18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Неговорящий ребенок: что делать?

Фото Нетрадиционная артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Фото Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Фото Что делать, если ребенок не произносит или переставляет слоги

Фото Если у ребенка нарушен прикус: о миофункциональных нарушениях

Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...


Как лечить сенсорную алалию?

    Комментариев: 0     версия для печати
Как лечить сенсорную алалию?

Сенсорная алалия: причины и симптомы

 

Готового рецепта избавления от сенсорной алалии, пожалуй, нет. Но есть система коррекционной работы, которая дает неплохие результаты на протяжении последних пяти лет. Кроме логопедического вмешательства обязательно потребуется медикаментозное лечение и тесное сотрудничество с психоневрологом, который может посоветовать такое эффективное средство, как метод «Томатис» – аудиотерапию, стимулирующую сенсорные функции мозга.

 

Логопедическая система коррекционной работы с сенсорным алаликом включает в себя несколько этапов, о которых поговорим подробно. Следует заметить, что работа предстоит долгая – 2-4 года, методичная и, по возможности, непрерывная. 

 

Ориентировочный этап

Основными задачами логопеда при коррекции сенсорной алалии являются воспитание у ребенка сознательного анализа системы речи, активизация фонематического слуха и восприятия. До начала коррекционных занятий необходимо понаблюдать за ребенком, собрать о нем как можно больше сведений, выявить круг интересов и возможностей, понять окружение, быт, условия жизни, с кем общается, то есть взять то, что у него есть в багаже. На это может уйти от одного до двух месяцев.

 

Начинать работу с речью на этом этапе не имеет смысла. На первых учебных занятиях необходимо провести широкую педагогическую работу по выработке у ребенка внимания, подражательной деятельности, выявлению работоспособности, устойчивости интересов. Проще говоря, ребенка необходимо усадить за пустой стол, (чтобы он меньше отвлекался), выдавая поочередно необходимые материалы: доску Сегена, почтовый ящик, мозаику, пазлы, разрезные картинки, материал Монтессори. Попросить его собрать предложенные картинки, если он затрудняется, показать образец. Работа ведется на основе зрительной подражательности с минимальным использованием речи. Основная цель на этом этапе – вовлечь ребенка в учебный процесс, заставить концентрировать внимание на предмете, научить понимать несложные инструкции: «Собирай, возьми, поставь, положи, дай».

Также уточняется степень восприимчивости ребенка к неречевым звукам. Речевое обращение ограничивается, беспорядочная речь малыша (логорея) затормаживается, с ним общаются жестами, мимикой. Для начала надо попасть в поле зрения ребенка и выполнять целенаправленные действия с предметами. То есть надо что-нибудь делать так, чтобы ребенок смотрел, зафиксировать взгляд «глаза в глаза». Необходимо учитывать тот фактор, что работоспособность сенсорных алаликов низкая, от двух и более минут, поэтому к ним надо обращаться несколько раз, чтобы продолжить игру или упражнение. Если у ребенка нет отрицательной реакции на шумы и звуки, можно начинать работу по дифференциации звукового и шумового рядов. Берутся сначала два звука неречевого характера, например, погремушка и бумага. Звуки должны быть непохожими, повторять их нужно многократно 100 и более раз, чтобы ребенок понял, чего вы от него хотите: «Покажи, что шумит погремушка или бумага?».


Этап организации и координации

Если ребенок научился дифференцировать два звука, то постепенно вводятся другие звуки, например, шум воды, дудочка, увеличивается шумовой ряд. Инструменты, игрушки, предметы надо обязательно дать ребенку подержать в руках и действовать с ними, объясняя значение: «это дудочка, будем в нее дуть, подуй, вот так» и т.п. Следует избегать хлопков, стука по столу, топанья по полу, так как ребенок начинает воспринимать не звук, а колебания и вибрацию по костной проводимости. Работа над неречевыми звуками – начало формирования психофизиологических основ речи, развитие произвольного внимания, акустических и зрительных установок и дифференцировок.

 

Перед тем как переходить к работе над речевыми звуками, необходимо создать ситуацию зрительного и слухового голода и в детском учреждении, и дома. Из комнаты малыша убираются игрушки, книги, телевизор, компьютер, видео, гаджеты. Такая ситуация закрепляется на несколько дней. Ребенок успокаивается, и у него повышается восприимчивость к звукам. Для привлечения его внимания надо стараться все время попадать в поле его зрения, смотреть в глаза, обнимать. Затем берутся два далеких друг от друга речевых звука, (гласный и согласный), которые подкрепляются картинками. Например, тигр – «ррррррррррр» и картинка. «Иииииии» -  как ослик кричит? (картинка ослика или иглы).

 

Затем ребенка просят показать картинку по звуку логопеда «Р» или «И». Картинки должны ассоциироваться с речевыми звуками в конкретной ситуации и становятся их обозначением. Важно, чтобы значение звука было строго зафиксировано, постепенно диапазон звука увеличивается. Затем берутся три звука: «Р», «И», «А». И отрабатываются по аналогичной схеме. Когда накопится небольшой звуковой опыт, можно предложить звукосочетания. Например, ослик «И-А».

 

Основная задача – пробудить интерес к звукам окружающего мира, речевым звукам, желание и возможность подражать им. Все удачные попытки ребенка воспроизвести звуки обязательно поощряются похвалой: «Какой ты молодец!» Возможно и материальное вознаграждение: конфета или желанная игрушка. Далее можно переходить к различению слогов, также закрепляя их предметно: «мяу» и «му», «ап» и «ам», «кап» и «тук», «ау» и «уа». В работе следует избегать трудностей для слухового опознавания таких звукосочетаний и слов как: «кт», «ств», «вздр».

 

Затем можно переходить к освоению слов. Первые слова должны быть не похожи ни по звучанию, ни по смыслу, ни по структуре. Каждое слово при его произнесении должно получать зрительное, слуховое и двигательное подкрепление, то есть при озвучивании слова необходимо показать картинку с подписью. Используется зрительный и зеркальный контроль: чтение с губ либо перед зеркалом, либо надо повернуться лицом к ребенку. Первое слово произносится с неизменной интонацией, которая впоследствии становится ведущей опорой при определении смысла слова и его соотнесенности с предметом или действием. Пассивный словарь ребенка формируется медленно, так как долго идет понимание каждого слова. Для подкрепления образов слов можно использовать схемы, модели, буквы, наглядные действия. Например, «руки вверх» – поднять руки, затем показать картинку, а только после попросить выполнить инструкцию без опоры на наглядность.

При работе с сенсорным алаликом необходимо учитывать ту особенность, что ребенок быстро утомляется, поэтому раздражается, отвлекается. При проявлениях беспокойства или заторможенности следует сменить вид деятельности. Дозировка занятий с ребенком от 3 до 5 лет с речевой нагрузкой – до 20-30 минут, (постепенно с возрастом увеличивая время до 40 мин.). Ежедневные занятия желательны 2-3 раза в день. Нужно чаще  проводить динамические учебные паузы. В играх и упражнениях ребята учатся определять характер звуков, силу, длительность, реагировать на них деятельностью. Например, застучали в бубен – поворот и т.п.

Коррекционно-развивающий этап

Когда ребенок начнет понимать значение отдельного слова, необходимо отработать его несколько раз в ходе предметно-практической деятельности. Например, СОК. Показываем в упаковке, затем в действии: наливаю СОК, переливаю СОК, отливаю СОК. Важно усилить совпадения, переносить одно понятие в разные контексты, поощрять ребенка за правильность. Например, освоение понятия ПЛАТЬЕ: ПЛАТЬЕ надевают на куклу, ПЛАТЬЕ одела мама, ПЛАТЬЕ нарисовано на картинке и т.п. Логические и тематические цепочки сначала отрабатываются в действиях, затем на картинках. Будем есть – подходим к столу, будем мыть посуду – подходим к раковине.

Важно, чтобы дети начинали понимать значение нескольких слов. Сначала они понимают одного человека, затем количество «собеседников» увеличивается, реагируют не только на голос другого человека, но и на интонацию. С такими детьми порядок действий или виды деятельности целесообразно выстраивать в картинках и схемах. Есть система пальцев руки:

  • Мизинчик – будем рисовать,
  • Безымянный – что надо: бумага, карандаш,
  • Средний – ножницы, клей,
  • Указательный – действия, как будем рисовать, например, снеговика: нарисуем один большой кружок, потом поменьше и самый маленький и т.п.

Постепенно у ребенка формируется понимание лексических и грамматических категорий, тематических групп слов: шкаф, кровать, стол – это мебель. Чтобы ребенок читал и видел слово, обозначающее предмет для закрепления используют круги Эйлера.

После долгих целенаправленных занятий у сенсорных алаликов сначала исчезают акустические неточности, они начинают лучше воспринимать чужую речь, а позже и в собственной речи допускают меньше ошибок. Детей учат выслушивать фразу до конца, понимать ее смысл. Логопед помогает разделить речевой поток на фразы и предложения. Затем учит воспринимать несколько предложений целостно. Выработка четких ориентировок проводится по схеме: Слушай. – Покажи. – Назови. На этих установках также формируется грамматический строй речи. Начинается работа со словами омонимами, паронимами, синонимами, антонимами. По мере накопления словаря ведется работа со слоговой структурой слова.

 

С сенсорными алаликами будет эффективным не звукобуквенный путь обучения грамоте, а метод глобального чтения. Он расширяет артикуляционные и акустические возможности, а по мере овладения чтением начинает формироваться аналитико-синтетическая деятельность. Обучение грамоте нужно начинать как можно раньше, поскольку в школе у большинства детей выявляется дисграфия и дислексия.

 

Закрепительный этап регуляции и корректировки

На последнем этапе с ребенком прорабатываются лексические темы с целью пополнения словаря существительными, прилагательными, глаголами и другими частями речи. Начинается работа по освоению абстрактных понятий, простейших математических вычислений, осваиваются навыки пересказа. Проводятся уроки на составление рассказа по картинке в вопросно-ответной форме с постепенным переходом к самостоятельному осмысленному рассказу. Работа со звуками ведется также как при ОНР (общее недоразвитие речи) в три этапа: постановка, автоматизация, дифференциация.

 

Динамика развития сенсорных алаликов очень разная. Часть детей выходит в норму в начальной школе, часть детей остаются проблемными. Это зависит от степени нарушения, от качества оказываемой помощи, от отзывчивости ребенка к занятиям и отношения родителей к учебному процессу.

 

Остались вопросы? Задайте их логопеду. Онлайн. Бесплатно. 

 

Автор Юлия Савельева 




Ключевые слова: лечение сенсорной алалии, коррекционная работа при сенсорной алалии, недоразвитие речи,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх