18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

Фото Чтобы детсад не превратился в ад…

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Как защитить подростка от агрессии?

Фото Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

Фото Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе

Фото Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Фото «С Семой я по-новому прочувствовала материнство»


Синдром дефицита внимания и гиперактивности: советы родителям

    Комментариев: 1     версия для печати
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: советы родителям

Невролог поставил вашему ребенку диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)? Не огорчайтесь столь сильно, все можно подкорректировать. Этим синдромом в свое время страдали Черчилль, Моцарт, Эйнштейн, Эдисон. Неусидчивые дети часто наделены хорошей интуицией и творческим мышлением, а при хорошей совместной работе родителей, врача, педагога и психолога можно добиться хороших результатов. Советы дает психолог томского детско-юношеского центра Елена Акимова.

 

Симптомы синдрома дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое для диагностики нарушение, диагноз ставится после 3 лет, симптомы ярко проявляются до 7 лет, в школьном периоде сохраняются остаточные явления. К подростковому возрасту у 70% детей наблюдаются некоторые симптомы синдрома, которые позже сохраняются у 2/3 взрослых. По статистике подростки с подобным синдромом отличаются асоциальным поведением, злоупотребляют алкоголем, наркотиками, большинство детей не заканчивают школу. Среди взрослых 20% проявляют физическую агрессию, часто попадают в автокатастрофы, склонны к суициду. Основными симптомами синдрома дефицита внимания являются:

 

Неусидчивость, беспокойство в движениях. У ребенка, словно моторчик внутри, он не может регулировать свое поведение, все время ерзает, подскакивает, бежит. Такие дети обычно спят меньше, чем нормальные дети с самого рождения. Не умеют тихо играть, совершают много лишних бесцельных движений.

 

Нарушена целенаправленность и концентрация внимания. Малыш не обращает внимания на детали, не заканчивает начатое дело, даже когда остаются последние штрихи. Избегает контакта «глаза в глаза», тяжело сосредотачивается, не умеет слушать. Выбирает занятия, которые интересны лишь ему, но может также легко, как начал, бросить это занятие. Часто отвлекается, не любит выполнять «трудные» задания, которые требуют умственных усилий. Не умеет выполнять инструкции, состоящие из нескольких шагов, при выполнении односложных заданий допускает много ошибок.

 

Инфантильность в поведении, резкие нервные выпады, агрессивность, проблемы в интеллектуальной деятельности, трудность коммуникации с окружающими людьми.

 

Заниженная самооценка. Ребенок думает: «со мной что-то не так, почему другие дети могут сделать, а я нет». Возникают депрессии, поэтому важно поставить диагноз в раннем возрасте для предупреждения вторичных отклонений: тревожности, агрессии, зависимостей, суицида.

Причины гиперактивности детей

Принято считать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – проявление современное, однако оно было и раньше. Большинство родителей детей с этим синдромом в детстве демонстрировали похожее поведение. Можно констатировать, что во многих случаях (75%) синдром дефицита внимания и гиперактивности носит наследственный характер. Единой причины появления данного расстройства ученые так и не нашли. Были выдвинуты предположения, что провоцирующим фактором является легкое повреждение мозга по причине разных вредных воздействий во внутриутробном, перинатальном и постнатальном периодах. После рождения ребенка возникновение симптома СДВГ обусловлено разного рода инфекциями. В 93% случаях гиперактивность вызвана повреждением коры правого полушария.

Влияние пищевых добавок и консервантов

В последнее десятилетие многими учеными были выдвинуты также другие точки зрения о природе происхождения данного заболевания. Одна из версий: воздействие искусственных пищевых добавок, консервантов и красителей в продуктах питания, в частности сахарозы и салицилатов. В нашей стране эта проблема возникла в связи с большим импортом детского питания, не прошедшего сертификацию. Однако после тщательного исследования версия о влиянии пищевых добавок и сахарозы считается преувеличенной. Но было замечено, что при использовании низкосалицилатной диеты Файнголда поведение легковозбудимых дошкольников улучшилось. Данная диета исключает из рациона продукты с искусственными красителями, синтетическими подсластителями и продукты, содержащие натуральные салицилаты: маслины, жасмин, кофе, апельсины, земляника, яблоки, абрикосы, слива, вишня, малина, крыжовник, виноград, изюм и др.

Влияние окружающей среды

Одна из причин – воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды. Экологическое бедствие, которое сейчас переживают все страны, несомненно, оказывает определенное влияние на рост нервно-психических заболеваний. Мы вдыхаем все больше диоксинов – сверхъядовитых веществ, образующихся при обработке и сжигании хлорированных углеводов, применяющимися, как в промышленности, так и в домашнем хозяйстве. Отравление газами приводит к канцерогенному и психотропному действию на организм ребенка во внутриутробном периоде. А загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов (молибден, кадмий, соединений цинка и хрома) ведет к врожденным аномалиям расстройства ЦНС. Установлена связь синдрома дефицита внимания и гиперактивности с интоксикацией свинцом, который содержится в выхлопных газах и промышленных красках, использующихся при ремонте помещений. Из лекарственных средств очень опасныбарбитураты, бензоадизепины.

Родовые травмы

В последнее время среди многих врачей бытует мнение, что синдром дефицита внимания и гиперактивности отягощен неблагоприятным акушерским анамнезом. Прокол плодного пузыря во время родов, стимуляция схваток искусственными гормонами: окситоцином и простагландинами – все это приводит к родовым травмам, вследствие которых возникают неврологические патологии.

Социальный фактор

К социальным факторам возникновения СДВГ относят следующие: неполная семья, низкий уровень образования родителей, частые конфликты в семье, материнская и социальная депривация, некорректное воспитание, педагогическая запущенность.

 

Помощь родителям

 

Лечение (коррекция поведения)

Погооворим о том, в чем же заключается лечение, коррекция синдрома гиперактивности. Родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должны понимать, что их ребенок на особом положении, – говорит Елена Акимова, – надо быть хорошим адвокатом своему малышу, ему следует помочь. У непоседы всегда появляются какие-то новые идеи, занятия, у него богатое воображение, но он не может ответить на три вопроса подряд или сделать что-то быстро. «Не спеши», – положа руку на плечо, если он снова отвлекся, говорит мама. Чтобы вернуть и сконцентрировать внимание, надо сделать занятие более увлекательным и разнообразным, таким детям трудно делать скучную работу. Им необходима индивидуальная помощь, они эффективнее работают под наблюдением и контролем взрослого, нуждаются в наставнике. Родители должны быть готовы встать на место сына или дочери, посмотреть на себя их глазами, верить в успех малыша, контролировать свои чувства и эмоции.

 

 

Во время занятий с ребенком родители не должны давать ему слишком большую нагрузку. Все задания необходимо разделить на три коротких периода. Гиперактивные дети наиболее продуктивны в первую половину дня. Требуя привлечь к себе внимания, они нуждаются в более частых поощрениях, похвалах для ощущения чувства собственного успеха. Не следует быть слишком строгим к аккуратности ребенка. Все задания необходимо делать несколько раз вместе с малышом, чтобы закрепить новые навыки. Избегать многоступенчатых инструкций, ведь ребенок не может долго удерживать внимание. Заранее нужно проконсультироваться с педиатром, который назначит медикаментозное лечение, а также с психологом, который поможет составить план управления особым ребенком.

 

Родителям необходимо прийти к единству требований, структурировать собственное время, выработать строгий режим дня и не нарушать его. Если взрослые в семье страдают немотивированным поведением, частыми сменами настроения, провоцируют конфликты, не уверены в себе или страдают от чувства вины, то им самим нужно обратиться к психологу, возможно, угроза для их ребенка кроется в их поведении. Родителям придется постоянно объяснять другим взрослым: воспитателю в детском саду, учителю в школе и другим, что их ребенок имеет некоторые трудности в выполнении заданий, не надо стесняться, так как от этого во многом зависит развитие ребенка в дошкольном и школьном учреждении. Родители всегда должны быть в курсе всех акций по оказанию помощи, можно создать группы, состоящие из родителей с аналогичными проблемами. В группах работа идет гораздо эффективнее.


Взрослые должны определить, что в поведении ребенка больше всего настораживает. Первым этапом к изменению поведения ребенка является составление совместно с психологом плана общения с ним. Даже очень занятые папы и мамы должны находить 10-15 минут в день, чтобы выслушать своего ребенка, понаблюдать, что он делает, вникнуть и поддержать. Научиться бороться с нежелательными проявлениями отпрыска не только с помощью наказания, но и посредством невмешательства в его действия. Например, ребенок расшвырял игрушки, не спешите их подбирать, пусть потом сам поищет не на место положенную вещь. Если он без разрешения на велосипеде выскакивает на проезжую часть, запретите ему на какое-то время пользоваться велосипедом. Почаще используйте в качестве наказания спокойное сидение на одном месте.

 

Вашему ребенку трудно завести друзей и поддерживать дружбу – помогите ему и в этом, – советует Елена Акимова. Он не обращает внимания на реплики товарища, не может поддержать совместную игру или вмешивается в чужую игру, не соблюдая ее условий, нужно помочь наладить отношения со сверстниками. Дружба для ребенка с СДВГ является важным фактором для достижения успеха, а неудачи снижают самооценку. Придется организовать совместную деятельность с другом: общий выход в песочницу или в театр. Если страсти в общении с друзьями накаляются, надо сделать перерыв в общении. Понаблюдайте за своим ребенком во время общения с товарищами, заметив хорошие проявления с его стороны, наградите его, например, дополнительным просмотром мультфильма. Следует оградить малыша от игр соревновательного характера или требующих выполнения ряда недоступных его понимаю заданий. Полезна двигательная активность, например, равномерный бег.

 

Если родители обнаружили какую-либо связь между употреблением определенных продуктов и изменением поведения малыша, то можно исключить их из питания. Распорядок дня должен быть твердым, система вознаграждений гибкой. Например, за успешное, без переключения внимания выполнение задания можно разрешить пригласить друга или посидеть 30 минут за компьютером. Не стоит давать только директивные указания: «ты обязан сделать вот это», тон должен быть мягким доброжелательным. Указания можно давать не только устно, повесьте на стену четкий перечень, пусть он их видит. Со временем список обязанностей нужно расширять по мере того, как ребенок научился справляться с предыдущими. Прежде, чем он приступит к выполнению новой обязанности, следует показать ему, как это делать, и убедиться, что у него есть все необходимое для выполнения задания в срок. Договаривайтесь о сотрудничестве: «если ты три дня подряд придешь без опоздания в школу, то я разрешу тебе пойти в кино» и т.п. Если непоседа страдает забывчивостью, не стоит устранять ее последствия, например, убирать за него вещи или мыть посуду, он должен это сделать сам.

Опыт показывает, что осведомленные родители намного лучше подготовлены к жизненным трудностям и легче справляются. Будут ли результаты? Раньше считали, что гиперактивность проходит с возрастом. Становясь взрослым, ребенок перерастает свой недостаток. Это мнение несколько ошибочно, поскольку специалисты были сосредоточены на гиперактивности как на главном признаке. Сейчас основным симптомом стало – нарушение внимания. Гиперактивность, действительно притупляется с возрастом, а недостаток внимания имеет склонность к обратному развитию в меньшей степени. Надеяться на время в данном случае нецелесообразно, а затраченные усилия всегда принесут результаты. Не надо забывать также, что воспитание – процесс постоянный, последовательный и непрекращающийся.

Юлия Савельева




Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, лечение синдрома дефицита внимания, симптомы,



Всего: 1
Ольга
23.08.2015 16:43

Что же nulf есть при этой низкосалицилатной диете? Практически никаких фруктов и ягод нельзя. Даже огурцов с помидорами. Картошкой и овсянкой питаться?

Адрес: , .

Телефон: .

Сайт:

0 : 0
Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.