18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Что делать, если ребенок избалован?

Фото Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям


Как помочь первокласснику: кризис семи лет и проблема готовности к обучению

    Комментариев: 0     версия для печати
Как помочь первокласснику: кризис семи лет и проблема готовности к обучению

Казалось бы, 1 сентября давно позади, началась вторая четверть, первоклашки уже адаптировались к новым условиям жизни, бояться нечего. Но это не совсем так. По мнению психологов, кризис семи лет только начинается. Готовность к обучению в школе возникает не сразу, а формируется в процессе самого обучения и устанавливается к концу первого полугодия. Что же тревожит маленького человечка с рюкзаком за плечами? И как ему можно помочь, – советует школьный психолог Елена Акимова.

 

Кризис семи лет

Симптомы кризиса семи лет проявляются в следующем:

  • Потеря детской непосредственности. Между переживанием и поступком прослеживается момент интеллектуальных размышлений: «как можно» и «как надо».
  • Манерничание, ребенок начинает кривляться, (синдром «Петрушки»), но теперь его поведение ничем не мотивировано и вызывает осуждение взрослого. На самом деле, это защита и стремление скрыть то, что творится внутри. Душа уже закрыта.
  • Симптом «горькой конфеты» – ребенку плохо, больно, но он старается этого не показывать, замыкается в себе, становится неуправляемым.
  • Непослушание, споры со взрослыми как поиск новой реакции на просьбы близких. Желание взять на себя другие обязанности и занять позицию взрослого.
  • Обобщение переживаний. Ребенок анализирует прошлый опыт, приобретает новый и,   сопоставляя, постепенно превращается в человека, имеющего цель.
  • Интерес к внешнему виду – один из способов заявить: «я немаленький».
  • Внутренняя жизнь ребенка накладывается на внешнюю и влияет на нее. Сам факт приобретения внутренней жизни – очень важный момент в становлении личности первоклассника. Теперь поведение ребенка зависит от его внутреннего решения.
  • Приобретение нового содержания социальных отношений. Ребенок должен вступить в отношения с совокупностью людей: учителем, одноклассниками, персоналом школы и родителями других детей (косвенно).
  • Запрос на смысл событий и явлений окружающего. Отсюда возникает эмоционально-смысловая структура поступка.

Главное приобретение ребенка семи лет – формирование произвольного поведения. Ребенок учится действовать не по своей воле, а выполнять задание учителя. Поэтому образ учителя становится главным в жизни первоклассника.Наблюдения показывают, что дети в начале года еще не готовы к обучению. Многие умеют читать, считать и писать, но это еще не значит, что у них сформированы механизмы умственной деятельности. В период подготовки ребенка к школе основные знания и умения  преподносились дошкольнику в игровой форме, поэтому и в 1 классе он хочет играть.

 

Даже когда учитель просит выполнить точное задание, дети выполняют его по-своему. Например, учитель попросил раскрасить первый шарик справа в желтый цвет, второй шарик – в зеленый, третий – в синий, четвертый – в красный. Больше половины детей раскрасили первый шарик правильно, а все последующие шарики – в совсем другие цвета, объясняя, что так будет красивее. Но в то же время дети уже хотят, чтобы им давали задания на дом, демонстрируя свою взрослость. Переход от игровой деятельности к учебной происходит постепенно.

 

Новые стандарты в образовании. Что изменится с введением ФГОС?

 

Когда ребенок готов к обучению в школе?

 

 

– Основной критерий готовности ребенка к школе – наличие произвольного поведения, – продолжает психолог. Готов ли школьник четко выполнять инструкции, подчиняться правилам, берет ли на себя ответственность? Если правило превращается во внутреннюю инстанцию поведения, тогда можно говорить о готовности к обучению.

Очень важно в процессе обучения сформировать у ребенка такие черты, как личная мотивация и внутренняя самоорганизация. И эти умения формирует учитель. Ребенок должен научиться понимать две разные стороны действительности: его желания и реакции, с одной стороны, и социальное правило, школьная программа – с другой. Также школьник должен осознать, что его собственная точка зрения не является абсолютной и единственной.

Значительное изменение претерпевает мышление первоклассника: от дооперационального к операциональному. Происходит вырабатывание операций, а операция – это внутренний акт, который постепенно становится коротким, обратимым и согласуется с другими действиями, образуя единую систему. Формирование операции происходит путем осуществление манипуляций с предметами внешнего мира. Через наблюдения за изменением количества и свойства предметов ребенок переходит от собственного представления об объекте к инвариантности, сопоставляя и сравнивая различные параметры. Качественные изменения происходят не только в мыслительной области, но и в сфере воображения, восприятия и памяти. Впоследствии ребенок научается собственным способам познания предметов, сходным с общественно выработанными.

 

 

Еще одно новообразование этого возраста – переход от эгоцентризма к децентрации. Дошкольник видит многие вещи лишь со своей точки зрения. Ведущим видом деятельности ребенка в 1 классе продолжает оставаться ролевая игра, где ему приходится примерять разные роли. Таким образом, постепенно происходит преодоление познавательного эгоцентризма.

 

Переключение с одной роли на другую позволяет ребенку  расшатать свои представления об абсолютности своего положения в мире. Первоклассник, сравнивая себя с другими, формирует много центраций, затем он отделяет себя от другого и смотрит на себя как бы со стороны. Благодаря децентрации дети смотрят на мир по-другому, предметом их мысли становятся не они сами, а мысли других людей. Явление децентрации также способствует переходу от дооперационального мышления к операциональному.

 

Итак, о готовности ребенка к школьному обучению можно говорить в том случае, если у него сформированы:

  • Произвольное поведение.
  • Операциональное мышление.
  • Переход от эгоцентризма к децентрации.
  • Личная мотивация к обучению.

 

О наличие мотивации можно судить по играм первоклашек, если они во время игры «в школу» берут на себя роль учителя, то они готовы к обучению

 

Почему первоклассники такие ранимые?

– У ребенка-первоклассника происходят значительные изменения во многих сферах его жизни. От новых приобретений и непонимания, что можно со всем этим делать, школьник находится в растерянности, отсюда и неустойчивое эмоциональное состояние, – отвечает Елена Акимова. – Со временем он начинает понимать и осознавать свои переживания: радость, огорчение, злость.

Также возникает требовательность к себе, формируется самооценка, самолюбие, что напрямую сказывается на его поступках. Расширяется сфера социальных контактов, меняется характер общения со сверстником. Отличительная черта взаимоотношений – опосредованность, то есть общение по определенным правилам, таким как очередность, справедливость. Усиливается субъективное начало, через которое создаются устойчивые контакты, не зависящие от ситуации. В группах первоклассник поначалу ведет себя, как требует группа, далее проявляет стремление к лидерству.

 

Почему дети не хотят учиться в школе?

 

Главным смыслом жизни становится вхождение в новую общность и примеривание новой социальной роли. Центральной становится система отношений: «ребенок-учитель». Эти отношения рассматриваются первоклассником как модель «ребенок-общество». На первое место выступает принцип: в школе все равны перед законом. Основной мотив поведения – мотив достижения успеха в обществе, иногда перекликающийся с мотивом избегания неудач.

 

Малыш боится потерять свою значимость в глазах окружающих, переживает за неудачи, утаивает свои мысли, но это часто приводит к выплеску эмоций, нарушению воли, смене настроения, капризам. Развитие личности ребенка зависит от школьной успеваемости,  а его успешность – от отношений с учителем, который закладывает в его сознание определенные нравственные идеалы. Развитие нравственных чувств напрямую зависит от оценки и внимания взрослого.

 

 

Ведущей становится учебная деятельность, которая направлена на усвоение знаний. В процессе обучения вырабатываются такие навыки, как постановка учебной задачи, действие, контроль за выполнением задания, оценка результата или рефлексия. Меняется память, она приобретает черты произвольности, включает в себя мнемотехнические приемы, разные способы усвоения учебного материала.

 

Также формируется поведение, основанное на планирование результатов своей деятельности. Ребенок становится самостоятельным и сам выбирает, как ему поступать в той или иной ситуации. Появляется смысло-ориентировочная сторона поступка, разграничивающая внутреннюю и внешнюю жизнь. В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, начинает ощущать себя личностью и стремиться к совершенству.

 

Как помочь первокласснику?

 

 

– Основная задача взрослого – создать оптимальные условия для развития ученика с опорой на понимание возрастных особенностей, новообразований, а также с учетом индивидуальных особенностей ребенка, – резюмирует школьный психолог.

 

Родителям нужно быть осторожными в своих оценках, поскольку в этом возрасте школьник наиболее чувствителен к критике. Необходимо выказывать участие, понимание, проявлять терпение к капризам или резким выпадам, по возможности давать советы от третьего лица: «а вот мой друг в твоем возрасте поступил так…»

 

Чего не следует делать маме первоклассника

 

Учителю отводится главная роль в формировании подрастающей личности, поэтому ему необходимо обладать набором определенных качеств характера, своим поведением, поступками, манерой общения и служить примером ученику. Ребенок может копировать даже внешний вид педагога – вот насколько важна эта фигура. Учитывая это, родителям следует заранее подбирать первого учителя своему ребенку.

 

Семилетний возраст является стадией позитивных изменений и преобразований, от степени и глубины которых зависят другие возрастные новообразования, в частности, умение преодолевать трудности в подростковом возрасте. И то, насколько успешно ребенок пройдет этот кризисный этап жизни, зависит от поддержки близких людей.

 

Автор Юлия Савельева 

 

Читайте также:

Какими вырастут наши дети? О феноменах современного детства




Ключевые слова: как помочь первокласснику, ребенок не хочет учиться, кризис семи лет, ребенок не слушается,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2021

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх