18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Любовь или зависимость? Типы личности, неспособные любить

Фото Когда закончился конфетно-букетный период: совместимы ли вы?

Фото В чем ваш талант и где его применить?

Фото Легко ли русским за границей? Особенности адаптации иммигранта

Фото Как и где познакомиться с достойным мужчиной

Фото Повторный брак: стоит ли начинать сначала?

Фото Ловушки «счастливой» любви

Фото Что мы (не) должны своим родителям?

Фото Эта встреча была не случайна или По какому принципу подбираются пары

Фото Стой, а то мама будет стрелять! О гиперопеке и «властном» воспитании в...

Фото Мифы о памяти

Фото Суицид: взгляд с позиции психологии и психиатрии


Таинство смерти по-христиански: как пережить смерть близкого человека

    Комментариев: 0     версия для печати
Таинство смерти по-христиански: как пережить смерть близкого человека

Смерть – одна из самых страшных и таинственных сторон жизни человека. Смерть близкого – страшна втройне, поскольку непонятно и неизвестно, как можно повлиять на это загадочное явление. Поэтому люди стараются закамуфлировать смерть всевозможными ритуалами, обычаями и приметами, которые, казалось бы, направлены на то, чтобы помочь душе покойного, а на самом деле вредят ему и близким. О том, как относиться к смерти и «правильно» пережить смерть близкого, опираясь на многовековой опыт наших предков, поговорим в этой статье.

 

Свадьба и похороны

Со времен Древней Руси два таких, казалось бы, разных обряда, как свадьба и похороны, имеют нечто общее: и там, и там оплакивают человека. В центре русского свадебного обряда – переосмысление христианских идей и мифических представлений человека об устройстве мира, в частности представления об умирании души девушки, собирающейся в другую жизнь – замуж. После сговора невеста обязана была оплакивать свою судьбу и прощаться с «белым светом», носить траурную одежду, платок на голове, не выходить за пределы двора. Ее слезы одновременно символизировали благодарность родителям за все, что они для нее сделали, и прощание с ними. По древнему поверью, чем больше невеста плачет, тем счастливей и радостней будет ее жизнь с мужем.

 

Слезы и плач по умершему

Обряд похорон тоже имеет некий таинственный мифический смысл. Слезы и плач в традициях многих народов символизируют не только естественное выражение боли, горя, страдания, но и несут в себе форму ритуального поведения. Раньше на похороны приглашали специально нанятых плакальщиц, оплакивая умершего, они просят у него прощения от лица всех присутствующих. Неоплаканный покойник не будет прощен, а значит, будет мучиться на том свете.

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Феврония на вопрос Петра, где твои родители, отвечает: «…отец мой и мать моя пошли взаймы плакать — это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это – плач взаймы». Плач был также способом общения с умершими предками и просьбой принять к себе нового члена в загробный мир. Еще погребальный плач – своеобразное обращение к умершему с просьбой передать приветы родственникам на тот свет.

 

Слезы перед гробом – это такой же, как в свадебном обряде, знак благодарения усопшему за то, что он был рядом с близкими долгие годы. В настоящее время люди реже обращаются к Богу, только в самые тяжелые минуты жизни и в момент смерти ближнего. Если Бога все-таки вспоминают, следует до глубины понять Божий замысел по поводу смерти. Недаром говорят: «Бог дал, Бог взял». С православной точки зрения смерть – это засыпание, «успение», отсюда появился термин «усопший», то есть смерть – это переход в другую, вечную жизнь. Тело человека – есть «храм Божий»: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3,16). Бережное отношение к телу покойного связано с главным христианским постулатом о Воскресении. Кладбище называют еще «погостом», подразумевая, что умершие пришли сюда только погостить. Похоронный плач понимается как помощь покойнику искупить все грехи на земле и отправиться в Царство вечное, чтобы воскреснуть.

 

Умереть не страшно, страшно исчезнуть бесследно

 

Советы психолога о том, как пережить смерть близкого

Психолог центра «Доверие» г. Томска Елена Мельникова считает, что сегодня потеря близкого человека переживается иначе, чем в былые времена из-за отсутствия веры в Бога. Люди убиваются продолжительное время и расценивают смерть как непоправимую катастрофу, в то время как должны относиться к этому явлению духовно.

 

– Я сама недавно похоронила маму, она умерла очень спокойно, о такой смерти мечтают многие… Говорят, как жил человек легко, так и умер, и я переосмыслила значение смерти. Мы русские люди, славяне, в нас течет кровь далеких умерших предков, сильна генетическая память, и представления о смерти должны соответствовать именно национальной традиции. На Руси дети с малых лет посещали похороны, воспитываясь на вере в Бога, на понимании смерти как неотъемлемой части жизни.

 

Сегодня, к сожалению, русский человек ориентирован на чуждые традиции Запада, где пропагандируется отрицательное влияние вида покойника на детскую психику, смерть соотносится со стихийным бедствием. И человек не знает, что такое смерть, отгоняет мысли о ней как о чем-то чуждом, но в реальности рано или поздно сталкивается с ней и осознает, что совершенно не подготовлен.

 

На самом деле, смерть нужно принять как данность. Мы привыкли исходить из эгоистичных соображений – «это мое», поэтому многие люди замыкаются в себе, абсолютно не понимая, что мы всю жизнь что-то теряем, а что-то приобретаем, проходим необходимые испытания и становимся сильнее. Именно закаленная сила духа позволяет спокойно справляться с предстоящими трудностями.

 

Люди, потерявшие близкого человека, начинают жалеть себя, как же они будут жить без несвоевременно покинувшего, иногда даже обвиняют его в кончине. Проблема возникает из-за привязанности и даже зависимости от ушедшего человека. Мы не можем с ним расстаться, не можем отдать его даже Богу, поскольку нет веры и библейского понимания, что твоего на земле ничего нет, все дается и отнимается по воле Божьей. Некоторые не могут отпустить усопшего многие годы, зацикливаясь на смерти, в то время как нужно думать о дальнейшей жизни. Умершего уже не вернуть, и помочь ему можно лишь благословением, молитвой и добрыми делами на земле в знак его памяти.

 

Существует такое христианское поверье, что, если человек ушел из жизни, значит, он выполнил свое предназначение на земле и подготовился к переходу к жизни вечной. Воспринимать смерть согласно церковным традициям следует не как конец, а как продолжение души в ином обличье и измерении. Если у человека нет веры в вечность, а есть невежество, то и возникает панический страх перед смертью, поэтому многие стараются откупиться от нее, придумывая свои обряды, традиции, которые, на самом деле, покойнику не нужны. Помню, на отпевании батюшка сказал, что умершему уже ни к чему вещи материального мира, он не сможет их забрать в другую жизнь, все, что ему надо, – это чтобы близкие люди простили его и, поддерживая молитвой, помогли пройти последний этап, который длится сорок дней, держать ответ перед Богом и исповедоваться в земных грехах. Традиции класть в гроб покойника дорогие ему вещи очень далеки от православных, они идут от язычества.

 

Сорок дней, максимум полгода – это тот срок, когда близкие могут скорбеть об утрате. Если этот период затягивается, значит, человек впал в глубокую депрессию. Уныние не зря считается смертным грехом, надо жить и верить в лучшую жизнь, сходить в церковь, исповедаться, что-то делать, не сидеть на месте. Выход из депрессии – это действие, поэтому надо делать что-то хорошее для умершего: молиться за него, помогать нуждающимся. Если мучает сильное чувство вины, ощущение, что что-то не успели сделать для ушедшего из жизни – надо сделать это для другого, пусть даже чужого человека, тогда и покойному будет хорошо и ваша душа очистится. Дарить радость, невзирая на скорбь, это и есть замысел Божий.

 

Авиценна о причинах болезней и неизбежности смерти

 

Погребальный обряд

Недавно я сама была свидетелем отпевания покойника в храме. Поразили слова иерея Петра: «Сорок дней душа блуждает по земле, держа ответ перед Богом, обращаясь к душам близких с просьбой о прощении, ваша задача помочь душе обрести покой, простить и принять его представление к жизни вечной».

 

А ведь многие и не знают, как подготовить покойника к переходу в другую жизнь. Осознавая, что душа бессмертна, и во второе пришествие Христа тела мертвых воскреснут, соединяясь с душами, тело тщательно готовят к погребению: обмывают, наряжают в новые чистые одежды и покрывают белым саваном. Перед укладыванием тела в гроб, его окропляют святой водой. Под голову усопшего подкладывают подушечку, набитую опилками или соломой, руки должны быть сложены крест-накрест, правая рука сверху, левая снизу, руки и ноги должны быть связаны (развязывают перед самым погребением). На шею умершего обязательно надевают нательный крестик, а в руки дают погребальный крест, на грудь кладется икона – образ Спасителя (для мужчины) или образ Божьей Матери (для женщины). На лоб усопшего кладут венчик – символ венца, веры и совершения жизненного подвига. Понятие «нетленный венец» - символ надежды на Воскресение.

 

Если гроб стоит дома, то располагается посередине комнаты головой к иконам, ногами к двери. Существует неверное представление, что нужно на сорок дней после смерти завешивать зеркала в доме, дабы душа не увидела в них себя. По словам иерея Петра – это выдумки, не соответствующие традициям церкви. Завешивать зеркала и экраны телевизоров не нужно. Так же как излишне держать в доме стопку водки или воды с кусочком хлеба наверху, поскольку душе умершего уже не нужна физическая пища.

 

Отпевание и погребение

Погребение состоится на третий день после смерти. Если человек был крещенный, то его отпевает священнослужитель. Отпевание помогает покойному освободиться от грехов, в которых он не успел исповедаться. Если человек был атеистом, самоубийцей или неверующим, никакого смысла в отпевании нет. Во время процедуры отпевания все присутствующие должны молиться. Душа покидает тело на третий день и начинает страдать от своих собственных несовершенств, поэтому близкие должны усердно молиться, чтобы помочь ей пройти последние испытания. В гроб умершего кладутся только искусственные цветы, живые цветы увянут так же, как увядает тело покойника. Никаких вещей материального мира в гроб покойника не кладут, поскольку на том свете душе они уже не понадобятся.

 

Молитва на отпевании имеет магическую силу, присутствующим необходимо прислушаться, осмыслить слова песнопений. Участие в отпевании покойника позволит прощающимся на минуту остановиться, обратиться внутрь себя и задуматься о своем существовании на земле, что нас ждет за чертой смерти и так ли безгрешна земная жизнь. Во время отпевания близкие родственники держат в руках зажженные церковные свечи, которые потом нужно будет снова зажечь на могиле перед погребением, а впоследствии кинуть в могилу вместе с землей, оставив только три на поминки в день смерти, девять и сорок дней. Священнослужитель по окончании процедуры чинопоследования выдает родственникам погребальную землю, которой нужно будет крестообразно посыпать тело покойного перед опусканием в могилу. Погребальная земля свидетельствует о том, что из земли мы созданы, в землю и вернемся.

 

После отпевания гроб покойного закрывается крышкой, которую открывают в последний раз перед погребением. По церковным правилам гроб выносят ногами вперед и несут близкие родственники или друзья. На кладбище происходит последнее прощание с умершим, родственники и друзья целуют его в лоб, тем самым прося прощение. После развязывания рук и ног, тело крестообразно посыпают погребальной землей, заколачивают крышку гроба (после этого уже нельзя открывать крышку), и опускают его в землю. После чего сначала родственники, а после и все присутствующие кидают по горсточке земли на гроб.

 

Этот ритуал имеет педагогическое значение, символизируя бренность бытия и напоминая живым о ждущей участи. После того как гроб закопан, на могилу в ногах покойного водружают надгробный крест, чтобы лицо усопшего было обращено на него. На похороны православного нельзя приглашать духовой оркестр, также нельзя хоронить в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова. Одежда присутствующих должна быть строгой, по возможности темной, она выполняет воспитательную, духовную, ограждающую от грехов функцию. Строгая одежда предполагает организованное строгое поведение, которое необходимо для молитвы.

 

Сразу после смерти близкого (до отпевания и погребения) родственникам следует заказать в церкви Сорокоуст – поминальную молитву, которая читается сорок дней и служит очистительной для души умершего. Поминки принято организовывать в день похорон, на девятый и сороковой день после смерть. Следует помнить, что поминки – это, прежде всего, поминовение, то есть молитва. Алкогольные напитки на поминальном столе неуместны, по православной традиции на столе обязательно должна стоять кутья – сладкое рисовое блюдо. Крупа является символом возрождения, а сладкий изюм – сладость и радость в вечной жизни. Над кутьей обязательно читается молитва, остальная часть трапезы проходит в свободной форме.

 

Сегодня, когда возрождается интерес к народным духовным традициям, важно знакомиться с обрядовой культурой изнутри, исходя из устоев православной церкви. Но самое главное, чтобы помочь душе умершего, мы должны сами прийти к Богу: соблюдать заповеди, признавать свои грехи, творить добрые дела. Важно также хранить добрую память о скончавшемся человеке и передавать ее последующим поколениям, рассказывая о делах предка, посещая и ухаживая за его могилой. По православным поверьям упокоившиеся души наших даже самых далеких предков помогают нам с того света и ведут по жизни, освещая путь.

 

Автор Юля Савельева




Ключевые слова: отпевание, похороны, поминки, погребение, смерть близкого как пережить,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх