Пластическая хирургия все увереннее входит в нашу жизнь: разные виды «пластики» только в Красноярске проводят почти два десятка клиник. Между тем сегодня, как и 15-20 лет назад, представление о пластических операциях у многих расплывчатое. О мифах и правде о пластике мы поговорили с главным пластическим хирургом Красноярского края, директором Дорожной клинической больницы Георгием Карапетяном.
Георгий Эдуардович, история пластической хирургии в мире исчисляется тысячелетиями. И в нашей стране ее корни уходят в далекое прошлое. Тем не менее специальность «пластическая хирургия» официально появилась в России всего 6 лет назад. Почему?
Георгий Карапетян: Действительно, министерство здравоохранения России признало пластическую хирургию самостоятельной специальностью только в 2009 году. Но это не говорит о том, что пластическая хирургия у нас неразвита или не востребована. Пластические операции тесно вплетены в другие разделы хирургии. В челюстно-лицевой хирургии, реконструктивных операциях после онкологии, в трансплантологии, травматологии – где только не используют методы пластической хирургии.
Альянс пластической хирургии и остальных областей медицины очевиден. Ведь у пластического хирурга и других врачей схожие задачи: восстановить функции органов или тканей, устранить их дефекты, улучшить внешний вид лица и тела. И речь – не только о форме носа или размере бюста.
О старых предрассудках и новых возможностях пластической хирургии
![]() |
И все-таки у большинства обывателей пластическая хирургия ассоциируется в первую очередь с подтяжкой лица, увеличением груди или «переделкой» носа.
Георгий Карапетян: Эти операции наряду с блефаропластикой (пластикой век), липосакцией (удалением жировых отложений) и, вправду, наиболее популярны среди эстетических вмешательств. Но есть еще и реконструктивная пластика, когда мы устраняем деформации органов и тканей, восстанавливаем их функции, утраченные из-за травмы, врожденного дефекта или болезни. Это, к примеру, реконструктивные операции после радикальной мастэктомии – удаления молочных желез при раке груди и других заболеваниях.
Ушли те времена, когда считалось, что достаточно удалить молочную железу, пораженную опухолью, – и пациентка выздоровеет, вернется к обычной жизни. Но полноценной жизни нет из-за физического недуга и связанной с ним психической травмы. Благо, сегодня несложно восстановить грудь с помощью силиконовых имплантов. Причем во многих случаях это делается одномоментно: сразу после удаления «больной» молочной железы. Такие операции на базе Дорожной клинической больницы осваивают специалисты из краевого онкологического диспансера и с 2016 года они начнут проводить их уже в онкоцентре.
Зачем красноярцы обращаются к пластическим хирургам?
Аналитический центр Vademecum выяснил, что в 2014 году в России провели на 24% больше пластических операций, чем в 2013 году. Георгий Эдуардович, какая статистика в Красноярском крае? Какие виды пластической хирургии наиболее востребованы у красноярцев?
Георгий Карапетян: Точные цифры назвать сложно: пока нет сведений из всех клиник Красноярского края, где проводят пластические операции. Я могу говорить конкретно о показателях нашей больницы. С каждым годом число пластических вмешательств растет, очередь на операции расписана на 2-3 месяца вперед.
Чаще всего к нам обращаются, чтобы убрать врожденные или приобретенные (после операций, травм и ожогов) дефекты кожи и мягких тканей, послеродовые дефекты передней брюшной стенки, чтобы восстановить молочные железы после мастэктомии и др. Среди других популярных вмешательств – антивозрастная коррекция лица, пластика ушей, носа.
На ваш взгляд, деятельность клиник, занимающихся пластической хирургией, сегодня достаточно хорошо контролируется?
Георгий Карапетян: Думаю, этот контроль должен быть шире. Ведь открывается много небольших частных клиник, и туда нередко устраиваются пластические хирурги с минимальным багажом профессиональной подготовки. Да, эти клиники проверяют соответствующие органы власти, но профессионального (коллегиального) контроля, когда работу врачей курирует кафедра университета, специалисты медицинских ассоциаций все же не хватает. В итоге специалисты принимают единоличные решения, что малоэффективно в медицине.
Как свести к минимуму такие ситуации, мы с коллегами недавно обсуждали на профильной комиссии по пластической хирургии при министерстве здравоохранения РФ. Актуализировали и вопросы подготовки специалистов, нормативно-правовые и этические аспекты нашей работы.
Георгий Эдуардович, часто ли вам приходится отказывать пациентам в операции?
Георгий Карапетян: До 30-40% людей, приходящих на консультацию к пластическому хирургу, вовсе не нуждаются в оперативном лечении. Эти пациенты с учетом тех или иных проблем направляются к другим специалистам – косметологу, эндокринологу и т.д.
О мифах, сенсациях и недоверии к пластической хирургии
В последние годы россияне стали активнее использовать возможности пластической хирургии. Но недоверие к этой сфере медицины в обществе по-прежнему есть.
Георгий Карапетян: Это неудивительно. Откуда люди узнают что-то о пластической хирургии? Из телевизора и интернета, где скандальные истории про осложнения после операции демонстрируют исключительно, чтобы добавить информации сенсационности… Это же куда «привлекательней», чем, к примеру, сюжет о пациенте, которому врачи восстановили лицо после обширного ожога или травмы.
К сожалению, некоторые сенсации и мифы о пластической хирургии появились с подачи самих специалистов. Ряд клиник до сих пор позиционирует сложные хирургические вмешательства как простые и безобидные. К «простым» операциям часто относят липосакцию, которую пациенты воспринимают как быстрый способ похудеть.
![]() |
Однако специалистам известно: это сложное вмешательство имеет высокий риск послеоперационных осложнений. Липосакция не решает проблемы ожирения, а лишь позволяет скорректировать участки локального отложения или деформации подкожно-жировой клетчатки. Важно, что для успешного выполнения этой операции нужна соответствующая предоперационная подготовка и оснащение клиники.
Георгий Эдуардович, вы как главный пластический хирург края пытаетесь развеять подобные заблуждения, просветить пациентов?
Георгий Карапетян: В рамках так называемой санитарно-просветительской работы просвещать нужно не только пациентов. Многие медицинские работники, не имеющие отношения к специальности «пластическая хирургия», не всегда верно понимают тонкости предстоящих вмешательств. Они транслируют свое мнение пациентам, которые, безусловно, доверяют умозаключениям докторов и делают свои выводы. Поэтому необходимо ликвидировать «информационный голод» на уровне медицинских вузов, когда будущие специалисты только постигают профессию. Отмечу, что с 2008 года на базе нашей клиники проходит аттестационный и сертификационный циклы по пластической хирургии для врачей хирургических специальностей.
Если у докторов будет правильное представление о пластической хирургии, то и пациенты избавятся от стереотипов. Это не значит, что всем нужно бежать к хирургам и что-либо менять. Важно, чтобы формировалось здоровое общественное мнение, чтобы было понимание реальных проблем и наличия возможностей их решения.
Как выбрать клинику и пластического хирурга?
Даже если у человека нет предрассудков о пластической хирургии, и есть показания к операции, решиться лечь под нож непросто. Что вы посоветуете тем, кто готовится к пластической операции? Что нужно учитывать, выбирая клинику? Как найти хорошего хирурга?
Георгий Карапетян: Ответы, в общем-то, стандартны для любой специальности! Прежде всего клиника должна иметь соответствующую лицензию, подразумевающую современное оснащение, наличие специалистов (желательно нескольких профилей) и т.д. Важно, чтобы в клинике была возможность выполнять полноценные реанимационные мероприятия, обеспечить интенсивную терапию. Многопрофильное учреждение, безусловно, всегда в выигрыше, поскольку вопросы смежных специальностей там решаются легко и быстро.
Любому пациенту важно знать, к какому специалисту он идет на лечение. Некоторое представление о враче даст общая информация: стаж доктора, сложность выполняемых им вмешательств, связь с профессиональной ассоциацией, научно-практическая деятельность и многое другое.
В то же время, чтобы не сделать ошибочного вывода об уровне специалиста, не советую заострять внимание на нескольких мнениях о хирурге из интернета, на наличии в его практике того или иного осложнения. Осложнения случаются, к сожалению, у любого врача. Однако возможности любой современной клиники и специалиста позволяет достаточно успешно бороться с возникающими проблемами.
На консультации пациенты часто стараются разузнать все технические и технологические нюансы предстоящего хирургического вмешательства, хотят вникнуть во все детали операции. Это едва ли возможно, да и нужно ли? Нужно найти специалиста, которому вы будете доверять, и он обязательно объяснит вам все ключевые моменты операции. Я всегда повторяю пациентам: не пожалейте времени, сходите на консультацию к нескольким врачам. Когда встретите «своего» хирурга, сомнения и страхи сами уйдут.
Задать вопрос пластическому хирургу. Онлайн. Бесплатно.
Беседовала Анастасия Леменкова
Читайте также: