Афазия – полная или частичная потеря речи вследствие поражения головного мозга. Это состояние, когда больной не может говорить, хотя интеллект и органы артикуляции функционируют в полном объеме, или говорит «че попало», напоминая своей речью текст телефонограммы.
Афазия встречается чаще всего у пожилых людей, перенесших инсульт. Однако разрушение речи бывает у молодых и даже у детей, перенесших инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга. Форма афазии зависит от того, какой участок мозга был поражен. А от формы зависит то направление, в котором будут работать специалисты по восстановлению речи.
Диагностика афазии
Раскрытием механизмов этого сложного заболевания занимаются специалисты разных направлений: нейрофизиологи, неврологи, логопеды, психологи и др. Диагноз ставится после того как будет определена локализация поражения отделов мозга. Сложность расстройства зависит от величины очага, характера нарушения кровообращения и особенностей сохранных компонентов речевой деятельности.
Известно, что высшие психические функции человека осуществляются в результате работы коры двух полушарий мозга и его подкорковых структур. К афазии приводит поражение доминантного полушария, правого – у левшей и левого – у правшей.
Так лобные доли коры производят программирование, регуляцию психической деятельности и коррекцию ее результатов. Правая лобная доля осуществляет выполнение неречевых действий, левая – ответственна за движение языка и всего туловища, планирует речемыслительную деятельность, прогнозирует ее воздействие на ситуацию. Височные доли коры отвечают за восприятие на слух и понимание речи. Правая височная доля улавливает и дифференцирует неречевые звуки, левая – в ответе за восприятие, как отдельных звуков языка, так и их синтез в группы слов. Затылочные доли коры выполняют функции сбора и обработки информации посредством зрения, теменные доли – посредством тактильно-кинестетического чувства.
Диагностика активности функций коры головного мозга при афазии проводится по следующим направлениям:
Определение способности к речевому общению – беседа с пациентом, в результате которой выявляется полнота устной речи, понимание речи окружающих, степень речевой активности.
Обследование понимания речи. Проверяют, как больной на слух воспринимает и выполняет многоступенчатые инструкции, задания на поиски нужного предмета, может ли пересказать прослушанный текст, понимает ли смысл высказываний, как выстраивает грамматические конструкции, может ли повторить звуковой ряд.
Изучение активного словаря, знание пословиц и коротких стихов, фонематического слуха, может ли больной повторить слова разной степени сложности, назвать предметы по картинкам, составить фразы и связный рассказ.
Обследование письменной речи, чтения и счета.
Исследование пространственного, артикуляционного и динамического праксиса.
Изучение оптического и акустического гнозиса.
Выявление «рукости» (т. е. тесты на левшество-правшество).
Существует несколько классификаций афазий, в нашей стране широкое распространение получила классификация А.Р. Лурия, за рубежом – классификация Лихтгейма-Вернике. Существует еще упрощенная классификация: афазия задней формы – поражение верхневисочных и нижнетеменных зон мозга, и передней формы – повреждение заднелобных отделов. В классических описаниях исследуются не только поражения речевых зон мозга, но и смежных неречевых участков коры.
Особенности развития афазии различны. В случаях нарушения кровообращения и при травмах мозга расстройство речи наступает резко и сразу. При вялотекущих нарушениях кровообращения и постепенного роста опухоли мозга симптоматика афазии проявляется медленно, по мере охвата мозговых зон.
Симптомы афазии
Признаки, симптомы афазии могут быть незаметными для окружающих, так как включаются компенсаторные процессы, скрадывающие недостатки речи. На ранних стадиях развития болезни симптомы могут то проявляться, то полностью исчезать, поэтому трудно провести четкую границу между нарушенной и нормальной речью. Афазия – это системное нарушение, при котором страдает не только произносительная сторона, но и понимание речи, лексико-грамматический строй, чтение и письмо. Симптоматика афазии также проявляется в неврологических и психических отклонениях. Страдают двигательные функции, у больных наблюдаются параличи конечностей, артикуляционных мышц. Нарушаются произвольные движения, приобретенные в течение всего жизненного опыта. Так больной как будто забывает, как пользоваться столовыми приборами, предметами домашнего обихода. Грубо нарушается память, внимание, затормаживаются мыслительные процессы.
А.Р. Лурия выделяет шесть основных форм афазии: акустико-гностическая (сенсорная), акустико-мнестическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, семантическая и динамическая.
Акустико-гностическая (сенсорная) афазия возникает при повреждении верхней височной извилины. Отличительным симптомом сенсорной афазии является непонимание на слух речи окружающих. Утрачивается не только фонематический слух, но и способность различать тембр голоса, интонации, дифференцировать неречевые звуки: шум воды, скрип двери и т.п. Грубо нарушается письмо, наблюдается акалькуляция – неумение считать. У больных сенсорной афазией, как правило, не нарушена двигательная функция, а отсутствие самоконтроля за речью приводит к тому, что они не сразу осознают свою болезнь, поэтому становятся подвижны, разговорчивы. Изменяется и понимание значения слов, разные по смыслу наименования воспринимают одинаково (трость-гость-гвоздь). На просьбу показать на картинке бочку, показывают на почку. Вследствие нарушения фонематического слуха возникают литеральные парафазии – неуместное употребление звуков в слове или их замена. Чтение остается наиболее сохранной функцией, поскольку привлекаются оптический и кинестетический анализаторы.
Акустико-мнестическая афазия
Причина акустико-мнестической афазии – поражение средних и задних отделов височной области. Характеризуется такими симптомами, как снижение слухоречевой памяти вследствие торможения слухового контроля. При восприятии на слух каждого нового слова больной теряет понимание предыдущего, отсюда возникает неоднократное повторение одного и того же слога или слова. Афазик, страдающий акустико-мнестической формой, не может повторить подряд 3-4 слова с разным значением. Например, небо, рука, трава, ложка, повторяет или первое, или последнее слово. Фонематический слух и правильная артикуляция при этом сохраняются, отчего возникает многословие, компенсирующее трудности общения. Страдает номинативная функция речи, пересказ по сюжетным картинкам. Непонимание значения слов приводит к вербальным парафазиям – заменам слов в предложении, слиянием одного слова в одно на письме. Вместе с письмом нарушается счет и чтение.
Семантическая афазия возникает при повреждении теменно-затылочного отдела доминантного полушария. У больного наблюдаются трудности в подборе нужного слова при назывании предметов, вместо существительного могут сказать глагол или прилагательное, описывающие свойства или функции этого предмета. Заменяют слово целой фразой (вербальные парафазии). Например, вместо слова стул говорят белый сидеть. Утрачивают понимание пословиц, метафор, крылатых выражений, неправильно выстраивают лексико-грамматические конструкции. При скудности лексики артикуляция сохранна. Письменная речь отличается аграмматизмами, стереотипностью фраз, отсутствием сложноподчиненных предложений и сокращением числа прилагательных.
Афферентная моторная афазия
Эта форма заболевания – афферентная моторная афазия – следствие поражения постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга. Один из вариантов афферентной моторной афазии – нарушение пространственного праксиса различных органов артикуляции, неспособность произнести слова в спонтанной речи. Хаотичное движение языка и губ приводят к смешениям или заменам звуков в слове. Это объясняется отсутствием кинестетической оценки уровня смычки органов артикуляции при производстве речи. Больные, страдающие афферентной моторной афазией, дробят закрытый слог на два открытых, упускают согласные звуки (тап-ки – та-ки). Также страдает и понимание речи, поскольку не распознают на слух слова со сходными по месту и способу артикуляции звуками. Не осознают разницу между глаголами, обозначающими пространственные отношения (забежать, обежать), испытывают трудности в понимании косвенных падежей личных местоимений.
Второй вариант («проводниковая афазия») характеризуется относительно сохранной ситуативной речью, но высказывания клишеобразны. Нарушено повторение, называние слов и предметов. Отсюда и возникают перестановки слогов (но-га – га-но), пропуски гласных, но сохраняется зрительное представление о наличие звука в слове, например, при пропуске буквы «ё»больной ставит точки над соседней буквой. Обычно, при афферентной моторной афазии грубо нарушено чтение и письмо, это зависит от степени тяжести оральной апраксии. На письме, как и в устной речи, происходит смешение, пропуски звуков. В отдельных случаях письмо сохранно, что объясняется апраксией глотки и гортани, которые служат лишь преднастройкой для всех артикуляционных движений.
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных отделов лобных долей головного мозга (центр Брока), сопровождается такими симптомами, как нарушение движений и трудности усвоения двигательной программы. В тяжелых случаях при нарушении кровообращения после инсульта может полностью отсутствовать речь. Страдает двигательная функция артикуляционного аппарата, поскольку запаздывает сигнал о начале и прекращении речевого акта, что вызывает инертность, стереотипность речи, персеверации – повторы одного и того же слога или слова. Больной не может своевременно переключиться с одной артикуляционной позы на другую, отчего страдает экспрессивная речь. Трудности возникают в повторении серии звуков или слогов, в назывании предметов. В разговоре больные пропускают глаголы, предлоги, проглатывают окончания. Речь аграмматична, напоминает телеграфный стиль. В письменной речи путают порядок букв в слове, затрудняются в выборе правильной буквы. В тяжелых случаях чтение и письмо полностью невозможны. В легких случаях больной может записать слово на слух, пропуская звуки на стыке согласных или переставляя их. Нарушается и понимание речи, особенно переносный смысл выражений и многозначных слов.
Динамическая афазия
Динамическая афазия отмечается поражением заднелобных отделов доминантного полушария, которые отвечают за планирование и регуляцию речевой деятельности. Следовательно, трудность возникает при построении развернутого высказывания, а в тяжелых случаях и полная его невозможность. При этом больной правильно произносит отдельные звуки, слова и короткие предложения, поскольку артикуляционных трудностей нет. Но в ситуативной речи отмечается общая аспонтанность, эхолалия и эхопраксия, когда афазик повторяет за человеком не только слова, но и движения губ. Нарушение внутреннего планирования речи приводит к примитивности синтаксических конструкций, наличию аграмматизмов и речевых шаблонов, трудностям пересказа. Функции чтения и письма не повреждены.
Смешанные формы
Часто у больных афазией встречаются комплексные симптомы. Поэтому формы афазий смешиваются: эфферентная с динамическим компонентом, сенсомоторная, афферентно – эфферентная афазия. Эти и другие формы заболевания требуют разработки тщательного плана по восстановлению всех видов речи. Об этом читайте в следующем материале.
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача.
Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.