18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Что нужно знать родителям о здоровье ребенка перед первым сентябрем?

Фото Малина – ягодная царица!

Фото Что нужно для абсолютного счастья?

Фото Как выбрать зонт?

Фото 7 лайфхаков против летних насекомых

Фото Как подобрать солнцезащитный крем для своего типа кожи?

Фото 7 домашних средств от мозолей, натоптышей и потливости ног

Фото 8 правил, о которых нужно знать всем, кто собирается на дачу

Фото Как нужно встречать Пасху?

Фото Что подарить мужчине на 23 февраля?

Фото Чтобы не было мучительно плохо… с похмелья

Фото 35 подарков до 800 рублей, которые не стыдно подарить на Новый год


Какую профессию выбрать? Проблема самоопределения у старших школьников

    Комментариев: 0     версия для печати
Какую профессию выбрать? Проблема самоопределения у старших школьников

Одной из самых острых на сегодняшний день остается проблема выбора профессии. В век прогресса и инновационных технологий все меняется со скоростью света, актуальная на сегодня специальность завтра может оказаться невостребованной. Поэтому у современных старшеклассников – серьезная дилемма: выбрать дело по душе или необходимый, хорошо оплачиваемый труд. А может, совместить и то и другое? Как решить непростую задачу, узнаем у психолога Софьи Диль (г. Томск).

 

Время выбирать

 

Как известно, старший школьный возраст (15-17 лет) самый благоприятный для выбора направления своей профессиональной деятельности, поскольку одно из новообразований возраста именно формирование профессиональных интересов. Поэтому задуматься о будущей карьере необходимо уже в 8 классе. До окончания школы еще есть время попробовать себя в той или иной области знаний, понять «мое-не мое» и при необходимости сменить ориентиры. Сегодня для самоопределения существует много психологических служб, воспользоваться услугами которых становится жизненной необходимостью. Иначе – при выборе «не той» специальности, можно остаться с носом.

 

– Софья Викторовна, насколько важно каждому старшекласснику пройти профессиональное тестирование?


– Современное представление о профессиональной успешности складывается из того, что она не дана человеку от рождения, а формируется в трудовой деятельности. Для приобретения профессионального мастерства необходимы определенные способности, на их основе формируются навыки, положительная мотивация, интерес к профессии. Сложившееся на мировом рынке труда положение подталкивает человека к соблюдению определенных условий в выборе профессии. Выпускник должен как можно раньше задуматься и сделать осознанный выбор будущей специальности, при этом он уже должен иметь определенный багаж информации о своих возможностях, способностях, потребностях, знать мир профессий и их содержание, уметь соотносить характер профессии с имеющимися ресурсами и своим потенциалом.

 

Читайте также:

Как узнать свой потенциал и найти свое место в жизни?

 

– Каким образом школьник может узнать, кем он должен стать?


– Ситуация у подростка накалена еще тем, что родители и друзья навязывают ему выбор профессии. В то время, когда он сам часто не знает о своих возможностях и потребностях. Лучший способ узнать о своих талантах и способностях – обратиться к психологу-профконсультанту. Профессиональное консультирование значительно отличается от психологического консультирования. Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных техник, нацеленных на подготовку ресурсов молодого человека, которые он может реализовать в соответствии с особенностями личности и в зависимости от потребностей экономики.

 

Профессиональная ориентация – помощь специалиста

– Что такое профессиональное консультирование?


– Слово «консультация» в переводе с латинского означает "совет", "забота". Консультация по профессиональной ориентации всегда направлена на осознание ребенком своих потенциальных способностей, задатков, склонностей, устремлений, желаний, мыслей и действий. Профессиональное самоопределение – длительный процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой среде и способу реализации своих возможностей на этом поприще. Этот процесс, кроме личностного вклада в профессию, включает в себя удовлетворение социально-профессиональных запросов, решение задач построения карьеры, то есть это самоопределение в соответствии с выработанными в обществе и признанным самим человеком критериев профессионализма. Часто бывает так, что ребенок даже не подозревает о скрытом потенциале, пройдя тестирование, не только приходит к осознанию своих возможностей, но и открывает в себе что-то новое.

 

Выбор будущей профессии включает в себя, как минимум, четыре компонента:

– задатки, способности и склонность к определенному роду занятий: кто я сегодня;

– мечты, желания, стремления: кем я хочу стать;

– запросы общества на тот или иной вид трудовой деятельности: какие профессии востребованы на рынке труда сейчас, а какие окажутся необходимыми в ближайшем будущем;

– какую реальную помощь может оказать общество и семья в выборе дальнейшего пути.

 

Полноценное сочетание этих компонентов в большой степени определяет успешность профессионального выбора. Но чтобы найти дело по душе, человеку нужно знать наверняка, какие виды деятельности соответствуют его интересам и устремлениям. То есть он выбирает не просто «хорошую работу», а ту, которая полностью устраивает именно его. В процессе самоопределения он может задаться вопросом: «Зачем это нужно для меня?». Ответом на вопрос и является поиск личностного смысла трудовой деятельности. Поэтому при выборе будущей профессии очень важно проявить максимум активности и самостоятельности, иначе решение может оказаться неудачным.

 

В профессиональном консультировании заключено много функций: просветительская, социализирующая, компенсационная и развивающая. Выполнение этих функций, несомненно, отражается на материальном плане профессии: сокращение времени профобучения, уменьшение текучести кадров, повышение производительности труда, снижение количества заболеваний и несчастных случаев на производстве. Не говоря о моральном плане, включающим в себя удовлетворенность родом своих занятий, возможность проявления своего «Я», развитие способностей и успешное их применение в профессиональной деятельности. Многофункциональность предполагает разностороннее распределение содержания психологического профконсультирования – от информирования самоопределяющейся личности и углубления ее понимания конкретной проблемы до изменения стереотипов реагирования и развития личности.

 

– В какой форме проводится профконсультация?


– Профессиональное консультирование имеет две формы – индивидуальную и групповую. Групповая носит предварительный характер и сводится к информированию старшеклассников о многообразии мира профессий, о возможных ориентирах для данной конкретной личности, формирование адекватной мотивации и личного смысла в выборе профессии, а также осознание общественной значимости труда. Индивидуальная форма предполагает более глубокое погружение в проблему самоопределения посредством ряда тестов по профессиональной направленности и детальное обсуждение с консультантом результатов самообследования.

 

В ходе профконсультаций изучаются такие компоненты профпригодности, как интересы, мотивы, склонности запросы, способности, особенности характера личности и их совместимость с теми или иными типами профессиональной среды. Если у ребенка нет интереса – не развиваются необходимые способности и личностные качества, и, наоборот, при ярко выраженном интересе к какому-либо виду деятельности даже при скромных задатках человек достигает хороших результатов и становится успешным.

 

Читайте также:

Типы темперамента

 

Если же высокая мотивация подкрепляется задатками и способностями, можно говорить о призвании. В последнее время на практике часто возникают ситуации, когда мотивация противоречит способностям ребенка. Например, школьник стремится к должности управленца и хочет руководить другими людьми, но при этом не обладает необходимыми задатками. Искаженное понимание нравственных ценностей формирует эгоистическую нацеленность личности, которая отражается на неверном, малореалистичном выборе профессии.

 

В своем центре мы используем традиционные и модифицированные методики: «Карта интересов», «Карта склонностей», дифференциально-диагностический опросник Климова (ДДО), «Вопросник самонаблюдения личности» Д. Голланда. Их конечной целью является определение индивидуальных склонностей консультируемого и степень их проявления в различных сферах трудовой деятельности. Дифференциальная диагностика помогает определить профессиональную сферу человека по объекту труда: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ. «Вопросник профессиональной направленности личности» Д. Голланда помогает старшекласснику определить профессиональный тип личности: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистичный.

 

Программа индивидуальной консультации по вопросам самоопределения школьника организуется на 2-х уровнях: первичная профконсультация и индивидуальная. Они отличаются друг от друга постановкой целей и определением уровня сложности. Первичная консультация проводится с подростком в доброжелательной, комфортной обстановке, где он получает информацию о мире профессий, если не получил ее во время группового консультирования. Главная задача первичной профконсультации – определение мотивов выбора профессии, когнитивных интересов, профессиональной направленности учащегося.

 

– Как долго длится консультация?


– Индивидуальная консультация длится – от 1 часа до 3 часов. Групповая – от 1 часа до 2 часов. Обе формы консультации проходит в несколько этапов: знакомство, выявление сути проблемы, определение желаемого результата, поиск альтернатив и проектирования индивидуальной образовательной программы.

 

Кем стать?

– Что делать после консультации, когда более-менее понятен профиль учащегося, гуманитарный или технический?


– После проведения необходимых тестов и понимания потенциала школьника мы ведем с ним беседу. Если это гуманитарная сфера, в каком направлении ребенок хочет работать – человек-человек или человек-художественный образ. В диалоге выясняются предпочтения и возможности ученика. Далее мы предлагаем ему попробовать себя в каком-либо из предложенных профилей на базе нашего Центра: журналистом, психологом, педагогом, художником, артистом и т.п. В ходе таких профессиональных проб школьник окончательно определяется на профессиональном поприще. Бывает и такое, что осознанно выбранный профиль оказывается неинтересным или осваивается с трудом.

 

– Есть уже какие-то положительные результаты?


– Конечно, в процессе прохождения профпроб дети понимают свое предназначение на данном этапе развития, а часто даже и открывают в себе какие-то новые возможности. Без таких проб не состоится полноценный выбор будущей профессии. Таким образом, мы помогаем не только ребятам, но и удовлетворяем запросы общества в подготовке высококвалифицированных кадрах, поскольку предвыбор – очень важная ступень для профессионального самоопределения.

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: Профессиональное консультирование, какую профессию выбрать,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх