Ни для кого не секрет, что больных детей сейчас становится все больше и больше. Не говоря о детях с церебральным параличом, в поликлиники поступают малыши с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как моторная алалия, дизартрия, ринофония, заикание. Виной тому органическое поражение головного мозга. И без того тяжелые нарушения осложнены комплексом разных дефектов. Без устранения одного, нельзя устранить второй, третий и четвертый. И, если раньше логопеды на занятиях обходились платочками, сосками и деревянными шпателями, то сегодня без зондов в работе с «тяжелыми» детьми не обойтись. О роли логопедического массажа при устранении речевого дефекта поговорим в этой статье.
Что такое логомассаж?
Логопедический массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой комплекс приемов механического воздействия на различные участки мышц артикуляционного аппарата. Массаж оказывает влияние на нормализацию мышечного тонуса, устранение патологической симптоматики (девиации, гиперкинезы, синкинизии). А также стимулирует положительные кинестезии артикуляционного аппарата (правильное положение языка); улучшает качество артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость; активизирует тонкие дифференцированные движения органов артикуляции.
К сожалению, сейчас мы стали мало двигаться, даже дети. Речь идет о тонких движениях пальцев рук, языка, поглаживаниях, которые стимулируют приток крови к головному мозгу. Во время массажа расширяются капилляры, увеличивается газообмен в тканях, улучшается функция лимфатических сосудов, снимается спазм в мышцах. Известно, что в производстве речи участвуют определенные группы мышц, в числе которых: мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа, малая скуловая мышца, мышца, поднимающая угол рта, большая скуловая мышца, щечная мышца, круговая мышца рта, санториниева мышца смеха, мышца, опускающая нижнюю губу, мышца, опускающая угол рта, жевательная мышца.
В ротовой полости при артикуляции участвуют мышцы языка: продольная мышца, подбородочно-язычная мышца, подъязычно-язычная мышца, шило-язычная мышца и шиловидный отросток. При повреждении или нарушении иннервации одной или нескольких групп вышеперечисленных мышц производство речи затруднено.
У детей с дизартрией и нарушением опорно-двигательной системы имеет место органическое поражение зон головного мозга, что является причиной нарушения проводимости нервных сигналов к определенным органам и участкам тела. В данном случае речь идет о недостаточной иннервации мышц артикуляционного аппарата и, как следствие, задержке речевого развития ребенка.
Логопедическую работу следует начинать с воздействия на физическом уровне. Логопедический массаж, как ручной, так и зондовый, – лучший способ преодоления трудностей вербальной коммуникации. Без этого этапа работы с некоторыми детьми невозможно продолжать постановку звуков и коррекцию звукопроизношения.
Применение логомассажа
![]() |
Технологии логопедического массажа целесообразно использовать в работе с детьми-дизартриками и дислаликами. Каждому ребенку нужно разработать индивидуальный комплекс логомассажа. Разработка комплекса мер логопедического воздействия посредством ручного и зондового массажа зависит от особенностей мимической мускулатуры ребенка, строения артикуляционного аппарата, наличия спастичности или паретичности мышц артикуляционного аппарата, особенностей течения болезни (у детей с ДЦП), от наличия аллергических реакций, чувствительности и других особенностей ребенка.
В случае гипертонуса мышц лица, шеи, щек, губ, языка применяется расслабляющий ручной и зондовый массаж, в случае гипотонуса вышеперечисленных мышц используются упражнения, направленные на стягивание, сжатие мышц.
Внешний вид при гипертонусе
Мышцы напряжены в нескольких местах, болезненны. Губы сжаты, иногда даже замечаются складки, как правило, губы сухие. Язык напряжен и оттянут кзади. Спинка языка обычно изогнута, кончик языка не выражен (не можем определить, где кончик). Напряженная спинка плотно прижимается к твердому небу, поэтому многие звуки имеют назальный оттенок. Напряжение мышц лица и шеи приводит к тому, что ребенок ограниченно выполняет повороты головы, простые артикуляционные упражнения, например, не может широко открыть рот и долго удерживать. Верхняя губа либо растянута и прижата к деснам, либо сжата в трубочку и тоже приподнята – эффект «смеющегося мальчика». Ребенок не может произнести звуки «А» и «О» при сохранных фонетико-фонематических процессах.
Внешний вид при гипотонусе
Вялость мышц лица, обвислость щек, мышц контура лица, а также провисшие мышцы век. Губы блестящие, влажные. Нижняя губа вывернута и лежит на подбородке, рот приоткрыт, язык высунут наружу и напоминает тряпочку. Может быть выражен кончик или середина языка. Из-за низкого тонуса в мышцах ребенок не может удерживать позу закрытого рта. Часто встречаются случаи, когда у ребенка комбинированный тонус, щеки могут быть вялыми, а язык напряжен и оттянут кзади, и, наоборот, при хорошем мышечном тонусе щек и губ, язык слабый, вялый, распластанный, кончик языка не выражен.
Противопоказания для проведения массажа
|
Ранее как противопоказание выделялся эписиндром, но сейчас многие специалисты делают легкий пальцевый и осторожно зондовый массаж и при нем, поскольку других эффективных методов расслабления мышц на сегодняшний день нет.
Виды массажа при различных симптомах
У детей с ДЦП работу часто приходится начинать с нормализации мышечного тонуса лица и губ, поскольку ребенок даже не может открыть рот, чтобы мы увидели его язык.
Массаж лучше делать, когда ребенок сидит в кресле с хорошей опорой для спины и головы, движения выполняем стоя сзади, либо перед ребенком. Все движения производятся по состоянию ребенка не более 5-6 раз.
Например, при спастико-паретической дизартрии, когда у ребенка зажаты губы (гипертонус), но язык при этом напоминает тряпочку (гипотонус), необходимо делать укрепляющие упражнения для языка и расслабляющие для щек и губ (двумя пальцами, указательным и средним, либо одним указательным).
Упражнения для щек:
|
Для расслабления губ можно использовать следующие упражнения:
|
Упражнения для языка, напротив, должны быть направлены на стягивание мышц:
|
Для каждого ребенка по состоянию мышц языка зондовый массаж подбирается индивидуально. Но некоторые упражнения универсальны, и позволяют ребенку с первого раза сделать «Желобок», подтянуть кончик языка наверх, укрепить боковые края языка для выполнения «Чашечки». Поэтому использование зондового массажа – хороший помощник при постановке шипящих и сонорных звуков.
В заключении хочется отметить положительную динамику после проведения даже одного сеанса логомассажа, в результате которого увеличивается кровоток к пораженному участку, и мышцы становятся активными, эластичными, способными растягиваться и сжиматься в нужном направлении. Кроме того, детям нравится массаж, особенно игольчатый, он приятно щекочет, расслабляет мускулатуру и приносит положительные эмоции.
Остались вопросы? Задайте их специалисту!
Юлия Савельева