18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Медицина – это у них семейное: медики Красноярска рассказали о своих д...

Фото Старейший специалист «скорой» о том, как изменилась служба за 45 лет

Фото Красноярскому медуниверситету – 77 лет!

Фото Помня о прошлом, стремиться в будущее (статья Ж.Ж.Рапопорта)

Фото «Я счастливый человек»: в память об Анатолии Колесниченко

Фото К 45-летию БСМП: Больница с железным характером

Фото Эндокринологической службе Красноярского края – 65 лет!

Фото Воспоминания. Служба в Германии после войны

Фото "Доктор Мельников": вспоминает А. Коновалов и П. Гаврилов

Фото Воспоминания. Встреча с именем В.Ф. Войно-Ясенецким в Германии

Фото "Доктор Мельников": вспоминает друг детства В. Некрасов

Фото Воспоминания. День Победы


Мемуары: 10-летие кафедры детских болезней

    Комментариев: 0     версия для печати
Мемуары: 10-летие кафедры детских болезней

Продолжение мемуаров Крутянской Клавдии Семеновны о кафедре детских болезней КрасГМУ.

 

Предыдущая часть          Следующая часть

Перейти к содержанию мемуаров

 

Наша кафедра организована в сентябре 1963 года. До того в институте была всего лишь одна кафедра детских болезней лечебного факультета, где с февраля 1961 года Ж.Ж. Рапопортом по заданию МЗ РСФСР был создан доцентский курс усовершенствования врачей.Эту работу он проводил в течение двух лет совместно с М.С. Зыряновой.


В 1958 году было принято решение открыть педиатрический факультет в КГМИ. Решение было, но факультета как такового не было. На первом и втором курсах будущие педиатры все предметы изучали вместе с лечебниками.

 

И только в 1963 г. по решению Минздрава и Минвуза произошла реорганизация кафедры детских болезней лечебного факультета. Были созданы две новые кафедры: кафедра пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии (зав. кафедрой И.Г. Шиленок с 1966 по 1977 гг.) и кафедра госпитальной педиатрии, на базе детских отделений Красноярской городской больницы № 20 (зав. кафедрой К.В. Орехов с 1966 по 1988 год).

 

Наш коллектив педиатров, работавший на базе трех детских отделений (140 коек) Краевой больницы № 1, очень ждал Ж.Ж. Рапопорта. В эти отделения госпитализировали очень сложных больных, направленных из районов края. Мы все хотели заниматься научной работой.

 

Создание и распределение кафедр по новым учебным базам проводилось с учетом основных учебных баз факультетов лично ректором, деканами и по консультации с доц. Ж.Ж. Рапопортом. Но все это не афишировалось. Для того, чтобы получить в качестве основной базы детские отделения ККБ1 нужно было создать новую кафедру детских болезней лечебного факультета, а чтобы не забыть педиатрию – и факультет усовершенствования врачей! Так, к началу сентября 1963 года была организована кафедр детских болезней лечебного факультета с курсом педиатрии факультета усовершенствования врачей. Заведующим кафедрой назначен Ж.Ж. Рапопорт.

 

И вот кафедра оказалась совсем новой. От старой кафедры нам не досталось ничего. Новая база, новый заведующий кафедрой и все новые преподаватели. Жан Жозефович принял первых ассистентов: М.С. Зырянову, К.С. Крутянскую, Е.А. Помыкалову и Е.М. Иванову.

 

Учебный год мы начали по такому штатному расписанию: зав. кафедрой; 3,5 ставки ассистентов и два лаборанта: Христина Адольфовна Жигайте, в замужестве Булгакова, и Тамара Ивановна Нестеренок. Обе лаборантки оказали громадную помощь всем сотрудникам как в преподавании, так особенно в научной работе, и были совместно с нами до отъезда Ж.Ж. Рапопорта в 1990 г. На них была возложена огромная техническая работа, снабжение, освоение некоторых новых методик, виварий, где содержались иммунные кролики для проведения аутоиммунных исследований, распределение спирта и реактивов, лабораторные работы по заданию шефа, создание рабочих мест и условий для исследовательской работы большого количества соискателей как с нашей кафедры, так и с многих других кафедр и учреждений, дипломников из Университета, студентов из СНО. Тамара Ивановна исключительно грамотно и отлично напечатала все книги профессора и сотни статей (только она могла разобрать его почерк и массу дополнений, которые он вносил в свои статьи по ходу их написания), а также почти все диссертации наших сотрудников. Ж.Ж. Рапопорт абсолютно верил нашим честным и очень преданным делу лаборантам. Им поручались любые технические и финансовые вопросы. Это было, как в семье, – полное взаимное уважение и доверие, которое было эффективным и сохранялось десятки лет.

 

5 сентября 1963 года мы приняли группу врачей педиатров на специализацию сроком на 5 месяцев,опыт работы с врачами уже был, имелись и методические материалы, и стали готовиться к приходу огромного числа студентов лечебного факультета (22 группы).

 

К нашему счастью в то время сентябрь был третьим трудовым семестром. У нас появился месяц на подготовку. Необходимо было написать все лекции. На лечебном факультете первые годы Жан Жозефович все лекции читал лично. Для курсантов ФУВа было 5 лекций в неделю, которые читали по расписанию Жан Жозефович, Мария Семеновна и Клавдия Семеновна.

 

Начались практические занятия. Ежедневно новый материал. Все новые и новые темы. Необходим набор больных, таблиц, демонстрационного материала (рентгенограммы, анализы, экг и др.), методических разработок к каждой теме.

 

Одновременно при этом Мария Семеновна, Елена Александровна и я все еще остаемся заведующими отделениями. Надо признать, что все врачи отделений очень хотели иметь статус клинического отделения больницы и они нам во многом помогали. С первых же дней создания кафедры на базе детских отделений краевой больницы Ж.Ж. Рапопорт установил порядок, что между сотрудниками кафедры и врачами отделений нет различий в лечебной, научной и кураторской работе в крае. Был создан единый коллектив клинической больницы, что усиливалось правом Ж.Ж. Рапопорта подбирать врачей для работы в отделениях. Главный врач больницы и краевой отдел здравоохранения, как и ректор института предоставили ему полную самостоятельность. К счастью эта традиция сохранилась до сих пор.

 

Особенности клинического отделения в том, что всегда есть тематический больной. Мы давали врачам-курсантам и студентам настоящую историю болезни, и Жан Жозефович говорил: «Пусть смотрят, читают и учатся». Все обучающиеся должны были самостоятельно обосновать диагноз, выяснить причину болезни, оценить физическое и психическое развитие ребенка, назначить необходимые обследования, лечение и план реабилитации. На столах у всех врачей учебники, монографии, справочники и таблицы.

 

Постепенно начали писать графологическую структуру темы занятия. Главный девиз кафедры: «Думай у постели больного! Во всем индивидуальный подход». Расписание на ФУВ отработали быстро:

С 9 ч. до 10 ч. – курация больного.

С 10 ч. до 12 ч. 30 мин. – семинар, или практическое занятие, с обязательным разбором нескольких больных, или обход профессора. Затем 30 минут перерыв на обед.

С 13 ч. до 15 ч. – лекция, научно-практическая конференция, или патологоанатомическая конференция.

 

Такое расписание остается многие годы. Мы очень много работали. Зав. библиотекой Мария Гавриловна говорила: «Ваш Рапопорт по 5 часов не выходит из библиотеки». Мы все по много часов проводили в читальном зале. Выписывали все учебники и монографии по детским болезням. В каждом отделении образовались свои библиотечки.

 

Все учились в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове. Лично я 4 раза ездила на ФУВ на кафедру Г.Н. Сперанского, у Людмилы Тимофеевны и Ольги Георгиевны Соломатиной получила очень хороший опыт по вопросам кардиологии, 3 раза была в Институте рентгенологии, в Ленинграде стажировалась по пульмонологии.

 

Мария Семеновна в начале училась в Москве у академика Шерешевского по эндокринологии, а затем более 10 раз в Харькове, в Институте эндокринологии. Повышение квалификации в ведущих институтах СССР было хорошей школой для работы на кафедре с врачами.

 

К концу первого года был подготовлен и полностью отлажен весь учебный процесс. Появилась возможность вплотную заняться диссертациями. Через 3 года после образования кафедры нас проверяла доц. Г.И.Зайцева (ГИДУВ, Ленинград) хороший специалист по вопросам методики преподавания на ФУВ. Долго все смотрела и слушала. В заключение сказала: «Вот уж никогда не думала, что так далеко в Сибири увижу такую великолепную кафедру!». Не будучи еще кандидатами наук, мы фактически выполняли обязанности доцентов. Но до получения этого звания было еще далеко, да и потом эти звания присуждались очень скупо.

 

Докторскую диссертацию Жан Жозефович защитил в 1969 году. Через 6 лет от начала организации кафедры ему исполнилось всего 39 лет. Он никакого отпуска для работы над докторской диссертацией не имел. При этом вел полный объем работы на 5 курсе лечебного факультета и на ФУВе, а также был руководителем 6 кандидатских диссертаций, которые были защищены в 1970-1971 годах.

 

Первые 10 лет работы промелькнули , как одно мгновенье. К десятилетию кафедры истории как будто еще и нет, так небольшой срок существования. Однако Жан Жозефович давно уже профессор, защищено 10 кандидатских диссертаций, а Мария Семеновна стала доцентом. Основные преподаватели кафедры – кандидаты медицинских наук. Все по 2-4 раза проучились в Москве. Мы были удивлены, что у нас уже юбилей, то есть круглая дата. Оказывается 10 лет, такой короткий срок. За это время Ж.Ж. Рапопорт создал одну из сильнейших кафедр в институте. Мы ощущали и считали себя молодыми, о возрасте никто не думал.

 

В социалистическом соревновании кафедра педиатрии на лечебном факультете (не терапия и не хирургия, а детские болезни!) по абсолютному большинству показателей: по науке, по количеству защищенных диссертаций, печатных работ, методических разработок для практического здравоохранения, наглядной агитации – занимает первое место в мединституте.

 

На стенде с результатами социалистического соревнования наша кафедра на первом месте. Портрет Жана Жозефовича – на доске почета. За все наши заслуги огромное спасибо нашему шефу – Жану Жозефовичу. Сам трудился очень организованно и нас всех научил работать четко, быстро и с большой отдачей.

 

В первые годы характер Жана Жозефовича очень жесткий, он не принимал никаких возражений. Обаятельным, мягким и очень внимательным бывал на обходе и в неофициальной обстановке. По этим моментам мы видели, что Жан Жозефович человек с большой душой. Его жесткая деловитость нужна была для становления кафедры. Упаси Бог, чтобы кого-нибудь обидел или оскорбил, достаточно было нахмуренных бровей.

 

За 10 лет ни одного официального выговора, никто от нас не ушел. Жан Жозефович был исключительно корректный с медперсоналом клиники всех рангов. Медицинские сестры, сестры хозяйки его обожали. К десятилетнему юбилею его характер уже спокойнее, он стал значительно терпеливее. Мы все с ним хорошо ладили.

 

Необходимо сказать спасибо Ефиму Исааковичу Прахину. Он первый оформил свою кандидатскую работу. На его плечи легла вся техническая работа по изданию двух первых монографий «Физическое развитие детей» и «Школьники» в 1970 году. С Прахиным Жану Жозефовичу работать было намного легче, чем со всеми нами.

 

Все наши монографии – это колоссальный коллективный труд. Идейным и практическим руководителем по науке всегда оставался шеф. Он планировал работу в деталях. Исполнитель должен был глубоко усвоить тему, знать ее лучше всех. Работать надо было собранно и быстро, должна быть абсолютная достоверность фактического материала.Все многократно и перекрестно проверялось, никаких ошибок. Профессор повторял – ,,Не спешите открывать америки, чтобы потом их не пришлось закрывать,,.Поэтому особенно важные результаты он всегда требовал снова проверить в деле.

 

Работы по физическому развитию детей Красноярского края в таком объеме были сделаны впервые. Они нужны были для врачей практического здравоохранения.

 

К научной работе широко привлекались врачи практического здравоохранения. В 1972 г защитила кандидатскую диссертацию зав. отделением патологии раннего детского возраста Валентина Григорьевна Сорокина, участница Великой отечественной войны (капитан медицинской службы). Она очень загружена повседневной работой, и вот уже кандидат наук.

Защитила кандидатскую диссертацию Людмила Гавриловна Лега, зав. отделением в городе Норильске. Это была сенсация, так как из практического здравоохранения по педиатрии это были первые диссертации. К этому времени уже были подготовлены к защите диссертации главного педиатра края Е.И. Мурашко, главного педиатра города Красноярска В.И. Прохоровой, педиатра Республики Тувы С. Г. Петрушевой.

 

Проблемам ревматизма у детей были посвящены работы Ж.Ж. Рапопорта, Е.А. Помыкаловой, А.И. Ицкович, И.П. Верниковской, Л.Г. Лега. В результате педиатры Красноярского края получили конкретные рекомендации по ранней клинической диагностике, патофизиологическому обоснованию и этапному лечению ревматизма. Число больных к тому времени снизилось незначительно, но исчезли запущенные и тяжелые формы этой болезни.

 

В моей диссертационной работе были обобщены клинические наблюдения за детьми с хронической патологией бронхолегочной системы, предложена клиническая классификация, разработаны методы диагностики и этапного лечения рецидивирующих заболеваний легких у детей.

 

М.С. Зырянова свою научную работу посвятила изучению состояния сердечно-сосудистой системы у детей, больных сахарным диабетом.. Исследование Марии Семеновны вышли далеко за пределы кандидатской диссертации. Она первой в крае занялась проблемой эндокринной патологии у детей. Сейчас в крае уже многие годы дети не умирают от сахарного диабета.

 

Дети раннего возраста в прошлом чаще всего умирали от тяжелой пневмонии и кишечного токсикоза. В клинике по инициативе профессора были разработаны комплексные мероприятия по неотложной терапии этих состояний, впервые в стране организована палата интенсивной терапии неотложных состояний у детей. Отделение стало передовой школой для педиатров СССР , представив новую систему организации и лечения наиболее тяжелых больных на ВДНХ СССР. Проф. Ж.Ж. Рапопорт был награжден медалью ВДНХ СССР и ККБ 1 получила Красное Знамя Правительства СССР. В последующем подобные палаты стали обязательными во всех детских больницах страны. За очень короткий срок удалось резко сократить больничную летальность не только в нашей клинике, но и в больницах края, да и в стране.

 

В честь десятой годовщины нашей кафедры большой конференции не было. Прошла наша обычная педиатрическая внутрибольничная конференция, на которой выступил Жан Жозефович. Он всех поздравил, коротко рассказал, что мы успели совершить. За эти 10 лет много было сделано.

 

В ресторане «Север» за дружеским ужином мы все поздравляли друг друга. Кафедральные работники поздравляли врачей краевой больницы за то, что они оказались хорошими учениками, т.к. 80 % при формировании детской клиники были выпускники института без клинического опыта, из них половина окончили лечебный факультет. Все они стали ведущими специалистами. Врачи говорили нам большое спасибо за наше терпение, и за то, что мы щедро делились нашим опытом.

 

Все благодарили Жана Жозефовича за то, что он в 1963 году собрал нас всех, и мы стали одной большой сплоченной семьей. Мой муж, Григорий Яковлевич Крутянский, на 10-летний юбилей кафедры написал следующие шуточные стихи.

 

Среди бури, молний, грома

Ровно десять лет назад

В стенах каменного дома

Жизнь дал нам ректорат.

И без папы, и без мамы,

И не из ребра Адама

Появилась на свет

Наша кафедра. «Привет!».

Жан, Мария, Клава, Лена,

Ефросинья (Светы нет).

Подрастала наша смена

В подступе грядущих лет.

Незаметно годы мчатся.

В двери кафедры стучатся:

Симпатичная Христина,

Вера, славно как с картины,

Славный юноша – Ефим

(Форы даст он пятерым),

Инна с Майей и Людмила,

Алла лихо подкатила,

И застенчивая Саша

Очень скоро стала нашей.

Робко двери отворив,

Виктор влился в коллектив.

Наш красивый Рапопорт

Быстро всем развеял скуку,

Дал понять – здесь не курорт!

Нужно двигать нам науку.

С нами ровный, в меру строг,

Сам подать пример сумел,

Молодой, в короткий срок,

Докторскую одолел.

Ходит Маша в замах вечных,

Научилась совмещать,

Чтенье лекций безупречных

И забот домашних рать.

Депутатские волненья

И с Браницкой Р. сраженья

Ей нисколько не мешают

Испекать нам тортик к чаю.

Грозный завуч наша Лена

(Вам такую не найти!)

Не позволит даже крена

В расписание внести.

По минутам пунктуальна,

Не допустит зря хулы,

Да к тому ж оригинальна,

Любит танцы и балы.

Инна, друг всех докторов,

В профсоюз нас вовлекает,

Взносы с каждого взимает,

Соревноваться приглашает,

Кто без денег – выручает,

Иногда не зря ругает,

Если нужно – развлекает,

И при том не утомляет,

В общем, все отлично знает,

Выдающийся оргпроф.

Фрося юмор возглавляет,

И белки определяет,

Дни – не покладая рук.

Также лепит из студентов

Будущих корреспондентов

Академии наук.

Клава носик свой задрала –

С Жаном книгу написала,

И ночей не досыпает,

Все долги теперь считает.

Тома, Виктор, Валентина

Целину хотят поднять,

Под началом Алевтины

Взялись Север покорять.

Да, всего не перечесть,

Диссертаций, чинов, званий,

Только как бы всех привлечь

К посещению собраний?

 

Г.Я. Крутянский, 1973 год.

 

Перейти к содержанию мемуаров         Вверх

 

Реорганизация кафедры

 

В июне 1982 года у нас на кафедре начинаются большие перемены. Все предыдущие годы врачи, приезжавшие к нам на усовершенствование возмущались, что педиатры-студенты на нашей кафедре не учатся. Многие считали, что у нас и база, и преподавательский состав хорошие и жаль, что педиатры ничего этого не видят. Уже двадцать лет кафедре детских болезней лечебного факультета, а выпускники-лечебники все реже и реже становятся педиатрами, так как есть педиатрический факультет. Но у нас проводится усовершенствование врачей – два цикла по четыре месяца и еще декадник – всего до 70 врачей ежегодно . В год это не очень много, но все же достаточно, чтобы пополнить край квалифицированными кадрами.

 

В июне 1982 года на основных профилирующих кафедрах – педиатрия, хирургия, терапия начинается реорганизация. Это приказ Минвуза и касается всех вузов страны. Наша кафедра стала называться кафедрой педиатрии № 1 КрасГМИ. К нам с 1 сентября приходит часть студентов педиатрического факультета четвертого, пятого и шестого курсов, другая часть студентов будет обучаться на кафедре педиатрии № 2.

 

Замысел таков, что, начиная с четвертого курса и далее, мы должны полностью подготовить педиатров. Ответственность на кафедру возлагается огромная. Берите и учите, формируйте врача педиатра. Коллективы волнуются, так как часть преподавателей вместе со студентами должны перейти на другие кафедры.

 

Коллектив нашей кафедры ведет себя спокойно. Никто никуда уходить не собирается. Рапопорт поручает Зинаиде Никитичне Гончарук со всеми поговорить, но никто не уходит. После окончания аспирантуры на кафедре ассистентом оставлен В.Н.Тимошенко и ожидается перевод трех новых ассистентов с других кафедр.

 

Кафедра факультетской педиатрии ликвидирована, формируется новая кафедра пропедевтики детских болезней и общей педиатрии с циклом повышения квалификации преподавателей медицинских училищ, заведующей кафедрой становится наша воспитанница Александра Иосифовна Ицкович (с 1980 по 1987 годы). Кафедрой детских инфекционных болезней остается заведовать Любовь Александровна Гульман, через эту кафедру будут проходить все педиатры. На педиатрическом факультете будет курс туберкулеза.

 

Кафедрой педиатрии № 1, несомненно, заведовать остается Жан Жозефович Рапопорт. На кафедре педиатрии № 2 шефом по-прежнему остается К. В. Орехов и по совместительству директор Института медицинских проблем Севера, но он вскоре подает заявление об увольнении. С того времени, как стал директором Института проблем Севера, Орехов кафедре уделял мало внимания.

 

Во главе кафедры часто оставалась Э.Ф.Старых. Эмма Федоровна по праву становится, после ухода К.В.Орехова, заведующей кафедрой педиатрии № 2. Но доцент Старых Э.Ф. сомневается, что на нашей кафедре могут быть подготовлены педиатры. Она уверена в том, что эта реорганизация временная, и что скоро все будет по-прежнему, что ни один сотрудник с их кафедры к Рапопорту не пойдет.

 

Однако к нам возвращается от них ассистент Л.И.Зиновьева. Она очень давно мечтала вернуться на свою кафедру. С кафедры педиатрии № 2 переходит и ассистент С.И.Устинова. Она неонатолог и свои темы знала великолепно. Ее очень высоко ценил Ж.Ж. Рапопорт. С кафедры факультетской педиатрии к нам переводится ассистент Л.Н. Мотлох.

 

С первого сентября на кафедру приходят студенты педиатрического факультета. Пока еще у нас остаются студенты стоматологического факультета и не менее четырех групп врачей ФУВ. Все это одновременно.

 

Первый год у нас на обновленной кафедре педиатрии № 1 был очень напряженным. Впервые шестой курс сдает Государственный экзамен, а это, по сути, экзамен для кафедры. Стоит кстати заметить, что профессор Ж.Ж. Рапопорт 5 раз был Председателем Государственной экзаменационной комиссии (в Красноярском и Краснодарском медицинских институтах) и очень хорошо был знаком с этой работой.

 

До открытия новой самостоятельной детской Краевой больницы оставалось еще восемь лет. Необходимо было возглавить педиатрическую службу в крае, организовать с научных позиций, т.к. в то время научного подхода к педиатрической службе в крае не было. Нужно было вырастить высоко квалифицированных педиатров, привлечь врачей практического здравоохранения к научному анализу своей работы.

 

Рабочее напряжение было очень высоким. Выручала нас всех молодость, крепкие нервы и вера в своего руководителя. Я бы сказала, что это был пример необычной веры в то, что нам все по плечу, и мы все освоим.

 

В научной работе были свои особенности, с удовольствием хочется отметить, что они сохранились и сейчас. Разрабатывалась тема, работа представлялась к защите, получала высокую оценку – присуждение степени и одновременное внедрение в практическое здравоохранение в крае. Это делалось путем издания монографии или сборника, методических писем, проведением декадников, семинаров, включения всего нового в лекции для врачей и студентов.

 

Так было с организацией педиатрической службы в крае и, в частности, борьбой с ревматизмом. Или, например, изучение болезней суставов у детей – конференция, декадник, диссертации. Профессором Рапопортом Ж.Ж., Ицкович А.И., Помыкаловой Е.А., Москаленко Л.С., Петровой Т.Е., Кирилловой Е.П., Кондрашовой О.Д., Шапиро М.А., В.Н.Тимошенко на эту тему были представлены работы на всесоюзных и международных съездах и конгрессах. Недавно на Х Международном конгрессе ревматологов в Москве были представлены работы Ж.Ж. Рапопорта, В.Н. Тимошенко, Ф.А. Вятчиной по полиартритам у детей. По вопросам ревматических заболеваний у детей сотрудниками кафедры вместе с врачами кардиоревматологического отделения Ж.Ж. Рапопортом, А.И. Ицкович, Е.П. Кирилловой, О.Д. Кондрашовой, И.С. Толстихиной и др. опубликовано 5 монографий и тематических сборников.

 

По проблемам пульмонологии и аллергологии создана стройная служба этапного наблюдения – от участкового врача до стационара, санатория и вновь под наблюдение участкового врача. По этой проблеме написаны 2 монографии, внедрено 4 методических письма, 4 рационализаторских предложений и издано 5 монографических сборников.

 

Кандидатские диссертации защитили К.С. Крутянская, А.Ф. Швецкая, Л.И. Зиновьева, З.Н. Гончарук, В.Ф. Можаров, В.А. Разманов, А.Г.Свеженцева, М. Сарова.

 

Большая работа проделана по изучению эндокринных заболеваний и по гематологии – это направление осваивали М.С. Зырянова, В.Г. Леонова, С.И. Пилия, Л.Г. Михалева. Издана монография «Сахарный диабет у детей», авторы Ж.Ж. Рапопорт и М.С. Зырянова.

 

Впервые с научных позиций освещался вопрос о физическом развитии детей на Крайнем Севере. Этим занимались Е.И. Прахин, С.Г. Петрушева, В.И. Прохорова, Т.И. Титкова. Выпущено 8 монографий и сборников, 2 рационализаторских предложения на уровне РСФСР.

 

С первых дней организации кафедры большое внимание уделяется обучению интенсивной терапии всех педиатров, выхаживающих тяжело больных детей. В Ленинграде в издательстве Медицина вышла монография «Интенсивная терапия в пульмонологии», написанная Ж.Ж. Рапопортом и Ю.М. Лубенским.

 

По вопросам детской смертности и научной организации здравоохранения написана и защищена диссертация Е.И. Мурашко. По инфекционным заболеваниям диссертация Т.Я. Старосоцкой и по профпатологии – А.И. Пановой и В.И. Полоз, и докторская диссертация В.Г. Веселовым, подготовлена к защите докторская диссертация В.М. Рубановичем.

 

С 1982 г. кафедра переведена на педиатрический факультет и стала именоваться кафедрой педиатрии № 1 с курсом педиатрии ФУВ. Несколько изменился профиль работы. Сейчас на кафедре учатся 4, 5 и 6 курс студентов-педиатров и 100 врачей педиатров ФУВ, всего 300 человек в год. По существу, кафедра пережила второе рождение.

 

В настоящее время коллектив кафедры составляет 31 человек: один доктор мед. наук, четыре доцента канд. мед. наук – М.С. Зырянова, К.С. Крутянская, А.Ф. Швецкая, В.Г. Леонова, 10 ассистентов – к.м.н., И.П. Верниковская, к.м.н. Л.И. Зиновьева, к.м.н. З.Н. Гончарук, к.м.н. Е.П. Кириллова, к.м.н. Л.С. Москаленко, к.м.н. С.И. Устинова, к.м.н. Л.Н. Мотлох, В.Н. Тимошенко, М.А. Кригер, Т.А. Титкова, 8 аспирантов, 6 ординаторов и 2 лаборанта.

 

За 20 лет на кафедре обучалось 7405 человек, в том числе студенты лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов и врачи ФУВ. Проведено 55 циклов ФУВ, 3 выездных цикла в Норильске (1976 г.), Абакане (1977 г.), Кызыле (1978 г.).

 

Все годы мы чувствовали, с каким большим желанием учатся врачи, как много они хотят знать. Многие врачи приезжают по 2-3 раза. Они, как правило, очень благодарны за полученные знания. Врачи из Норильска написали следующие стихи:

 

Мы вас за всё благодарим,

За то, что снова мы студенты,

И вновь почувствовать спешим

Науки важные моменты.

За то, что посетили нас

В краю ночей и дней полярных,

И в нашем обществе нашли

Вы слушателей благодарных!

А дальше с юмором:

Хранить молчанье мы сумеем,

Вы в этом убедились все,

Но это не аномалия,

И дело вовсе не в овсе.

Овёс в коня попал, поверьте,

Бесплодной почвы нет у нас

И все взойдет великолепно,

Что получили мы от вас!


И действительно, за эти годы в крае в 10 раз уменьшилось число больных ревматизмом, с 90 на 1000 до 1-2 на 1000 снизилась частота острой пневмонии, в основном решена проблема тяжелых рецидивирующих и хронических пневмоний, как массового заболевания, что было еще совсем недавно, на основе новых теоретических и практических исследований нашей клиники по-новому организован учет, лечение и профилактика аллергических больных, детская смертность уменьшилась с 19 до 7 на 1000 родившихся, успешно продолжаются работы по изучению адаптации здоровых и больных детей в Сибири и на Крайнем Севере, по заданию Правительства кафедра в широком комплексе с другими учреждениями ведет поистине громадную работу по оценке здоровья детей, начинающих обучение в школе с 6 лет. Наконец, несомненно, под влиянием многолетней целенаправленной педагогической деятельности нашей клиники произошло существенное повышение квалификации врачей в крае. Сейчас детское население обслуживают хорошо оснащенные больницы в Красноярске, Норильске и Абакане, организованы профильные межрайонные больницы в Канске, Минусинске, Ачинске, Шушенском.

 

Не вся кафедра сохранилась к этому времени. Первая покинула нас Пилия Светлана Ивановна, которая переехала с мужем в Абхазию. Она кандидат медицинских наук с 1971 года, стала внештатным референтом Совета министров Абхазии, старший педиатр, зав. отделением МСЧ 3-го главного управления, врач высшей категории. Она сохраняла все наши традиции и пользовалась большим авторитетом.

 

После 11 лет работы на кафедре в 1974 году ушла Ефросинья Михайловна Иванова. Сейчас она врач высшей категории, работает в 3-м детском отделении ККБ № 1. Часто выручает нас в трудную минуту, как преподаватель. В стихах к 10-летию кафедры писали:

 

Фрося юмор возглавляет,

И белки определяет,

Дни – не покладая рук.

Также лепит из студентов

Будущих корреспондентов

Академии наук.


Корреспондентов пока нет, но кандидатов наук и докторов среди ее бывших студентов уже много. У нее учился Вячеслав Александрович Руднев (профессор, доктор мед. наук, зав. кафедрой неврологии, проректор по учебной работе КрасГМИ в 1986-1994 гг.), Иван Васильевич Кольга – доцент, затем профессор, зав. кафедрой ЛФК, декан педиатрического факультета), Юрий Семенович Винник (доктор мед. наук, профессор кафедры общей хирургии), Радион Иванович Петров (доцент, был главным врачом ККБ № 1 в 1973-1983 гг. и в 1988-1997 гг.).

 

В 1976 г. Е.И. Прахин (работал у нас с 1967) перешёл на работу в НИИ Медицинских проблем Севера СО АМН. Он старший научный сотрудник клинического отделения питания и физического развития детей.

 

Потом уехала в Норильск Л.Г.Михалева. В 1980 году А.И.Ицкович была избрана зав. кафедрой общей педиатрии в КрасГМА, а в 1982 году ей присвоили звание профессора. Т.Е.Петрова перешла работать на кафедру детских инфекций. В 1983 году на заслуженный отдых ушла Е.А. Помыкалова. Она проработала на кафедре 20 лет.

 

Все эти годы мы тесно работали с органами здравоохранения. Ежегодно сотрудники кафедры выезжали в районы края для консультации больных, проведения конференций, для планового осмотра больных, диспансеризации детского населения и др. Было более 2000 вылетов в города и районы края.

 

Научная работа занимала очень большое место. Трудно даже сказать, чему больше отдавали предпочтение – учебному процессу, работе в здравоохранении или науке. Но, если учесть, что с 1942 года, когда образовался КГМИ, по 1963 была защищена только 1 кандидатская диссертация по педиатрии, то за 20 лет на кафедре проделана гигантская научная работа.

На нашей кафедре появились 2 профессора педиатра. Подготовлено 29 кандидатских диссертаций, из них 7 аспирантами, а 22 соискателями (всем известно, как это сложно). Были соискатели и из практического здравоохранения: Л.Г.Лега, В.Г.Сорокина. Е.И.Мурашко, В.Ф.Можаров, М.А.Сарова, В.А.Разманов. В некоторые годы защищалось 3, а то и 5 диссертаций.

 

Наша кафедральная поэтесса Татьяна Александровна Титкова писала:

 

Но в век рекордных скоростей,

Где так стремительны событья,

Мы обогнали юбилей

Акселерацией развитья.

И потому на стеллажах –

Трудов бесчисленных макеты,

А на больничных этажах –

Людей заслуженных портреты.


Я считаю, что нашему коллективу выпала большая честь, что мы находимся на базе Краевой больницы. Очень много сделали для развития специализированных детских отделений В.К.Сологуб, Р.А.Браницкая, Р.И.Петров. Нам повезло, что мы работаем с коллективом высококвалифицированных зав. отделениями и врачей, такими, как Потехина И.С., Сорокина В.Г., Иванова Э.И., Кузнецова З.З., Бакланова К.Н., Бобровничая А.М., Вятчина Ф.А., Кулакова Г.И., Рыкованова Т.И. и многими другими коллегами.

 

Перейти к содержанию мемуаров         Вверх

 

Факультет усовершенствования врачей (ФПК и ППС)

 

Врачи должны непрерывно учиться. Сейчас, в начале XXI века, это актуально особенно. Необходимо учесть, что много различных заведений (серьезных и не очень) занимаются лечением больных детей. И, между прочим, дают советы по лечению болезни, в которой этот, с позволения сказать лекарь, часто вообще не разбирается. Специалистами по различной патологии детей должны быть только дипломированные педиатры.

 

Сейчас я приведу один очень грустный пример. В Норильске мальчик дошкольного возраста (5 лет) пожаловался на боль в правом тазобедренном суставе. В это время московский Институт ревматизма (тогда он так назывался) проводил семинар по ревматическим заболеваниям и коллагенозам. Научному сотруднику из Москвы, который занимался проблемой «узелковый периартериит» показали этого ребенка. Педиатр-ревматолог попросил этого ученого лично посмотреть больного, так как родители ребенка были ее знакомыми.

 

Москвич в диагнозе сомневался, но сказал, что надо исключить узелковый периартериит, а пока назначил большие дозы кортикостероидов. . Я прилетела консультировать этого ребёнка через 35 дней после отъезда москвичей. Норильским хирургам ребенка не показали, но рентгенограмму сделать догадались. Больной лихорадит, СОЭ до 60 мм/ч, правый тазобедренный сустав и правое бедро в 2 раза толще левого, ребенок кричит от боли. Он без гипса и еще на больших дозах гормонов. Диагноз остеомиелита не вызывал сомнения, головка сустава и правое бедро буквально развалились. Почему не лечат специалисты? Как допустили, что ребенок погибает по вине абсолютно некомпетентных докторов в детском отделении. Причем здесь ревматизм, причем московские специалисты? Вызовите самого молодого хирурга! Он разобрался бы, несомненно.

 

Вот почему доктора должны постоянно учиться, хорошо знать свой предмет и знать, с кем необходимо консультироваться, иначе ошибки могут быть катастрофическими.

 

Приведу еще один пример. В Минусинске в семье учителей заболел мальчик, высокая температура, головная боль, рвота. Педиатрам ребенка не показали, решили через завгороно г. Минусинска пригласить из Абакана самого популярного умного и знающего доктора хирурга. Но тот лечения не назначил, сказал, что больной очень тяжелый, погибает, не довезете и т.д. Это было 6 ноября, в канун праздника. Я прилетаю на консультацию 7 ноября, больной действительно тяжелый, сделали спинномозговую пункцию, поставили диагноз серозный менингит. Лечение действовало хорошо, через месяц ребенок был здоров. Педиатры прекрасно справились.

 

Чтобы не происходило таких грустных ошибок, необходимо каждому врачу заниматься своим делом. Надо набраться терпения, не торопиться. Многие врачи постоянно отшлифовывают свои знания, работают с журналами, прочитывают монографии, активно участвуют в больничных конференциях, в работе общества детских врачей. Ежегодно на кафедре 10-12 врачей учатся в клинической ординатуре. Сейчас все врачи проходят через интернатуру или клиническую ординатуру, это очень хорошая подготовка.

 

Повышение квалификации на ФПК и ППС – одна из эффективных форм последипломного обучения. Врач с практическим опытом по иному подходит к изучению болезни.

 

Наш факультет усовершенствования врачей был создан в 1961 году. Вначале он выполнял роль факультета специализации детских врачей для врачей, окончивших раньше лечебный факультет. Длительность специализации была от 4 до 6 месяцев. Педиатрию практически изучали заново, начиная с пропедевтики – границы легких, сердца, вскармливание детей первого года жизни и т.д.

 

Первыми организаторами и преподавателями курса были канд.мед.наук Ж.Ж. Рапопорт и М.С. Зырянова на 0,5 ставки на базе первой городской больницы.С 1963 года с образованием новой кафедры существенно расширился и курс ФУВ, к преподаванию врачам были привлечены новые сотрудники – К.С. Крутянская, В.Г. Леонова, М.А. Кригер, Е.А.Помыкалова.

 

Мы с Марией Семеновной поочередно вели циклы соответственно отделению, которыми вначале сами заведовали, а потом долго курировали. Все преподаватели должны были глубоко знать физиологию и различные разделы патологии детского возраста, такое правило установил Ж.Ж. Рапопорт. Лишъ потом каждому сотруднику поручалась специализация в той или иной области, в начале на нашей базе, а затем в центральных клиниках страны. Мария Семеновна – эндокринолог, еще вела патологию почек и ЖКТ. Вера Георгиевна занималась неонатологией и гематологией, а Клавдия Семеновна – патологией сердечно-сосудистой системы и легких.

 

Клиника курировала и консультировала весь громадный красноярский край. Мы учили врачей, но и сами постоянно повышали свою квалификацию, в том числе и наш постоянный руководитель профессор Ж.Ж.Рапопорт. Мы по много раз учились в Москве,Ленинграде, Харькове и др., все участвовали в работе конференций – институтских, региональных, Российских, Всесоюзных и т.д. То же необходимо сказать и обо всех заведующих отделениями и работниках отделений. Они активно участвовали в работе здравоохранения края.

 

За каждым районом был закреплен куратор с кафедры и отделения. Кураторы принимали годовые отчеты, проводили клинические и клинико-патологоанатомические конференции в своих районах, консультировали и учили врачей курируемых районов.

 

Постепенно кафедра полностью перешла на программу усовершенствования врачей, т.к. педиатров готовил педиатрический факультет, и надобность в специализации врачей-лечебников отпала.

 

Тематика циклов была таковой:

  • проблемы неонатологии, как правило, курировала доцент В.Г. Леонова, затем С.И. Устинова и В.Н. Тимошенко (С.И. Устинова сейчас главный неонатолог в крае, В.Н. Тимошенко доцент кафедры, завуч, М.Г. Леонова на заслуженном отдыхе, но связи с кафедрой не теряет);
  • цикл патологии раннего возраста долгие годы курировала М.С. Зырянова;
  • цикл «здоровый ребенок» (ответственной была Т.А. Титкова);
  • цикл патологии сердечно-сосудистой системы вела К.С. Крутянская, сейчас ведет доцент Е.П. Кириллова;
  • цикл эндокринологии – М.С. Зырянова и Т.А. Таранушенко;
  • цикл патологии желудочно-кишечного тракта и почек – Л.Н. Мотлох;
  • цикл аллергологии – А.Ф. Швецкая, Л.И. Зиновьева, З.Н. Гончарук;
  • цикл гематологии – В.Г. Леонова, З.Н. Гончарук.

 

Очень часто к работе на цикле усовершенствования привлекались зав. отделениями В.Г. Сорокина, Т.И. Рыкованова, И.С. Потехина, Ф.А. Вятчина, Э.И. Иванова, К.С. Бакланова, З.З. Кузнецова.

 

С 1963 по 1995 гг. было проведено 123 цикла, проучились 3236 врачей, многие из них по 2-3 раза. Из Красноярска – 27 %, из городов края – 25 %, из районов края – 17 %, из медсанчастей – 3 %, из 4-го управления – 4, 3%, из Тувы – 6,4 %, из Читы – 5.9%, из Иркутска, Бурятии, Якутии –12,3%.

 

Участковые педиатры составили 57,3 %; врачи, выполняющие все службы в участковых больницах – 15,2%; заведующие отделением – 6,5%; главврачи, заместители главврачей и районные педиатры – 7,6 %; заведующие поликлиникой и старшие ординаторы поликлиник – 3,6 %; другие специалисты – 11,8 %. До 78 % врачей, обучавшихся на цикле, окончили наш вуз, 22 % – различные 29 вузов страны.

 

Мы выполняли заказ краевого отдела здравоохранения, как по количеству, так и по тематике циклов. В тесном контакте с нами работали главные педиатры края, долгие годы Е.И. Мурашко, затем З.А. Климова и Г.А.Каневская.

 

К каждому тематическому циклу тщательно готовилось отделение и преподаватели. Мы все выписывали новые журналы и проводили с врачами цикла читательские конференции. Кафедра была богата новыми книгами, их выписывали не только из Москвы и Ленинграда, но и из Минска, Киева, Ташкента и др. На кафедре был большой набор таблиц, рентгенограмм слайдов. У каждого ассистента была масса дидактического материала, задач, примеров. Особо ценным было то, что на каждой теме разбиралось несколько больных.

 

Мы не только дружно работали, но и коллективно отдыхали. На кафедре ежегодно проводилось посвящение в педиатры тех врачей, которые учились у нас 2 или 3 раза. Часто по воскресеньям почти вся кафедра выезжала на лыжную базу вместе с семьями.После пробежок устраивали чаепития, конечно, без алкоголя, но с хорошим общением, с приятной беседой. В сентябре чаще совершали поход на Столбы. Все эти внерабочие встречи чрезвычайно цементировали коллектив, создавали дружеские отношения. Мы проводили два выездных цикла в г. Норильске. Норильчане нас поразили слайдами, на которых была природа Заполярья весной и зимой, чудесные снимки рыб. В Норильске мы наблюдали уникальное явление природы гало – тройное солнце.

 

В те годы за границу ездили редко, но многие из нас побывали за рубежом. Я, Мария Семеновна, Александра Иосифовна, Инна Павловна отдыхали в Болгарии. Алла Федоровна побывала в Индии, в Японии. Зинаида Никитична Гончарук и ее муж Виктор Владимирович увлекались сбором грибов, они не только собирали, но и делали очень интересные снимки. Мария Семеновна и ее сын Игорь показывали нам слайды и фотографии цветов, букетов. С нами всегда были наши дети.

 

Теперь наши дети уже взрослые, многие из них стали учеными: Валерий Верниковский – доктор геологических наук, профессор; Игорь Зырянов – кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой; Ирина Крутянская – кандидат биологических наук, доцент; Ирина, Елена, Гера Гительзоны – кандидаты мед наук; Таня Кригер – доцент; Елена Кириллова защитила докторскую диссертацию; Кирилл Тимошенко – кандидат мед. наук, заведующий функциональным отделением Краевой клинической больницы № 1.

 

Всего на кафедре под руководством Ж.Ж. Рапопорта защищено 50 кандидатских диссертаций. Каждого диссертанта мы тепло поздравляли, иногда поздравляли сразу двоих или троих. Хочу подчеркнуть, что несмотря на ислючительное новшество научных тем, которые давал Ж.Ж.Рапопорт своим диссертантам, и большие трудности при их выполнении, не было ни одного случая, чтобы работа провалилась и не была бы утверждена ВАК СССР. Коллектив кафедры был дружным, поддерживались теплые дружеские и рабочие отношения с коллективами отделений. Мы смело говорили, что идем на работу, как на праздник.

 

Своими интересами мы делились и с врачами цикла. Однажды в Абакане нам показали выставку «Дары садов». Это было изумительно! Одних только помидор было более 20 сортов. Я восхищалась, а мне сказали: «Так это мы у вас научились!». В Шушенском мы однажды послушали прекрасный, подготовленный медицинскими работниками, музыкальный капустник, посвященный молодым специалистам, врачам и медсестрам. И снова мне сказали, что пример взяли с нас, с нашего посвящения в ординаторы.

 

В районах края также вырастали династии медицинских работников. Например, в г. Канске в.н. Дядичкина заведовала детской поликлиникой, отличник здравоохранения, её муж В.В. Дядичкин – рентгенолог, обе дочери врачи и их мужья тоже врачи. Таких примеров можно привести много.

 

Как уже я говорила, с 1 сентября 1982 г. наша кафедра стала называться кафедрой педиатрии № 1 с курсом педиатрии факультета усовершенствования врачей. Из наших преподавателей ни один на другие кафедры не уходит, несмотря на то, что три ассистента канд.мед.наук работают на 0,5 ставки. Здесь надо отметить, что у нас часто работали кандидаты наук на 0,5 ставки, т.к. не хотели уходить от Ж.Ж. Рапопорта, а штатное расписание всегда оставалось ограниченным. За 27 лет на другие кафедры перешли всего 4 человека. То же касалось и врачей клиники.

 

Я, как Ученый секретарь институтского Ученого совета знала, что на ФУВ дают дополнительные ставки, но в то же время открываются новые кафедры. И что же достанется нам?

 

Мы с Инной Павловной пошли к ректору. Борис Степанович удивлен, почему не зав. кафедрой занимается кадрами. Он так и сказал: «А вы здесь при чём?». Мы говорим, что как профорг и парторг боремся за права человека. В наших интересах и в интересах кафедры сохранить выращенные кадры. Борис Степанович потихоньку остывает и изрекает: «Действительно, ваша кафедра ведущая в институте». Сразу же соглашается перевести на полную ставку Т.А. Титкову. Она единственный специалист по здоровому ребенку. И еще нам дают 0,5 ставки на усмотрение заведующего. С этого времени тоже устроена на полную ставку Е.П. Кириллова.

 

Итак, теперь состав кафедры: 1 профессор, 4 доцента, 11 ассистентов, 7 аспирантов, 8 ординаторов и ежегодно не менее 3 старших лаборантов, окончивших университет и занимающихся только наукой. По научному потенциалу кафедра соответствовала мощной лаборатории НИИ.

 

Существовало мнение, что на педиатрический факультет идут с более слабыми знаниями. Однако мы знали, что и на лечебном факультете хватало двоечников и троечников. Но мы не должны были выпускать «троечных» педиатров, нам недостаточно было «прожиточного минимума», как называли студенты «тройку».

 

К сожалению, когда приходил 4 курс, среди студентов были такие, которые непонятно как доучились до 4 курса. Считаем, что их «жалели» преподаватели. Ж.Ж. Рапопорт со слабыми студентами вел себя сдержанно, не раздражался, голоса не повышал, терпеливо слушал. Однако сдавать приходилась некоторым по 2, а то и 4 раза. Совсем слабых отсеивали. Мы полюбили студентов педфака – молодые, ясные лица, веселые, активные. Важно, что студенты хорошо относились к больным детям.

 

В эти же годы начали писать ЕМС (единую методическую систему преподавания), которая предусматривает ступенчатый метод преподавания с 4 по 6 курсы и исключает возможность лишних повторений. Однако следует признать, что методички получились громоздкие, перегруженные программированным контролем на бумаге, большим количеством задач. Например, ЕМС для 6 курса составила 900 страниц. Если строго придерживаться методички, студент не успеет увидеть больного. Часто больной разбирается в спешке, а для сложной дифференцированной диагностики больные подбираются редко. Разве можно второпях смотреть больного? Чему мы учим? Быстро проводить осмотр, но это может привести и приводит к массе ошибочных диагнозов!

 

Но поскольку наша клиника располагается на базе краевой больницы, то больных с различными вариантами течения одной болезни достаточно, и наши ассистенты всегда на первый план ставили больного. Глубокий разбор больного самый правильный метод обучения врача. Надо отметить, что педфак это не только соматические болезни. Здесь изучаются инфекции, туберкулез, ЛОР-патология, иммунология, генетика, поликлиническое дело, детская и общая хирургия.

 

Педиатр должен быть врачом широкого профиля. Прежде всего, его готовят работать участковым врачом, врачом дошкольных учреждений и школ. Особое место занимают педиатры родильного дома (неонатологи) и отделения патологии новорожденных и детей до 3-х месяцев, врачи отделения патологии раннего возраста (детей до 1 года и от 1 до 3-х лет). Повторяю еще раз, педиатр – это врач широкого профиля.

 

Предыдущая часть         Вверх       Следующая часть

Перейти к содержанию мемуаров






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх