Дикий беспричинный страх сковал все тело. Сердце вот-вот выпрыгнет из груди. Дыхание перехватывает. Хочется то ли убежать, то ли закричать… Эти ощущения знакомы каждому, кто хоть раз переживал паническую атаку. Я – из таких. И я знаю, как важно человеку вовремя понять, что с ним произошло и почему. О симптомах и причинах панических атак – в этой статье.
Это впервые случилось лет 8 назад. Я долго не могла уснуть и вдруг – началось. Заколотилось сердце, по телу побежала дрожь. Накатила волна животного страха. «Что со мной? Я умираю? Схожу с ума?», – вертелось в голове, пока я ослабевшими ногами ковыляла за валерьянкой. Потом кое-как уснула и весь следующий день пыталась понять: что это было?
Если б дома тогда был интернет, я, как многие сейчас, забила бы в поисковик что-то вроде «тревога и страх» или «приступ паники». А система выдала б в ответ упоминания о реакции «борьбы или бегства». Так американский физиолог Уолтер Кеннон назвал механизм защитных реакций, запускающийся у животных, почуявших опасность. Когда в их мозгу срабатывает сигнал «тревога», организм моментально перестраивается в режим бегства или обороны: надпочечники выбрасывают в кровь адреналин и норадреналин, пульс и дыхание учащаются, растет кровяное давление, напрягаются мышцы, выступает холодный пот.
Похожая «сигнализация» есть и в вегетативной нервной системе человека. Она может включиться, когда вы неожиданно почувствуете запах гари в помещении, или увидите, что навстречу несется лающая собака. Вы даже не успеете толком подумать об угрозе, как симпатический отдел вегетативной системы уже начнет мобилизовать организм: готовься нападать или убегать!
Симптомы панической атаки
Но иногда «сирена» срабатывает без видимого повода, и вегетативные проявления вызывают внезапный приступ неконтролируемого страха – паническую атаку. Атака быстро усиливается, длится не дольше 10 минут. Вот что чаще всего происходит в это время.
Симптомы панических атак:
|
К счастью, все эти «спецэффекты» обычно не случаются разом. Симптомы панических атак могут комбинироваться по-другому, а некоторые из них человек вообще не ощущает.
Что нужно знать о панических атаках
Мне повезло: сестра-медик вовремя объяснила, что панические атаки знакомы множеству людей. И они не сумасшедшие, и не какие-то «не такие». Чем раньше вы это поймете, тем быстрее выберетесь из панического «болота», или вовсе не завязнете в нем.
Стоит сразу осознать еще кое-что:
-
от панических атак не умирают и не сходят с ума
-
тревога, страх и паника – неприятные, но переносимые временные ощущения
-
нет «волшебной» таблетки или метода, чтобы навсегда избавиться от тревоги
-
панические атаки приходят и… ура! уходят. Избавиться от атак или сделать их редким безобидным «гостем» при желании может каждый. Но это потребует усилий и не случится мгновенно.
Причины панических атак
Не знаю, успокоит вас это или нет, но паническая атака может случиться у кого угодно. «От этой проблемы никто не застрахован, – говорит врач-психотерапевт Александр Дыгало. – Ведь паническая атака – это пик тревоги. А тревога – базовая эмоция, которой в той или иной степени подвержен каждый из нас. Иногда тревога зашкаливает и из нормальной перерастает в болезненную. Многие этого долго не замечают. Или приходят к психотерапевту, скажем, с семейными проблемами, а выясняется, что в их основе – тревога. Большинство моих пациентов – люди с тревогой в разной степени».
Получается, что внезапный панический страх не такой уж внезапный. «Болезненная тревога, провоцирующая панические атаки, не появляется сама по себе, – продолжает доктор. – Есть генетическая обусловленность: если мама и (или) папа – тревожные, то и ребенок, скорее всего, будет беспокойным. Особенно если атмосфера в семье соответствующая: родители часто ссорятся или развелись, или ребенка чрезмерно опекают и т.д. К тревожным расстройствам предрасполагают и родовые травмы, особенности течения беременности (будущая мама курила, выпивала, конфликтовала, испытывала стрессы)».
Фундамент для страхов закладывается в детстве, а в 20-40 лет они расцветают. Их подкрепляют социальная неустроенность, войны, катаклизмы, проблемы на работе и в семье, повышение цен, финансовый кризис. Словом, все, что нас волнует и «наращивает» внутреннюю тревогу. «Как только в стране наступают нестабильные времена, пациентов становится больше, – замечает Александр Дыгало. – Так было во время кризиса в 2008 году, и нечто похожее я вижу сейчас».
Стоит учесть еще кое-что: панические атаки, как и любой невротический синдром, часто что-то замещают, психологически восполняют потребность в чем-то – во внимании, любви, поддержке, сочувствии и т.д. К примеру, супруги не удовлетворены семейной жизнью. Один из них может уйти в тревогу, болячки. Он страдает и подсознательно ждет внимания или жалости от партнера. А бывает, что панические атаки появляются на фоне серьезных перемен в жизни. Или когда важные перемены нужны, но не происходят. Допустим, человек не решается сменить надоевшую работу, развестись, переехать в другой город и т.д.
Иногда приступ паники – это «привет» из прошлого. Стоит человеку прочитать, увидеть или услышать что-то, вызывающее ассоциации с давнишним неприятным событием или психологической травмой, – и мозг «взвоет» об опасности. «Есть такое понятие «законченный гештальт», – поясняет мне Александр Дыгало. – Мы применяем его, когда пациент намеренно, с помощью психотерапевта, или случайно оказывается в ситуации, сильно напоминающей нечто из прошлого. Человек вдруг видит похожую обстановку или людей, слышит знакомые шумы, чувствуют запахи и т.д. В этот момент мозг «выхватывает» из памяти старую ситуацию: гештальт замыкается. Если событие неприятное, травмирующее, может случиться паническая атака. Но сам человек этой связи не осознает. Он приходит после острого приступа паники и говорит: «Доктор, все было хорошо, не испытывал никаких стрессов, а тут – такое».
Панические атаки и вегетососудистая дистония
Бывает и так: после первых панических атак встревоженный человек бежит к врачу, а ему говорят: «Это вегетососудистая дистония, не волнуйтесь».
– Панические атаки часто появляются из-за нарушений в вегетососудистой системе, – комментирует психотерапевт. – Но ВСД – это комплекс симптомов, одна из «граней» генерализованного тревожного расстройства. Тревога всегда сопровождается ВСД. Однако ограничиться диагнозом «вегетососудистая дистония» это то же, что сказать: «Вы живете на планете Земля, но где именно, неизвестно». Нужно найти причину и решать проблему в целом. Отдельно лечить ВСД не получится – это только расшатает вегетативную нервную систему. Если «тревожный» пациент, жалующийся на учащенное сердцебиение и скачки давления, начнет принимать препараты для снижения давления и сокращения частоты пульса, а тревога при этом останется, наступит полный дисбаланс. В то же время стоит убрать тревогу – и в организме постепенно все встанет на свои места.
Симптомы есть, болезни – нет?
Жалобы, симптомы и синдромы при панических атаках – дело не редкое. Особенно, если человек не знает, что с ним происходит. В ход идут самые разные гипотезы: приближающийся инфаркт, инсульт, болезни легких, желудка… «Страдает весь организм, – пишет психотерапевту Сибмедпортала пользователь Ольга. – Даже не знаю, как все это описать. Часто случаются панические атаки. Слабость, потеря аппетита, жуткая боль охватывает весь живот и отдает в руки, ноги».
Иногда жалобы не беспочвенны: из-за стресса происходит спазм – начинает болеть голова или живот. Страдает кишечник, ведь ЖКТ – один из «лепестков» нервной системы. А уж как тревога может маскироваться под сердечные болезни!
– Ко мне часто направляют кардиологических больных. Точнее, людей с симптоматикой таких пациентов, – говорит Александр Дыгало. – Проявления могут быть настолько схожи с симптомами ишемической болезни сердца, что даже врач не сразу понимает, в чем дело.
Панические атаки и страхи
А дело – все в той же тревоге. Если тревога не проходят – она закрепляется. И начинается противный замкнутый круг ожидания и повторения новых панических атак. Чем больше боишься, тем быстрее все повторится, а чем чаще атаки, тем страшнее их ждать. Так каждая предыдущая атака готовит «почву» для следующей. А вместе с ней приходят все новые страхи. «Невротические страхи – распространенное явление. Кто-то боится замкнутых пространств, кто-то – открытых, кто-то – общественного транспорта, большого скопления людей, острых предметов, – перечисляет психотерапевт. – Страхи могут быть разными – это зависят от наших индивидуальных особенностей. Чем сильнее укореняется тревога, тем больше страхов. Но все они – иллюзорные: человек с паническим расстройством ничего плохого себе и другим не сделает, и ничего страшного с ним не случится».
Это первая хорошая новость. Вторая: прервать замкнутый круг панических атак и страхов – по силам каждому. О том, как это сделать – в следующей статье.
Анастасия Леменкова
Читайте также: