18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Речевая слуховая агнозия у детей: как исправить

Фото Если у ребенка диспраксия: виды и коррекция

Фото Неговорящий ребенок: что делать?

Фото Нетрадиционная артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Фото Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Фото Что делать, если ребенок не произносит или переставляет слоги

Фото Если у ребенка нарушен прикус: о миофункциональных нарушениях

Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи


Задержка речевого развития у детей: причины и лечение

    Комментариев: 0     версия для печати
Задержка речевого развития у детей: причины и лечение

Один из самых волнующих вопросов для родителей – развитие речи у ребенка. У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок созерцает мир и как бы накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Почему? И что в этом случае делать?

 

Причины задержки речевого развития у ребенка

  • органическое поражение центральной нервной системы
  • функциональные изменения центральной нервной системы (аутизм, отставание общего нервно-психического развития)                                               
  • дефекты строения артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, аденоиды)
  • задержки речевого развития иного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов.

 

Отдельной строкой здесь хочется написать о педагогической запущенности. Порой родители имеют слабое представление о том, как нужно проводить время со своим ребенком, или не имеют этого времени вообще.

 

Виды нарушений речи у детей:

  • афазии
  • алалии и дислалии
  • дизартрии (псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая)
  • дис- и афонии
  • бради- и тахилалии
  • заикание

Как видите, нарушений много, и какое именно из них имеется (а, может, и вовсе нет) у вашего ребенка, разберется только специалист.

 

Как должна развиваться речь ребенка?

Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу».

 

Период с года до двух – время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми фразами, могут обобщать предметы по определенному признаку.

 

Период с двух до трех лет – время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

 

Когда нужно показать ребенка специалисту?

Без помощи специалиста не обойтись, если:

  • к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;
  • к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов – не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;
  • к двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослыми;
  • к двум-двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цвета;
  • к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

 

К какому специалисту следует обратиться родителям, если они заподозрили задержку речевого развития у ребенка?

 

Не будет ошибкой, если родители  обратятся к своему лечащему доктору. Для ребенка таковым является педиатр, который наравне с неврологом и логопедом может определить нарушения речи. Но в любом случае для подтверждения нарушений и назначения какого-либо лечения, а также мероприятий по их коррекции, необходима дополнительная консультация невролога и логопеда.

 

В этом «треугольнике» специалистов не важно, с какого угла зайдут родители, важно – не закрывать глаза на проблему, вовремя ее выявить и начать ею заниматься.   

 

Методы лечения нарушений речевого развития у детей

Методы лечения определяются в зависимости от вида выявленных нарушений, их тяжести и выраженности. Основными направлениями работы с детьми, имеющими нарушения со стороны речи (задержка речевого развития или трудности произношения), являются логопедические занятия, психолого-педагогические коррекционные мероприятия,  в некоторых случаях психотерапевтическая помощь ребенку и его семье. Медикаментозное лечение в этом ряду стоит на последнем месте и заключается лишь в ноотропной поддержке детей, которые стараются усвоить новый для него навык вербального общения. Дополнить лечение могут физиопроцедуры и специализированный (логопедический) массаж.


Родители должны принимать активное участие в решении этой проблемы, чтобы не разорвать преемственность и комплексность всей проводимой работы с детьми.

 

Как помочь ребенку начать говорить?

Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями – должного эффекта не будет.

Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

Не ограничивайте круг общения ребенка домочадцами и их родственниками

Общение с другими детьми, посещение развивающих групп для малышей, детского сада социализируют ребенка и побуждают его к общению на общепринятом языке.

 

Задержка речевого развития, часто сочетающаяся и с нарушением психического развития, – тяжелейшее полиэтиологическое состояние детского возраста. Ни в коем случае нельзя придерживаться успокаивающе-выжидательной тактики. Требуется активное обследование и интенсивное лечение с привлечением специалистов различного профиля, взаимодействие с семьей, работниками детских дошкольных учреждений и школ. Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

 

Андрианов Алексей Валерьевич, детский невролог

Закончил педиатрический факультет Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в 2007 г.
2007-2008 гг. – клиническая интернатура по педиатрии на кафедре детских болезней №1 с курсом ПО КрасГМУ.
В 2010 г. окончил клиническую ординатуру по неврологии при кафедре нервных болезней и традиционной медицины с курсом ПО КрасГМУ.
2009-2012 гг. – работа врачом-неврологом в ГДКБ№1. С 2010 г. и по настоящее время работает в ГДП №3
2014 г. – пройдена стажировка в Hermann-Josef-Krankenhaus, Erkelenz, Deutschland.
2015 г. – курс повышения квалификации при кафедре нервных болезней и традиционной медицины КрасГМУ.

Проводит лечение детей с речевыми нарушениями. Принимает участие в международных и всероссийских медицинских конференциях.

Записаться на приём к Алексею Валерьевичу можно по телефону регистратуры: 8 (391) 219-02-32.




Ключевые слова: задержка речевого развития, нарушения речи, заикание, алалия,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх