нормально слышащих детей. Родители должны добиваться, чтобы детей с нарушением слуха отправляли в общеобразовательный детский сад при условии специализированных занятий с ним сурдопедагога и логопеда. Без общения со слышащими сверстниками слабослышащий ребенок, даже при наличии слухового аппарата не будет развиваться должным образом.

 

 

Методы обучения речи детей с нарушением слуха

В настоящее время существует несколько коррекционных методик, как традиционных, так и современных, по развитию речи и слухового восприятия глухих и слабослышащих детей. К современным относятся слуховой метод и audio verbal. Последний практикуется только в Канаде.

Слуховой метод основывается на 4-х этапах речевого развития ребенка: слуховое восприятие как приоритетное в формировании речи, спонтанное научение в процессе игры, целенаправленное обучение, ведущая роль родителей и семьи в развитии языковых способностей ребенка. Цель слухового метода – развитие речи у глухих детей с кохлеарным имплантатом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.

К традиционным методам обучения относятся: жестовые методы, чистый устный метод, придуманный Самюэлем Генике, который делал акцент только на произношении, а также верботональный метод П. Губерина, в основе которого лежит фоноритмика, устный метод с коммуникативно-деятельностным подходом (С. Зыков), при котором речевая деятельность глухих формируется в условиях специально организованной коммуникативной среды, и метод Эмилии Леонгард. На последнем стоит остановиться подробнее.

 

 

Метод Эмилии Леонгард

Заслуженный сурдопедагог Э.Леонгард практикует в Москве, но на основе ее метода открылись многие Сурдоцентры по всей России. Основополагающие принципы ее обучения это раннее начало занятий с ребенком, использование кохлеарных аппаратов в случае необходимости, вплетение занятий в жизнь, обязательное посещение ребенком общеразвивающих садов и самое главное – индивидуальный подход и любовь к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Свою дефектологическую деятельность Леонгард начинала еще в 60-годах прошлого века. В то время глухих детей было больше, чем слабослышащих, но благодаря комплексу мер воздействия, медицинских и педагогических, многие ее выпускники обрели понятную, богатую и выразительную речь, закончили вузы, построили семьи, родили нормальных детей.

 

В своей методике сурдопедагог большой акцент делает на развитии речевого слуха, поскольку у всех детей, с кохлеарным имплантатом или без него, восприятие речи развито по-разному. Формирование речевого слуха оказывает влияние на произношение и на устную речь в целом. В процессе развития речевого слуха у детей развивается и музыкальный слух. Обязательно пребывание ребенка в речевой среде, если оба родителя глухие, то необходимо поместить ребенка в группу говорящих детей.

Важным образовательным пространством является детский сад, где успешно развиваются все сферы деятельности ребенка и коммуникативная, и познавательная. С глухим ребенком нужно играть так же, как со слышащим, теми же самыми игрушками, четко произносить их названия, чтобы ребенок параллельно наблюдал за движением губ, прикасался к игрушке и комплексно воспринимал информацию.

Важная роль отводится педагогу. Авторитарно-инструктивная позиция неуместна по отношению к слабослышащему ребенку, она оказывает негативное влияние на состояние его эмоционально-волевой сферы. Большое значение в процессе развития ребенка с нарушенным слухом играет сенсорная, творческо-конструктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация, конструирование. Таким образом, слабослышащие дети, получая представление о форме, величине и пространственном расположении предметов через практическую деятельность и в процессе общения с педагогом и сверстниками обогащают не только словарный запас, но и развивают когнитивные процессы: память, внимание, мышление.

 

Также очень важны индивидуальные занятия с глухим ребенком, где он учится целенаправленно слушать и понимать речь, а позже и пользоваться ей как инструментом социального взаимодействия, в результате чего становится полноправным членом общества.

 

Юлия Савельева


 

Задайте вопрос доктору

 Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС




Ключевые слова: Метод Эмилии Леонгард, слабослышащие дети, глухие дети, нарушение слуха у детей, коррекция слуха, виды нарушений слуха,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.