18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Любовь или зависимость? Типы личности, неспособные любить

Фото Когда закончился конфетно-букетный период: совместимы ли вы?

Фото В чем ваш талант и где его применить?

Фото Легко ли русским за границей? Особенности адаптации иммигранта

Фото Как и где познакомиться с достойным мужчиной

Фото Повторный брак: стоит ли начинать сначала?

Фото Ловушки «счастливой» любви

Фото Что мы (не) должны своим родителям?

Фото Эта встреча была не случайна или По какому принципу подбираются пары

Фото Стой, а то мама будет стрелять! О гиперопеке и «властном» воспитании в...

Фото Мифы о памяти

Фото Суицид: взгляд с позиции психологии и психиатрии


Почему с одними людьми легко, а с другими трудно – как найти единомышленника?

    Комментариев: 0     версия для печати
Почему с одними людьми легко, а с другими трудно – как найти единомышленника?

На протяжении своей жизни я работала в разных коллективах и заметила, что с одними коллегами мне очень легко общаться, а с другими – скучно, а иногда даже противно. Почему? Иногда чувствуешь, что твои устремления абсолютно не понимают, а ты не можешь оценить по достоинству их идеи. Ответ на вопрос я получила после встречи с доктором педагогических наук, профессором кафедры педагога-исследователя ТГПУ Соколовой Ириной Юрьевной.

 

Оказывается, все дело в разнице стилей мышления. На рабочем месте надо думать, принимать решения, планировать. От того, как это делает каждый по отдельности и команда в целом, зависит качество общения и результат работы. Не случайно, люди мыслящие в одном направлении собираются вместе и делаю грандиозные проекты. А если тяжело общаться с коллегами и на другом рабочем месте, может, стоит подумать о смене вида деятельности? Определить стиль мышления, соответствующий тому или иному виду деятельности поможет наш тест в конце статьи.

 

Структура интеллекта

Человек – существо мыслящее, а помогает ему в этом интеллект (лат. intellectus – понимание, познание). Интеллектом принято считать комплекс всех умственных способностей индивида: восприятие, память, внимание, ощущения, мышление, воображение, представления. Но поскольку все мы разные, интеллект тоже разный и распределяется по восьми типам: природный, логико-математический, музыкальный, межличностный, лингвистический и личностный интеллект (подробнее об этом в статье «Как узнать свой потенциал и найти свое место в жизни»). Часто некоторые из перечисленных типов интеллекта переплетаются в одном человеке.

 

В структуру интеллекта включены интеллектуальные способности, – говорит И.Ю.Соколова, – которые в свою очередь подразделяются на познавательные стили, способности воспринимать и перерабатывать информацию, возможности принимать оригинальные, креативные решения, способность к обучаемости. Одним из главных критериев оценки интеллекта являются индивидуальные особенности человека в отношении познавательной сферы.

 

В основе всех интеллектуальных способностей лежат задатки – качества, данные от природы. Но эти качества сами по себе ничего не значат, если их не развивать в профессиональной деятельности и межличностных отношениях. Поэтому часто люди собираются в группы по интересам, например, студенты группируются по факультетам на основе общих интересов и способностей, у них примерно одинаковые возможности познания. Интеллектуальные способности совершенствуются в процессе приобретения знаний и опыта. Возможности познания мира определяют стили мышления. Мышление понимается как процесс восприятия действительности в предпочтительной для индивида форме и проявление творческой активности с целью извлечения наибольшей выгоды в отношениях. В связи с этим в структуре интеллектуальных способностей лежат различные типы мышления, про которые, выражаясь понятным языком, мы обычно говорим: «Я нашел единомышленника», то есть человека, мыслящего в одном с нами направлении.

 

Читайте также:

Виды темперамента человека


Стили мышления

Процесс осмысления действительности происходит обычно на двух психических уровнях – чувственном и логическом. Чувственная сфера – восприятие, ощущения, представления о мире посредством органов чувств, – напоминает педагог-психолог. Логическая – отражается в суждениях, понятиях и умозаключениях. То, как человек воспринимает окружающий мир в единстве чувств и логического мышления и называется индивидуальным стилем мышления. При этом данный стиль не был сформирован в одночасье, это результат переработки опыта предыдущих поколений.


Еще И. Павлов выделял три типа мышления: художественный, мыслительный и средний. Ведь человек, оценивая ситуацию, всегда прибегает к мыслительным операциям: анализу, синтезу, конкретизации, сравнению, сопоставлению, обобщению, абстрагированию, классификации и систематизации информации. Стили мышления складываются с детства и развиваются в процессе обучения и общения ребенка. Полная перемена мышления происходит только у творческих личностей, которые постоянно совершенствуются и пытаются видоизменять свое мировосприятие. Под стилем мышления подразумевается открытая система неких интеллектуальных операций и приемов, к которой стремится личность в силу своих индивидуальных особенностей.

 

Современные отечественные психологи выделяют пять типов мышления человека:

Синтетический стиль мышления – способность соединять части в единое целое, возможность создавать что-то совершенно новое, оригинальное, уникальное. Людей, обладающих синтетическим стилем не так уж много, это творческие люди, готовые к кардинальным переменам в жизни, открытые для нового опыта. В своих суждениях они опираются на теорию и логику, проявляют живой интерес к противоречиям между другими людьми, умеют сопоставлять и выносить умозаключение, основанное на разногласиях. Синтезаторы – люди, желающие иметь в профессиональном плане все или ничего.

 

Идеалистический стиль характеризует мечтателей, людей, имеющих широкий взгляд на мир. Они склонны к интуитивным суждениям, не имеющим под собой логической почвы. В своих решениях они склонны ориентироваться на человеческие ценности и потребности, ставить высокие цели. Они легко находят контакт с людьми, поскольку облекают их запросы в привлекательную для них форму, легко и свободно воспринимают различные задания и предложения, абсолютно не отдавая отчет, что их идеалы часто расходятся с реальной действительностью.

 

Прагматический стиль мышления. Люди, обладающие этим типом мышления, всегда опираются не на объективные факты, а на личный практический опыт. Прагматическое мышление отличает отсутствие новизны и ориентиров на высокие запросы или логические вычисления, но отличает высокая скорость достижения результатов. Прагматики считают, что ситуации непредсказуемы, их нельзя спрогнозировать и только цепь случайности дает возможность принять то или иное решение. У таких людей хорошо развита интуиция, они очень чувствительны к предстоящим изменениям, которые могут предсказать с большой долей вероятности, охотно участвуют в коллективных делах, но всегда стараются извлечь из любой ситуации личную выгоду. Поэтому прагматики достаточно общительны, оптимистичны, быстро адаптируются в ситуации, дабы получить понимание и поддержку от других людей.

 

Аналитический стиль характеризует людей противоположных синтезаторам, поскольку предполагает расклад ситуации или события на мелкие отдельные детали. Аналитики отличаются логическим мышлением, методическим подходом к делам, осторожной манерой решения задач. Перед тем, как принять решение они собирают информацию по крупинке, прорабатывают детали, опираясь на научные знания и опыт, поэтому любят учиться, чтобы потом применить знания на практике. Мир воспринимают как логическую, упорядоченную и потому абсолютно предсказуемую систему. В коллективе аналитиков воспринимают как достаточно компетентных, умеющих обосновать свои доводы.

 

Реалистический стиль мышления характеризует людей, привыкших в своих действиях опираться на реальную действительность. В отличие от прагматиков реалисты полагаются не на практику, а на свой чувственный опыт. Они не любят экспериментировать, им важно почувствовать, прикоснуться, услышать, увидеть собственными глазами, чтобы вынести выверенное решение, которое непременно приведет их к поставленной цели. Реалисты очень гибки в отношениях, готовы пойти на уступки, поправки, умеют адекватно распределять собственные ресурсы, умеют работать с людьми, хотя иногда высказываются довольно резко, прямолинейно и необоснованно.

 

Как соотносятся стили мышления в работе и учебе

– Один, два стиля могут гармонично сочетаться в одном человек. Удивительно, но при выполнении определенных заданий, когда я прошу разбиться молодых людей на группы, – продолжает Ирина Юрьевна, – подбираются ансамбли с одинаковыми типами мышления. Это говорит о том, что единомышленники чувствуют друг друга. По моим наблюдениям среди студентов, особо эффективно работают и достигают хороших результатов команды людей, обладающих мышлением аналитика и идеалиста. Такие специалисты умеют задать образ идеального и четко, последовательно идти к намеченной цели, благодаря анализу. Поскольку я преподавала в техническом вузе, могу с уверенностью сказать, что для людей технических специальностей – это наилучшее сочетание интеллектуальных стилей.

 

Для профессий творческой направленности: актеров, педагогов, режиссеров, продюсеров и работников культуры, – наиболее подходит сочетание синтетического и реалистического типов мышления. Строители, механики, бухгалтера – приверженцы прагматического и аналитического склада. Бизнесмены, менеджеры, психологи обычно обладают сочетанием трех типов мышления: аналитическим, прагматическим и реалистическим. Если человек одинаково хорошо владеет несколькими типами, умело их комбинирует, он может добиться хороших результатов в управленческой деятельности.

 

Люди с разными интеллектуальными стилями могут мирно сосуществовать в одном коллективе, а могут, наоборот, не ужиться. Например, обладатели аналитического склада зачастую не находят общего языка с синтезаторами. Они не понимают друг друга в силу разных представлений не только о мире, но и о каждой конкретной ситуации. В то же время в одной и той же организации могут быть приверженцы какого-то одного стиля мышления, но имеющие внутри него свои слабые и сильные стороны. Знание стиля мышления сотрудников дает возможность руководителю умело выстроить работу, снизив вероятность конфликтов.

 

 

Интеллектуальные способности, стили мышления имеют тенденцию к развитию, поэтому очень важно в том или ином виде трудовой деятельности подбирать людей, имеющих схожие типы мышления и потенциал к их развитию. Для эффективной организации трудового процесса в крупных компаниях работодатель заинтересован в распознавании интеллектуальных стилей работников, которые можно определить по следующему тесту, составленному отечественными психологами А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой.

 

Виды интеллекта 

Тест А.А. Алексеева, Л.А. Громовой. Стили мышления

Инструкция: проранжируйте предлагаемые ответы на каждый из вопросов. При этом наиболее соответствующий вам ответ оцените 5 баллами, далее 4, 3, 2, а менее всего соответствующий – 1 баллом. Результаты занесите в таблицу.

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идеи, я отдаю предпочтение той стороне, которая, например:

1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто !2!

2) лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы !5!

3) лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт !1!

4) подходит к ситуации наиболее логично и последовательно !4!

5) излагает аргументы наиболее кратко и убедительно !3!

 

Б. Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое главное для меня…

1) понять цели и значение этого проекта

2) раскрыть цели и ценности рабочей группы

3) распределить, как мы собираемся разрабатывать данный проект

4) понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы

5) чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места

 

В. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу…

1) связать их с текущими или будущими занятиями

2) применить их к конкретным ситуациям

3) сосредоточиться на них и тщательно проанализировать

4) понять, насколько они сходны с привычными идеями

5) противопоставить их другим идеям

 

Г. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно...

1) полезнее текста, если они точны

2) полезны, если они ясно показывают важные моменты

3) полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом

4) полезны, если они поднимают вопросы по тексту

5) не более и не менее полезны, чем другие материалы

 

Д. Если бы мне предложили провести какое-либо исследование, я, вероятно, начал бы с…

1) попытки определить его место в более широком контексте

2) определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь

3) размышлений и предположений о возможных результатах

4) решения о том, следует ли вообще проводить это исследование

5) попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее

 

Е. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы…

1) встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы

2) провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение

3) опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы

4) встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды

5) попросить членов организации представить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают

 

Ж. Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»…

1) выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов

2) согласуется с другими вещами, которым я верю

3) было подтверждено на практике

4) поддается логическому и научному доказательству

5) можно проверить лично на доступных наблюдению фактах

 

З. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет, скорее всего...

1) о том, как кому-то удалось разрешить личную или социальную проблему

2) посвящена дискуссионному, политическому или социальному вопросу

3) сообщением о научном или историческом исследовании

4) об интересном, забавном человеке или событии

5) точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте.

 

И. Когда я читаю отчет о работе, я обращаю больше всего внимания на…

1) справедливость выводов к моему личному опыту

2) возможность выполнения данных рекомендаций

3) надежность и обоснованность результатов фактическими данными

4) понимание автором целей и задач работы

5) интерпретацию данных

 

К. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать, это…

1) каков наилучший метод решения данной задачи

2) кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена

3) почему эту задачу стоит решать

4) какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать

5) какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи

 

Л. Обычно я узнаю максимум о том, как сделать что-то новое, благодаря тому, что…

1) уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо известно

2) принимаюсь за дело как можно раньше

3) выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это можно сделать

4) есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать

5) тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом

 

М. Если бы мне пришлось проходить испытание или сдавать экзамен, я предпочел бы…

1) набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету

2) дискуссию с теми, кто также проходит испытание

3) устное изложение или показ того, что я знаю

4) сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился

5) письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод

 

Н. Люди, чьи основные качества я уважаю больше всего, это, вероятно

1) выдающиеся философы и ученые

2) писатели и учителя

3) лидеры деловых и политических кругов

4) экономисты и инженеры

5) фермеры и журналисты

 

О. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она…

1) окажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил

2) объясняет вещи новым для меня образом

3) способна систематически объяснять множество связанных ситуаций

4) служит пояснению моего личного опыта и наблюдений

5) имеет конкретное практическое приложение

 

П. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, я предпочитаю, чтобы в ней…

1) показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения

2) излагались все факты в ходе дискуссии

3) логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы

4) определялись ценности, которые исповедует автор

5) ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существа конфликта

 

Р. Когда я читаю книгу, выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, делаю это главным образом вследствие…

1) заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний

2) указания со стороны уважаемого мной человека на возможную его полезность

3) желания расширить свою общую эрудицию

4) желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия

5) стремления узнать больше об определенном предмете

 

С. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я, скорее всего буду…

1) пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией

2) искать пути и способы быстро решить эту проблему

3) обдумывать альтернативные способы ее решения

4) искать способы, которыми другие, возможно, уже решили это проблему

5) пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения

 

Т. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы…

1) находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше

2) ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе

3) открывать новые, более совершенные, методы

4) находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому

5) разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать. 

 

12. БЛАНК-ДЕШИФРАТОР (стили мышления)


Вопросы

I

II

III

IV

V

АЖН

 

 

 

 

 

О 1

!!*

 

 

 

 

т 2

 

!!

 

 

 

в 3

 

 

!!

 

 

е 4

 

 

 

!!

 

т 5

 

 

 

 

!!

БЗО

 

 

 

 

 

1

 

!!

 

 

 

2

!!

 

 

 

 

3

 

 

 

!!

 

4

 

 

!!

 

 

5

 

 

 

 

!!

ВИП

 

 

 

 

 

1

 

 

!!

 

 

2

 

 

 

 

!!

3

 

 

 

!!

 

4

 

!!

 

 

 

5

!!

 

 

 

 

ГКР

 

 

 

 

 

1

 

 

 

!!

 

2

 

 

 

 

!!

3

 

!!

 

 

 

4

!!

 

 

 

 

5

 

 

!!

 

 

ДЛС

 

 

 

 

 

1

 

!!

 

 

 

2

 

 

!!

 

 

3

!!

 

 

 

 

4

 

 

 

 

!!

5

 

 

 

!!

 

ЕМТ

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

!!

2

!!

 

 

 

 

3

 

!!

 

 

 

4

 

 

!!

 

 

5

 

 

 

!!

 

 

Синтезатор

Идеалист

Прагматик

Аналитик

Реалист

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: типы мышления, тест на тип мышления, виды интеллекта, интеллект,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх