В больнице скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича заведующая физиотерапевтическим отделением Людмила Сифоркина трудится уже 40 лет. «Столько не живут», – шутит она, говоря о своем стаже. А ведь придя в БСМП молодым специалистом, Людмила Сифоркина не думала, что задержится здесь надолго.
– После выпуска из красноярского мединститута меня и других «краснодипломников» отправили работать в дома престарелых, – вспоминает доктор. – О физиотерапии я тогда и не помышляла – грезила кардиологией. С 4-го курса выбрала эту специализацию, писала научные статьи, выступала на конференциях и мечтала поскорее окунуться в практику. Но в медучреждении, где мне хотелось работать, свободных мест не было. Мне предложили немного поработать в БСМП физиотерапевтом. Эта профессия поначалу меня не прельщала. И немудрено: из 7 лет обучения в мединституте на курс физиотерапии отводилось дней шесть. Что за это время можно узнать? В общем, сначала меня страшно тянуло в другое русло – к врачам-клиницистам. Я даже по совместительству дежурным терапевтом проработала 5 лет. А потом постепенно влилась в физиотерапию, стала выступать с докладами в обществе физиотерапевтов, которое организовала замечательный врач Елена Яковлевна Дыхно.
О любви… к физиотерапии
В 1981 году Людмила Сифоркина сама возглавила это общество и отделение физиотерапии в БСМП. Заведует и тем, и другим уже 34 года. Правда, общество физиотерапевтов сегодня называется иначе – Научно-практическое общество «Восстановительная медицина» им. Е.Я. Дыхно.
– Честно говоря, мне обидно, что из названия нашего общества и московского НИИ курортологии и физиотерапии (ныне – Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии), где я училась в аспирантуре, исчезло слово «физиотерапия», – признается Людмила Николаевна. – Это же огромный пласт методов и знаний, который имеет право на самостоятельность. Но сейчас физиотерапию, психологическую реабилитацию, оздоровление любят называть «восстановлением». Значение физиотерапии вообще часто незаслуженно принижают. Слышу иногда: «Да что там эта физиотерапия – одно УВЧ». А ведь все, что окружает нас в природе, есть в аппаратах отделения физиотерапии, вся шкала электромагнитных колебаний представлена здесь. Да, физиотерапия – вспомогательный метод лечения, однако без него ни в одном клиническом отделении не обойтись, а их БСМП – 22. Чаще всего к нам направляют пациентов из легочного, сосудистого отделений, отделения хирургии, неврологии. Спектр задач широкий: можем и от облысения лечить, и на ноги после инсульта ставить, и «разрабатывать» нужные участки тела после травм. За эту многогранность я и полюбила физиотерапию. Сейчас понимаю: не попала бы в эту профессию, многого б себя лишила в жизни. Не встретила бы столько прекрасных наставников и коллег, не узнала столько интересного в науке!
О вечных поисках врача
Открывать для себя что-то новое, заниматься наукой Людмила Сифоркина не перестает никогда. За плечами – аспирантура, обучение рефлексотерапии в Китае, курсы Су-Джок терапии, ЛФК, спортивной медицины, а есть еще 140 собственных научных работ.
– Врачу все время нужно быть в поиске, учиться, – считает Людмила Николаевна. – Доктор не должен думать: «Я свое дело знаю, а вот это не по моей части». Надо изучить столько методик и подходов, сколько можешь запомнить. Именно это может пригодиться, когда другие методы не работают.
Сейчас на повестке у заведующей физиотерапевтическим отделением – подготовка к октябрьской конференции по новым методам восстановительного лечения. «Хочу сделать для коллег что-то интересное, пригласить ведущих специалистов», – делится планами Людмила Николаевна. Она вообще человек творческий. Может не только научную конференцию организовать, но и сценарий сочинить для праздничного мероприятия в коллективе, и выставку фотографий в больнице открыть.
– Я обожаю театр, музыку и потому сама люблю готовить программы для праздников, дней рождений. Так здорово, когда проводишь какое-то мероприятие в коллективе и видишь, как коллеги, у которых каждый день столько ответственной тяжелой работы, становятся беззаботными как дети. Сохранить внутри себя ребенка, на мой взгляд, очень важно для человека. А иначе мы перестаем жить по-настоящему.
«Врачу иногда надо быть немножко артистом»
Настоящими, доверительными, по мнению Людмилы Сифоркиной, должны быть и отношения врача с пациентом. Больные для нее – не просто люди, которым нужно оказать медпомощь. «Приходит человек на прием – и он уже мне становится как родной, я хочу скорее ему помочь. А для этого нужна духовная связь с пациентом, его доверие мне как специалисту. Тогда будет и взаимопонимание, лечение пойдет быстрее», – говорит Людмила Николаевна. Но «чем быстрее, тем лучшее» – не принцип ее работы. Людмила Сифоркина, напротив, скрупулезно изучает историю болезни пациента, снимки (вот и сейчас на ее столе пара чьих-то «рентгенов»), чтобы подобрать оптимальные методики.
Даже в экстраординарных ситуациях этот доктор не растеряется.
– Врач иногда должен быть немножко артистом – ситуации ведь разные бывают на работе, – говорит моя собеседница, вспоминая случай из практики. – Много лет назад была история. Сижу, работаю в кабинет и вдруг – слышу какой-то рык в коридоре. «Что это?»,– спрашиваю у медсестры. «Икоту» ведут», – говорит. Это у одного из пациентов после операции «сбился» нерв – началась икота и не проходит уже 5 дней. Остановить ее никак не получалось. Только представьте: несколько дней подряд человек без остановки икает – это ж с ума сойти можно! Пациент сам измучился, и персонал устал от этих звуков. И вот мужчину ведут ко мне. Еще когда он был за дверью, я поняла, что сейчас должна быть не Людмилой Николаевной, а волком, тигром, чтобы встреча со мной стала встряской для пациента и этот замкнутый круг мучений наконец прервался. Помню, больной вошел, а я сжала кулаки, стукнула по стулу и говорю так грозно: «Сейчас все прекратится! Ложитесь на кушетку!». Мужчина опешил, лег, я быстро воткнула ему три иглы в нужные точки. Пациент хотел было снова икнуть, а я опять ему – «Все!». И прошла икота. Тут я, конечно, тон сменила, успокоила мужчину, и он впервые за несколько дней нормально поспал.
О званиях, коллегах и второй жизни
За годы работы у Людмилы Сифоркиной таких запоминающихся случаев накопилось немало – как и регалий за достойный труд. Среди почетных званий – «Заслуженный врач России», член-корреспондент РАЕН, победитель Всероссийского конкурса врачей (Людмила Николаевна заняла второе место в номинации «Лучший врач медицинской реабилитации»). Но о наградах Людмила Николаевна говорит не очень охотно – не любит хвалиться и считает, что громкие звания – не главный показатель профессионализма. Зато своих коллег она хвалить может долго, признается: «Об отделении могу сутками говорить, ведь у нас работают прекрасные люди, изумительные специалисты».
Спрашиваю напоследок:
– О чем вы мечтаете, Людмила Николаевна?
– Хочу, чтоб мне вторую жизнь подарили – в этой, боюсь, не успею сделать все, что задумала. Столько планов еще и идей, и столько прекрасного в нашей жизни!