18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Почему все время не везет? Как выйти из состояния жертвы

Фото Женская самодостаточность: как сохранить гармонию в семье?

Фото Что делать, если у ребенка тяжелые множественные нарушения развития?

Фото Любовь или зависимость? Типы личности, неспособные любить

Фото Когда закончился конфетно-букетный период: совместимы ли вы?

Фото В чем ваш талант и где его применить?

Фото Легко ли русским за границей? Особенности адаптации иммигранта

Фото Как и где познакомиться с достойным мужчиной

Фото Повторный брак: стоит ли начинать сначала?

Фото Ловушки «счастливой» любви

Фото Что мы (не) должны своим родителям?

Фото Эта встреча была не случайна или По какому принципу подбираются пары


Организованное детство современных детей – плюсы и минусы

    Комментариев: 0     версия для печати
Организованное детство современных детей – плюсы и минусы

Вот и наступили каникулы! Дети, родители и учителя облегченно вздохнули. Отзвенели последние звонки, началась подготовка к экзаменам. Для кого-то закончилась чудесная пора – детство. Но таким ли безоблачным и счастливым оно было для большинства детей? Какие воспоминания останутся о звонкой поре? Что для них детство – счастливая беззаботность или ежедневный труд?

 

Чего хотят родители?

 

Выпускница лицея № 1 г. Томска Полина Глушкова вспоминает о своем детстве как о череде уроков, посещений кружков и секций, занятий с репетиторами и ночных выполнений домашних заданий.

– У меня совсем не было свободного времени. В некоторые дни, начиная с 5 класса мне нужно было после школы идти в художественную школу, потом на танцы, уроки я садилась делать в 9 вечера. Очень уставала, по утрам у меня часто болела голова. А в старших классах, хоть кружки и сократились, прибавились занятия с репетиторами. Родители хотели, чтобы я основательно подготовилась к экзаменам и поступила в вуз.

 

Родители выпускников признаются, что в пору их детства такого не было. Свободное время дети проводили во дворах. Мальчишки гоняли мяч или играли в «войнушку», девочки – в «классики» или «дочки-матери», а то и совместно ватага ребят придумывала общие интересные игры. Что же происходит сегодня? Почему родители отправляют детей в кружки и секции, а не во двор валять дурака? С этим вопросом я обратилась к психологу лицея № 1 Муратовой Ольге Валентиновне.


Детство

 

Организованное детство современных детей – плюсы и минусы

– Детство сегодняшних ребят отличается тем, что исчезла дворовая культура. Изменилась концепция воспитания и модель семьи, вообще. Произошел переход от партнерской семьи к плюралистической семейной модели, с акцентом на индивидуальные права ее членов. Изменилась и политика государства. Гуманное стремление к единству семьи, бытующее в прошлом веке, сегодня видится как препятствие к индивидуальному развитию каждого из ее членов. Ребенок выступает не как несмышленый объект родительских притязаний, а как объект, наделенный способностями, которые нужно развивать. Родители желают своим детям самого лучшего, поэтому основной задачей воспитания ставят гонку за престижным образованием. С самого рождения мамы и папы, соревнуясь с другими семьями, пытаются всучить ребенку какие-то знания, посредством модных развивающих игрушек, посещений детских клубов, освоения современных электронных приборов. Порой пытаются даже выбрать друзей своим детям. Стремление к раннему развитию детей активно поддерживается рекламой и СМИ. Малыши, скованные гиперопекой, поначалу бьют рекорды, а родители гордятся собой. Но по данным исследований к 10 годам интеллектуальная наполненность у всех детей выравнивается и у тех, кто активно развивался, и у тех, кто был лишен такой возможности.

 

краскиОрганизованное детство становится нормальным явлением в обществе. Мода на него пришла к нам из Европы. Но многие зарубежные педагоги сейчас уже осознают, что такое детство может привести к печальным результатам. Дело в том, что у ребенка нет своего личного пространства, свободного времени, чтобы пофантазировать, помечтать. Если их родители во дворе могли сами себя занять и учились решать конфликты доступными детскому сознанию методами, дети не умеют и даже не учатся находить выход из сложившейся ситуации. Они ждут подсказки, готового решения. Это чревато тем, что во взрослой жизни они не смогут проявить творчество, спонтанность, инициативу и предприимчивость. Со школьной скамьи их приучают к тестовой форме ответов на вопросы, программируют, но что, если программа даст сбой? Нет полета для фантазии. Это заметили и преподаватели вузов. Если раньше студенты сдавали экзамен по билетам и могли свободно изъясняться, сейчас предпочитают тесты, идут по пути наименьшего сопротивления, выбирая из уже предложенных вариантов. Это как в компьютерной игре, всегда есть подсказка: «налево пойдешь – меч найдешь» и т.п.

 

– Почему родители стремятся нагрузить своего ребенка по полной программе?

 

– В основном это связано с занятостью родителей. По статистике, детей загружают представители среднего класса. Добывая хлеб насущный, они заранее планируют до мелочей жизнь своим детям, чтобы те были готовы к предстоящим рабочим будням, имели образование и стабильный заработок. Дети из богатых семей обеспечены работой заранее и имеют возможность получить платное образование. У низших слоев населения нет возможности оплачивать кружки, их дети часто предоставлены сами себе, а за отсутствием примера для подражания обычно ведут безнравственный образ жизни. Ошибка многих родителей заключается еще в том, что они не понимают различия между тем, как дети представляют свои игры и как видят их взрослые. С раннего детства они навязывают детям свое видение жизни, исключая возможность учиться у детей, прислушиваться к ним, принимать их.

 

Как воспитывать детей?

– Что нужно делать родителям, чтобы воспитать полноценную личность?


– Надо оставить детей в покое, предоставить им пространство для творчества, чтобы ребенок мог побыть наедине с собой, а не наедине с компьютером или телефоном. Недавно мы проводили опрос среди успешных детей в среднем звене школы. На вопрос: со скольки лет родители позволяли вам одним гулять на улице, получили ответ, что в среднем с 9 лет. Все дошкольное детство малыши были под колпаком, их не отпускали гулять самостоятельно, родители боялись, что с ними что-нибудь случится. А ведь эта тревога подсознательно передается детям. Впоследствии им нелегко будет налаживать контакты с окружающими. Среднестатистический здоровый ребенок может гулять во дворе своего дома один с 5-6 лет. Это как раз тот возраст, когда дошкольник активно играет в сюжетно-ролевые игры и развивает фантазию. А родители могут благополучно наблюдать за отпрысками из окна или с балкона.

 

Дети и краскиВ одной из школ Петербурга был проведен эксперимент: дети должны были на протяжении 8 часов побыть наедине с собой. У них забрали все гаджеты, предоставив краски бумагу, пластилин, ножницы, клей, цветной картон. Из 70 подростков только трое сумели занять себя до конца, остальные не выдержали и вышли из эксперимента. Это свидетельствует о том, что именно в дошкольном возрасте дети мало лепили, рисовали, клеили, вырезали, мало самостоятельно играли со сверстниками.

 

У известного советского педагога Шалвы Амонашвили есть хорошая притча про воспитание. «Пришел мудрец в одну квартиру из небоскреба и услышал крик отца. Дверь открыла молодая мама и грустно улыбнулась: «Чего тебе, старик?» Опять послышался крик отца. Женщине стало неловко: «Экран телевизора одурманивает нашего ребенка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор». Мудрец произнес: «Наполняй его светом, и экран поблекнет перед ним». – «Что?! – удивилась молодая мама. – Тогда компьютер поглощает его!» Мудрец проговорил: «Наполняй ребенка культурой, и компьютер станет для него вроде пенала для вещей или полочки для книг». – «Да?! – переспросила мама, – А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?» Мудрец сказал: «Зароди в нем понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути».

 

Иначе говоря, чтобы воспитать счастливого ребенка, надо воспитать самих себя. Ведь проблемы наших детей – это проблемы родителей. Чтобы удивлять и окрылять ребенка, надо, чтобы у самого выросли крылья. В моей практике был такой случай. Достаточно обеспеченные родители завалили дочь нарядами, игрушками, сотовыми телефонами и другими гаджетами. Девочка никак не понимала к чему ей надо стремиться, все у нее есть. В замешательстве она с детского сада не хотела выполнять задания педагогов, вредничала. А когда пошла на медико-педагогическую комиссию перед поступлением в школу и там продемонстрировала свой характер, члены комиссии поставили ей диагноз «ЗПР» (задержка психического развития). Вот и думайте, родители, на самом ли деле вы знаете, что нужно вашему ребенку.

 

Что хочет ребенок?

– А что, на самом деле, хочет ребенок?


– Ребенок с рождения не знает, что он хочет, и не умеет сам себя воспитывать, он может только чувствовать, когда ему хорошо, а когда плохо. Если плохо – он начинает болеть. Любой ребенок хочет чувствовать понимание и любовь окружающих. Для малыша эталон для подражания – его папа и мама, только они могут понять и почувствовать своего ребенка. А если по каким-то причинам не могут и не знают, что делать, существует масса педагогической литературы, консультации специалистов в детских садах и школах. Конечно, в электронный век нам не обойти стороной технику, но нельзя и целиком быть поглощенным ею. Кроме общения в интернете есть много других способов общения, надо только показать ребенку этот путь.

 

Девочка

Воспитание – означает В-ОС-ПИТАННИЕ, то есть питание оси. А какая это ось, конечно, духовная. Сейчас происходит то, что родители, сами того не замечая, отдаляются от своих детей, становятся глухими. Считают ребенка глупым и хотят сделать его умным, думают, что строптивого можно подчинить своей воле, и он станет послушным, но не понимают, что ребенок не терпит насилия, даже если оно освещено благими намерениями. На смену авторитарному стилю воспитания приходит попустительский или гиперопекающий, но ведь любовь никто не отменял. Разумную любовь. Никогда еще гиперопека не оборачивалась хорошо ни для детей, ни для их родителей. Она рождает эгоизм надменность, манипулирование окружающими. Смысл же любви в том, чтобы ребенок отозвался на нее любовью к людям, а на заботу – заботой о родителях.

 

Для ребенка был бы наиболее предпочтителен демократический стиль воспитания. Когда родители ориентированы на личность ребенка. Видят в нем его таланты и дарования и разумно способствуют их развитию. Принимают его недостатки, терпимы к ошибкам, ориентированы не на лидерство и успех, а на счастье и здоровье ребенка. Посещать кружки и секции ребенок должен по своему желанию, и если где-то он себя чувствует некомфортно, часто болеет, это может быть сигналом, что ему плохо. Никогда не поздно сменить направление развития. Родители не должны отгораживаться своей занятостью, а разговаривать и объяснять детям суть вещей. Ведь испокон веку взрослые были заняты на каких-либо работах, а дети умели сами себя занять. Родительская тревожность передается детям, поэтому мамам и папам надо самим стать примером для подражания, чтобы ребенок мог гордиться ими, ведь он их очень любит.


Задайте вопрос психологу. Онлайн. Бесплатно.

                                 ЗАДАТЬ ВОПРОС


Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: современные дети, организованное детство,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх