Сегодня все больше и больше встречается нездоровых детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами речи и тяжелыми генетическими заболеваниями – детей-инвалидов. Родители часто не готовы даже принять страшный диагноз, тем более поддерживать коррекционную работу по развитию ребенка.
Когда в семье ребенок с ограниченными возможностями
Реакция родителей
– В чем суть проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?
– Исходя из теории семейного кризиса, присутствие в семье больного ребенка является единственной проблемой существования данной семьи. Однако, это не совсем так. Способом выживания такой семьи является стратегия, основанная на попытках сохранить образ нормальности семьи в глазах общества. Много сил семья тратит на то, чтобы замаскировать проблему, избежать навешивания социальных ярлыков, опровергнуть медицинские диагнозы. Но в этом случае она не может планировать будущее, ведь особенный ребенок требует особенного подхода. В результате родители сталкивается с неопределенностью семейных отношений в социальном плане. Отношения окружающих, соседей, друзей имеют для них решающее значение в борьбе преодоления трудностей ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ).
Типы реакции родителейСуществует несколько типов последовательных реакций родителей на болезнь ребенка:
|
Реакция на реакциюГлавным в поведении родителей является состояние принятия особенностей ребенка и выполнение своих родительских функций. Переживание каждой из реакций происходит медленно, и не каждая мать переживает их в таком порядке, на полный цикл уходит от полугода до года. Возможны долговременные задержки на какой-либо из стадий. Глубокое переживание этих состояний оказывает влияние на эмоциональное благополучие ребенка. Часто у него возникают так называемые «вторичные невротические расстройства»: подергивание мышц (тики), энурезы, различные фобии, заикание, комплекс неполноценности. Поэтому в идеале переживание реакций должно быть быстрым, в этом и призваны помочь специалисты: дефектологи, психологи, олигофренопедагоги, логопеды, неврологи. При обнаружении первых признаков умственных расстройств нужно обязательно обратиться за помощью, а не затягивать процесс «само пройдет», это может оказаться даже опасным для здоровья ребенка. |
Советы семьям, воспитывающим детей-инвалидов
Помощь родителям
– Где лучше содержать ребенка с ограниченными возможностями, инвалида, – в интернате или в семье?
– Раньше было принято отказываться от ребенка-инвалида и помещать его в специальные учреждения. В последнее время укрепилась другая тенденция – воспитание больного ребенка в семье, эта тенденция одобряется и обществом. Благодаря социальной поддержке семья выживает, даже, если ребенка с ограниченными возможностями воспитывает одна мать. При помещении инвалида в интернат у него наблюдается недостаточность эмоциональных контактов из-за отсутствия материнского ухода в грудном и раннем возрасте, что естественным образом усугубляет его болезнь.
Помощь государства семьям с детьми-инвалидами
– Как общество, государство может помочь родителям в воспитании детей с отклонениями в развитии?
– Одной из социальных проблем является отсутствие терпимости и толерантности по отношению к особым детям. Очень важно осознать общечеловеческие ценности – доброжелательное отношение к людям, которые не похожи на остальных. В связи с этим разработаны государственные программы по предоставлению детям с ограниченными возможностями одинаковых прав и необходимых для развития условий, обучение их навыкам самостоятельности и независимости. Основной принцип взаимодействия родителей со специалистами – гуманизм, открытость, ответственность и профессионализм. Ссылаясь на мировой опыт, благоприятный терапевтический эффект на семьи с больными детьми оказывают ассоциации родителей нестандартных детей при поддержке религиозных организаций. Контакт с другими людьми, имеющими схожие проблемы, позволяет супругам избавиться от чувства одиночества и незащищенности.
Многие родители выбирают такую стратегию поведения, как стремление приобрести желаемый социальный статус для ребенка-инвалида. Без помощи общества добиться этого невозможно. Если коллектив отвергает ребенка, то и у родителей может возникнуть чувство несостоятельности, беспомощности и потери возможности передать культурный опыт. Немаловажную роль играет социальное окружение семьи, соседи, друзья, коллеги, прохожие, дети на улице. Широкое окружение может оказать как негативное, так и позитивное воздействие на стрессовую ситуацию в семье. От мнения окружающих во многом зависит, какой тип воспитания выберет семья. Может поддерживаться один из неправильных вариантов воспитания – воспитание в культе болезни, который тормозит не только развитие личности, но и отражается на психологическом климате всей семьи, вплоть до ее распада. Например, эмоциональное отвержение отца или других детей. Или один из родителей принимает на себя роль мученика, приносит себя в жертву болезни ребенка. Не отпускает его ни на шаг, все делает за него, не позволяя обрести самостоятельность. Чрезмерная опека приводит к конфликтам между матерью и отцом и вызывает невротические реакции у ребенка.
Основные ошибки воспитания – советы психолога
– Какую стратегию поведения можно посоветовать родителям «нестандартных детей»?
– Самое главное – не допускать типичных ошибок. Многие родители, узнав о том, что у их ребенка имеются физические или умственные отклонения, тратят много усилий на диагностику, обследование и лечение. Но успех воздействия во многом зависит от окружения ребенка, от выбора для него игрушек, а главное – своевременно начатых постоянных коррекционных занятий со специалистами. Когда занятия приносят результат, и родители их оценивают по достоинству, не следует забывать о педагогических промахах. Не зная закономерностей развития детской речи и заставляя повторять одни и те же слова четко, родители могут вызвать у ребенка негативизм к говорению. Привлекая внимание к отдельному звуку, забывают, что основным показателем детской речи является способность составить грамматически правильно предложение из двух-трех слов. Аграмматизмы в речи тормозят развитие ребенка. Также родители часто неправильно учат детей читать, концентрируя внимание на букве, в результате чего очень трудно перейти к чтению слогами. А бывает наоборот, ребенка заставляют читать большое количество книг, не учитывая его возраст и умственное развитие. Многие родители читают своим детям произведения не очень понятно, что вызывает напряженность и нежелание слушать.
Одной из распространенных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку. Если в семье имеются здоровые дети, на них обращают меньше внимания, заставляя относиться к больному бережно, опекать во всем. Это отражается на формировании психики здоровых детей. Неблагоприятное воздействие на ребенка-инвалида оказывают ссоры родителей, скандалы, грубое обращение, а также педагогическая несостоятельность родителей, проявляющаяся в применении к детям физических наказаний. Есть и другие нежелательные формы поведения родителей в отношении больного ребенка, например, его подсознательное отвержение при неплохом материальном обеспечении. Это проявляется в отсутствии интереса к ребенку, особенно заметно у отцов детей-аутистов. Отвержение ребенка, заставляет его считать себя плохим, недостойным любви, что формирует пониженную самооценку и вызывает еще большую задержку развития речи и социальных навыков. Не следует и чрезмерно жалеть ребенка с ограниченными возможностями, стараться все сделать за него, подсознательно испытывая чувство вины перед ним (при гиперопеке), особенно в случаях с ДЦП. В таких ситуациях дети растут пассивными и эгоцентричными.
При поддержке социальных организаций, комплексном подходе в лечении заболевания ребенка-инвалида и благоприятном окружении родители, имеющие адекватную оценку состояния ребенка, могут научиться относиться к своей проблеме по-другому. А больной ребенок может стать источником радости и стимулом духовного и нравственного развития родителей. Осознание того, что все люди имеют право на любовь и признание, похожи они на других или нет, может сыграть решающую роль в развитии семьи. Готовясь воспитывать особенного ребенка, супругам следует подготовиться духовно, поэтому важно, чтобы они на протяжении жизни сохраняли физическое здоровье и позитивное отношение к миру. В мировой практике уже встречались такие супружеские пары, которые впоследствии стали профессионалами в области специальной педагогики и помогли другим семьям с больными детьми.
Юлия Савельева
Есть вопросы психологу? Задайте их на портале. Онлайн. Бесплатно.