18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Расписание движения поезда здоровья "Святой Лука" в ноябре 2019 года

Фото Опубликованы анкеты 9 детей, которые ищут своих новых родителей!

Фото Опубликована монография «Трудные анестезии»

Фото На портале открылся кабинет логопеда-дефектолога Анастасии Гороховой

Фото Опубликована монография «Стресспротекторы и антиоксиданты в комплексно...

Фото Опубликованы циклы повышения квалификации врачей на 2018 г. в медвузах...

Фото Опубликована монография «Хирургический стресс и его коррекция» (избран...

Фото На портале опубликованы новые лекции-презентации для врачей

Фото Главврач и директор Сибмедпортала поздравляют с Днем медицинского рабо...

Фото На портале открылся кабинет директора Центра ядерной медицины СКЦ ФМБА...

Фото На портале опубликована статья Ж.Ж. Рапопорта «Целевые аспиранты»

Фото Опубликована монография "Премедикация и обезболивание в стоматологии"


Новые дети – новые стандарты в образовании. Что изменится с введением ФГОС?

08 октября 2015 г.     Комментариев: 0     версия для печати
Новые дети – новые стандарты в образовании. Что изменится с введением ФГОС?

С 1 сентября 2015 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в основной школе (5-9 классы), а еще раньше с 1 января 2014 года ФГОС утвердили в дошкольном образовании. Начальная же школа пробует работать по названному стандарту уже третий год. Каковы результаты инновационной деятельности педагогов и чем вызваны изменения в образовательной сфере, обсуждаем с психологом, доцентом кафедры дошкольного образования и логопедии ТГПУ кандидатом психологических наук Еленой Дмитриевной Файзуллаевой.

 

Зачем придумали компетенции и компетентность?

Точкой отсчета глобальных изменений в образовании считается Болонский процесс 1999 года. Его цель – унификация и гармонизация системы образования и создание единого образовательного пространства, где каждая страна выступает как национальная система со своими культурными традициями. В последнее время происходит переоценка образования, поскольку было обнаружено, что молодежь, выходящая из школы, совсем не приспособлена к добыче знаний. Прежняя система образования была ориентирована на приобретение готовых знаний, с введением ФГОС предполагается, что ученик научится сам добывать и использовать знания, доступными ему способами. По сути, это и является компетентностью: как и где человек будет искать нужную информацию, в интернете, в книге или спросит об этом соседа. Компетенция, если говорить простым языком, это набор знаний, умений, навыков вкупе с качествами личности, с помощью которых субъект будет искать собственный путь развития. Задача учителя – быть проводником между учеником и знаниями, а не выносить информацию на блюдечке с голубой каемочкой. Ученик же должен научиться прикладывать максимум творческих усилий, чтобы добиться желаемого результата не только в обучении, но впоследствии и в жизни.

 

 

Очень хорошо, что сегодня, наконец, заметили, что менять систему воспитания нужно не со школы, а с детского сада. В дошкольном возрасте закладываются основы национального сознания, формируются стереотипы мышления, стойкие отрицательные предубеждения, отношения к системе знаний. И именно из маленького человечка нужно лепить творческую личность с активной жизненной позицией. Детский сад – как раз то место, где ребенку можно не торопясь, методично привить первичные познавательные и учебные навыки. Сейчас, приходя в первый класс, дети уже умеют читать и писать. Этому они имеют возможность и потенциал обучиться еще в детском саду, не без помощи родителей, конечно. Дошкольное образование – это та структура, где родители и педагоги должны тесно сотрудничать, в школьный период эта связь несколько ослабевает. Поэтому надо спешить обучить дошкольника чтению и пониманию прочитанного перед школой, чтобы он пользовался этими навыками как инструментом для открытия нового знания. Вот для чего введен ФГОС в дошколку.

 

Особые дети

– А не будет ли перегружен мозг ребенка-дошкольника этими новыми знаниями?

 

– Когда я работала в детском саду, – говорит психолог, – неоднократно замечала, что воспитатели не справляются с некоторыми детьми. «Мы как будто говорим на разных языках», «он (или она) как будто на другой волне» – часто слышала от педагогов. В этом есть доля правды. Это какие-то особые дети, они, действительно не совпадают по энергетике со взрослыми. Не зря сейчас говорят о детях-индиго, кристаллических детях. У современных малышей специалисты фиксируют преобладание бета-ритмов мозговых волн над альфа-ритмами. Альфа-ритмы (8-14 Гц) обнаруживаются у людей в спокойном расслабленном состоянии. Бета-ритмы (14-40 Гц) говорят об активной деятельности коры головного мозга. У детей ранее фиксировалось всего 3 вида мозговых волн: дельта-ритм (1-4Гц), тета-ритм (4-8Гц) и альфа-ритм. Бета-ритм у детей раннего возраста отсутствовал, так как не сформирована произвольность, память, логическое мышление.

 

 

В последнее время, как говорят, процессы ускоряются, меняется пульс планеты, ученые связывают это с изменением ритма мозга. У детей-индиго отсутствует низкочастотный альфа-ритм, мозг работает на несколько частот выше, чем у среднестатистического взрослого. Поэтому многие дети оказываются наиболее подготовленными к изменениям окружающей среды, к восприятию информации, к проявлению интеллектуальных и творческих способностей. Ведь наличие бета-ритма говорит о высокой активности мыслительных процессов: анализа, синтеза, логики, памяти, интеллекта. Увеличение детей с бета-волнами связано с технологизацией современного мира. Уже с 1-2 лет детей усаживают за компьютеры и телевизоры, именно при просмотре которых мозг работает в бета-режиме с доминированием левого полушария. Учитывая физиологические особенности каждого ребенка, и строится система обучения, начиная с детского сада, с преобладанием индивидуального подхода.

 

– Чего ждут от ребенка на выпуске из школы по новым федеральным стандартам?


– У Льва Толстого есть хорошее высказывание: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Хорошо, что сейчас чиновники от образования пришли к мысли о применении той самой гуманистической педагогики, которая ранее была описана в трудах многих выдающихся педагогов. Образовательный процесс становится более личностно-ориентированным и системно-деятельностным. На выходе ожидают увидеть разносторонне-развитую, творческую, мобильную личность, умеющую решать задачи разного порядка комбинированными способами.

 

 

Каким должен быть современный педагог?

– Стандарты написаны, но внедрить их в жизнь оказывается не так просто, работники образования в негодовании, как на практике работать по этим стандартам?


– ФГОС еще лет десять будет «притираться» к реальности, так как требует соблюдения нескольких условий, одно из которых – подготовленные кадры. В системе дошкольного и школьного образования работают люди, средний возраст которых – 40 лет. Ситуация требует перестроиться на ходу, что людям «старой закалки» дается с трудом. Очень сложно одномоментно изменить систему уже сформировавшегося шаблонного мышления, поэтому акцент нужно делать, прежде всего, на подготовку, переподготовку кадров. Кроме того, и родителям стоит изменить подход, если ранее предполагалось, что сад и школа всему научат, то теперь – родители активные участники педагогического процесса и учить будут своего ребенка не меньше учителя. Также потребуется хорошая материальная база, интерактивные доски, наглядный материал. Сложно применить на практике многие аспекты ФГОС, поскольку и по времени еще непонятно, на что, сколько тратить и программы писать по-новому учиться надо. А главное не разработана методическая база, приемы, с помощью которых будут внедряться основные государственные требования.

 

– Каким должен быть современный педагог согласно ФГОС?


– Основное новообразование данного стандарта – упразднение авторитарного стиля общения ученика и учителя. Кроме того, от педагога потребуется быть еще и психологом, знать возрастные и физиологические особенности детей, уметь подстраиваться и перестраиваться во время урока, усиливать мотивацию к познавательной деятельности, организовывать индивидуальные и групповые формы на уроке. Урок должен быть развивающим, с поисковыми ситуациями, где четко ставятся цели, совместно намечаются пути решения проблемы. Учитель направляет учащихся на сотрудничество друг с другом и с учителем, учитывая их возможности, стремления, настроения. Выполнение заданий четко рассчитывается по времени, с учетом обратной связи: ученик-учитель. Познание окружающего мира можно организовывать в форме экскурсий, дискуссий и с помощью самостоятельного изучения материала. Выбор метода для внедрения деятельностного подхода – это проявление педагогического мастерства, инициативы и искусства. Что потребует от учителя быть открытым и не бояться перемен, сохраняя профессионализм и желание раскрыть таланты и способности каждого ученика.

 

Что в перспективе?


– Многие боятся, что сегодня ввели ФГОС, апробировали, завтра введут что-то еще и снова надо разрабатывать схемы, менять программы, заново привыкать к инновациям?


– Образование – это открытая система, а потому ей свойственно меняться, и это надо принять как должное. В том то и смысл системы – быть взаимопроникновенной, взаимозаменяемой, взаимодополняемой, текучей, гибкой и мобильной. Это даже не особенность системы образования как таковой, это особенность современной жизни в целом. Меняется ритм, меняются дети, меняется концепция воспитания – поэтому и подход к образованию должен быть соответствующим. Мы и воспитываем личность, готовую к любым изменениям. И это, по-моему, – неплохо: попробовали один стиль, не пошел, пробуем другой.

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: ФГОС, образовательные стандарты,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх