18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Если школьник плохо пишет: развитие зрительно-моторной координации

Фото Речевая слуховая агнозия у детей: как исправить

Фото Если у ребенка диспраксия: виды и коррекция

Фото Неговорящий ребенок: что делать?

Фото Нетрадиционная артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Фото Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Фото Что делать, если ребенок не произносит или переставляет слоги

Фото Если у ребенка нарушен прикус: о миофункциональных нарушениях

Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?


Преодоление дислексии: учимся читать правильно

    Комментариев: 0     версия для печати
Преодоление дислексии: учимся читать правильно

Детей, с трудом осваивающих навык чтения, часто причисляют к категории умственно отсталых, но это далеко не так. «Чистая» дислексия встречается нечасто, в основном она идет в структуре дефекта. Вторична на фоне ДЦП, ЗПР, УО (умственная отсталость), может также быть последствием моторной алалии, дизартрии. Но если у ребенка норма умственного развития и нет тяжелых речевых нарушений, а освоить полноценное чтение он все же не может, диагноз «дислексия» – это еще не приговор.

 

По мнению многих ученых, дислектики – категория особых людей. Они по-другому представляют мир, мыслят образами, у них иная ориентация в пространстве. В какой-то степени речь идет даже о гениальности. Ведь среди больных дислексией – такие знаменитые люди, как Агата Кристи, Уолт Дисней, Леонардо Да Винчи, Мэрилин Монро, Квентин Тарантино, Том Круз, Дэниэл Рэдклифф, певица Шер, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Владимир Маяковский, Федор Бондарчук. А освоить чтение им помогли нехитрые методы, о которых поговорим в этой статье.

 

Методика Дейвиса

В России проблема дислексии изучена недостаточно хорошо. Специализированные центры коррекции дислексии успешно функционируют только в Москве и Санкт-Петербурге. Данный вопрос более глубоко был изучен в США. Еще в начале прошлого века доктор Сэмюель Тори Ортон вывел определение дислексии как «перекрестная  латерализация мозга». Он предположил, что при дислексии левое и правое полушария у ребенка как будто меняются ролями, уступая друг другу по доминантности.

 

Позже известный американский исследователь Рональд Дейвис, страдавший в детстве аналогичной формой нарушения, определил дислексию как особый вид мышления. При нормальном развитии обычный человек мыслит словами (вербально), дислектик мыслит образами (визуально). При виде каких-либо символов человек с визуальным мышлением не только не понимает происходящего, оно его раздражает и вгоняет в ступор. По мнению ученого, у дислектика нарушена ориентация в пространстве.

 

Р.Дейвис разработал авторскую методику коррекции дислексии, суть которой заключается в смене фокуса мышления. Ребенка учат отключать искаженное представление о символе, контролировать восприятие знаков, обнаруживать источники дезориентации и восстанавливать точное восприятие букв, звуков, слов. Поскольку одной из проблем дислектика является быстрая утомляемость, головные боли при концентрации внимания, очень важен момент расслабления. Р.Дейвис в своей методике дает такой инструмент как «разрядка». Чередование разрядки и настроя дает хороший эффект при обучении чтению дислектика.

 

Этапы коррекции по системе Дейвиса

Обучение по системе Дейвиса проходит в несколько этапов:

  1. Оптимальная настройка – погружение в зону комфорта.

  2. Координация. Работа над координацией движений позволяет устранить путаницу в понятиях право-лево, вверху-внизу. Проводится в форме терапии со специальными пушистыми резиновыми мячиками «куш», которые издают особый звук, приземляясь на руку. Во время работы над освоением символов полезно кидать оба мяча в ладони ребенка, постепенно смещая бросок то вправо, то влево.

  3. Освоение символов через лепку. Из мягкого пластилина лепятся сначала буквы, затем слоги, слова, фразы, предложения. У ребенка с дислексией – особое восприятие мира, пространство только трехмерно, поэтому символы ему легче увидеть со всех сторон, потрогать и даже понюхать.

  4. Пошаговое освоение чтения. Предполагает последовательное узнавание символов от буквы до предложения и закрепление прочитанного. Первый шаг включает в себя овладением навыком переводить взгляд слева-направо и узнавать группы букв в пределах слова. Второй шаг – закрепления навыка перемещения взгляда слева-направо и узнавание целых слов. Третий шаг – научить «схватывать» мысль в пределах предложения и понимать прочитанный текст.

 

Классические коррекционные методы

В России в некоторых речевых центрах также используется методика Дейвиса, но в большинстве случаев применяются методы работы классической логопедической школы. Подходы к устранению дислексии различны и зависят от вида дислексии.

 

Работа при фонематической дислексии

Фонематическая дислексия – это недостаточная сформированность звуковой стороны языка. Ребенок путает звуки близкие по звучанию, не может определить количество и последовательность звуков в слове. В связи с этим выделяется два вида фонематической дислексии: дислексия на почве нарушения слуховой дифференциации звуков и дислексия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

 

В первом случае речь идет о том, что ребенок в прямом смысле не распознает звуки на слух (например, С и Ш), поэтому и путает их в книге. Например, при чтении слова «страус» ребенок не знает, как нужно озвучить: «штраус», «цтраус» или «страуш», и эти ошибки повторяются систематически. На первом этапе работы уточняется произносительный и слуховой образ каждого перепутанного звука. Уточнение артикуляции звука ведется с опорой на сохранный анализатор: зрительный, кинестетический. Ребенку показывают перед зеркалом четкую артикуляцию каждого звука, то есть положение губ, зубов, языка при произнесении. Затем просят выделить заданный звук на фоне слога, далее в слове, выделить слово с этим звуком из предложения, определить место звука в слове.

 

На втором этапе ведется работа по сопоставлению смешиваемых звуков в произносительном и акустическом плане. Речевой материал должен содержать оба звука. Работа также ведется по принципу – от простого к сложному. Дифференциация звуков отрабатывается по схеме: изолированные звуки, звуки в составе слогов, слов, предложений, связной речи. Для этого достаточно сначала проговорить слова с заданными звуками, позже – прочитать.

 

При дислексии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов ребенок в процессе чтения постоянно искажает звуко-слоговую структуру слова, переставляет или пропускает слоги, что приводит к непониманию прочитанного слова. Здесь работа ведется с акцентом на формирование верного фонематического восприятия, то есть анализа и синтеза слов. При этом сначала необходимо уточнить наличие заданного звука в слове, затем определить его местоположение: в начале, в конце или в середине слова, определить последовательность и количество звуков в слове, после соединить заданные звуки в слово. При формировании слоговой структуры слова важно научить ребенка делить слово на слоги, отхлапывать, отстукивать, контролировать движение нижней челюсти при произнесении слова. Затем надо научить распознавать границу слога, выделять гласные звуки и последовательность слогов в слове. В том случае, если ребенок не дифференцирует слова в пределах предложения, ведется аналогичная работа по развитию анализа структуры предложения. Определяются границы предложения, границы слова, количество слов в предложении. Затем в игровой форме ребенку предлагается составить по картинке предложение с заданным количеством слов.

Работа при оптической дислексии

В основе данного нарушения лежит несформированность у ребенка пространственных представлений. Это проявляется в трудности усвоения зрительных образов букв. В связи с этим буквы в книге заменяются уже не по звуковому, а по зрительному принципу: «борона» вместо «ворона». Работа по устранению данного вида дислексии строится по принципу узнавания заданной буквы в усложненных условиях: в зашумлении, то есть, когда буква прячется в каком-то рисунке, дописывания или дорисовывания недостающих элементов предметов, конструирование из кубиков Кооса. Также немаловажно научить ребенка ориентироваться в пространстве: справа-слева, сверху-снизу, прежде всего, необходимо закрепить ориентировку в собственном теле, дифференцируя его правую и левую сторону. Для определения пространственных изображений букв рекомендуется лепить буквы из пластилина, выкладывать из счетных палочек из веревочки, вышивать нитками на листе картона.

 

Чтение должно постепенно усложняться: сначала в структуре неопознаваемых букв в слоге, затем в слове, предложении. Оптическая дислексия может также проявляться в стремлении читать справа-налево, соскальзывании с одной строки на другую. Поэтому так важно научить ребенка понимать, где право, а где лево. Чтобы взгляд не соскальзывал со строки, рекомендуется сделать в листе картона прорезь, в которую должна помещаться только одна строка. При этом взгляд ученика не сможет скользить по сторонам, а будет возвращаться к одной и той же строке. Также в этом случае можно использовать линейку.

Работа при мнестической дислексии

Бывает еще и такой вид нарушения чтения, когда ученик никак не может запомнить букву и установить связь между звуком и соответствующей буквой. При этом он различает звуки на слух и улавливает разницу между написанием элементов букв. В этом случае логопед использует прием совмещения зрительного и слухового образа буквы в одном объекте. Буква изображается в виде похожего на нее предмета, например Ж в виде жука. При этом жук издает похожий звук: ж-ж-ж-ж. Таким образом, ребенок научается запоминать название заданной буквы.

Работа при семантической дислексии

Этот вид дислексии обнаруживается, когда ребенок в полной мере овладел техникой чтения. Проявляется он в непонимании или недопонимании смысла прочитанного. При этом технически процесс чтения осуществляется правильно. Работа ведется, в первую очередь, по расширению активного словаря ребенка и развитию лексики. Школьник должен знать не только названия предметов, явлений, их действий и признаков, но и понимать, какое значение несут данные понятия. Также необходимо освоить грамматические конструкции и синтаксические связи в предложении. Понимание прочитанного ведется с опорой на картинку: покажи тот предмет, о котором ты сейчас прочитал. Также понимание текста осваивается с помощью наводящих вопросов. Назови все слова в предложении, которые отвечают на вопрос какой, какая. Покажи, что стояло около дома. (дерево). Где стояло дерево? Что делало дерево около дома и т.п.

Работа при аграмматической дислексии

Аграмматическая дислексия выражается в том, что дети читают грамматически правильно написанный текст аграмматично, то есть постоянно допускают ошибки, чаще всего коверкают окончания. Например, прочитывают фразу « на деревЬЯХ воробьи», как «на деревЬЕВ воробьи». Работа при данном виде нарушения ведется в нескольких направлениях:

  • Формирование морфологической системы языка: словообразование и словоизменение. Дифференциация прямого и косвенных падежей, единственного и множественного числа и т.п. Согласование прилагательных и числительных с существительными по падежам и числам. Согласование глаголов и существительных по лицам и числам.

  • Формирование структуры предложения, ведется с опорой на схемы предложения. Сначала составляются простые двусоставные предложения, затем распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Юлия Савельева


 

Задайте вопрос логопедуОнлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС




Ключевые слова: лечение дислексии, методика дейвиса, учимся читать правильно,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2023

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх