Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, поэтому многие логопеды начинают работать, прежде всего, над восстановлением дыхания. Однако причин появления судорог может быть несколько, это зависит от формы заикания (неврозоподобная или невротическая). Выбор метода коррекции заикания осуществляют родственники больного, но перед тем как приступить к лечению заикания, ему необходимо пройти комплексное обследование. Оно включает психолого-педагогическое, медицинское и логопедическое изучение заикающегося.
О причинах заикания у детей читайте здесь.
Этапы обследования
Перед самим лечением заикания у детей на первом этапе обследования производится сбор анамнестических данных, было ли заикание у родственников, по какой линии, темп речи родственников, протекание беременности и родов, были ли органические нарушения, соматические заболевания, сон ребенка, обстановка в семье, контактный ли ребенок, спокойный или беспокойный? На втором этапе ребенок проходит обследование у невролога, который изучает общую моторику.
На третьем этапе обследование проводят психолог и логопед, выявляя черты характера ребенка: капризный, уравновешенный, подвижный, замедленный, тревожный, слезливый, раздражительный, пугливый. Каков характер игры, склонность к определенным играм, проявляется ли заикание в игре наедине с собой и со сверстниками. Изменилось ли поведение ребенка с момента появления, заикания, состояние сна, аппетита, настроения, появились ли капризы, энурезы, страхи, негативизм. Выясняется собственное отношение к дефекту и отношение семьи, наличие перегрузок, кругозор. Также изучается темп речи, тип голоса, особенности дыхания, выраженность заикания в разных видах речи (сопряженной, отраженной, шепотной, в автоматизированных рядах, при чтении стихов, прозы, в вопросно-ответной речи, в рассказе на заданную тему, при пересказе прочитанного, в спонтанной речи). Изучаются тип и локализация судорог, наличие трудных звуков, речевых уловок, эмболофразии, наличие насильственных содружественных движений при заикании, факторы, усиливающие и улучшающие заикание, логофобии, периоды без заикания, их регулярность и продолжительность, типы течения заикания.
Только после выяснений полной картины заболевания можно выбрать тот или иной метод лечения заикания. Чаще всего лечение заикания включаетс в себя целый комплекс мероприятий, в том числе работа логопеда по формированию плавной устойчивой речи, способности произносить синтагму на одном выдохе. Также с заикающимся ребенком работает психолог, воздействуя на личность, формирует социальную активность, изменяет отношение к дефекту и к себе как коммуникативному партнеру. Невролог также учатсвует в лечении: проводит профилактическую работу по появлению рецидивов, которая связана с лечебно-оздоровительными поддерживающими курсами реабилитации.
Основные направления психолого-педагогической работы при лечении заикания
Исследователи в области логопедии выделяют семь основных направлений работы с заикающимися разного возраста.
-
Охранительный речевой режим. Этот этап направлен на нормализацию работы ЦНС (от 2 дней до месяца). В это время экспрессивная речь ограничивается, используются краткие ответы: да, нет. Подросткам и взрослым рекомендуется хранить полное молчание. На этом этапе больной ограждается от физических и психических перегрузок. Обязательно соблюдать режим дня, сон не менее 8-10 часов, полноценное белковое питание, длительные прогулки на воздухе. Исключаются игры соревновательного характера, рекомендуются занятия танцами, плаванием, лыжами, настольными играми, пением, дневной сон. Запрещен просмотр телевизора длительное время, общение с многочисленными родственниками (желательно отправить ребенка к бабушке в деревню). Логопед на этом этапе проводит с детьми игры-молчанки, включающие в себя моделирование заданных ситуаций. Например, «В больнице» - больные спят, тишина, мы их лечим; «Аквалангист», «Фотоохота», «В горах», «Спит добрый волшебник» и др.
-
Формирование речевого дыхания. Работа направлена на расслабление дыхательного аппарата и создание его координированной работы с голосовым и артикуляционным аппаратами. Сначала логопед работает над физиологическим дыханием, используя упражнения по постановке диафрагмального дыхания, дыхания животом. Затем приступает к формированию длительного фонационного выдоха на основе протяжного произнесения гласных звуков, чтобы сознательно распределить воздух при речевом выдохе и его хватало для произнесения фразы. Важен длительный выдох (используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).
-
Формирование навыков рационального голосоподачи и голосоведения. Цель работы на этом этапе – снятие мышечного напряжения с голосового аппарата, развитие слитного произношения и мягкой атаки звукоголоса с использованием грудного резонатора. Предлагается произнесение длинного ряда гласных звуков на одном выдохе при непрерывном артикулировании.
-
Развитие просодической стороны речи. Обучение выразительности речи и передаче основных типов интонаций. Сначала произносится ряд гласных звуков с разнообразными модуляциями голоса, затем ряд слогов, далее слов, фраз с разной интонацией. Затем осуществляется переход к членению текста на синтагмы (совокупность нескольких слов на одном выдохе).
-
Развитие координации и ритмизации движений. Развивается координация и точность движений рук, ног, пальцев рук, артикуляционных движений, формируется ритмизация речи. Рекомендуется использовать логоритмические упражнения.
-
Регуляция эмоционального состояния больного (доминирует в психотерапевтических методиках). Основной метод – аутогенная тренировка, которая базируется на мышечной релаксации и произвольной регуляции вегетативных функций. Создается эмоциональное состояние спокойствия и его связь с плавностью речи. Используются элементы массажа дыхательной, артикуляционной, вокальной мускулатуры, биологически активных точек. Используется такой прием как расслабляющая медитация «Волшебный сон».
-
Развитие планирующей функции речи. Заикающийся должен проговаривать фразу про себя, это способствует организации внутренней речи, обдумыванию фраз, установление пауз во время речи.
Основные методики коррекции заикания
В 40-е годы ХХ века логопед-дефектолог Н.А. Власова предложила методику коррекции заикания на основе усложнения речевого материала или постепенного усложнения типов речи. Сначала заикающийся использует только сопряженную речь (совместно с педагогом), затем отраженную речь (самостоятельно), затем ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, потом самостоятельное описание картинки, далее диалогическую речь в игровых речевых ситуациях, в завершении работы – самостоятельную монологическую речь в различных ситуациях. Цель этой методики формирование речи от ситуативной с опорой на событие до контекстной, самостоятельной, без заикания.
Многие исследователи в области логопедии считают заикание психологическим нарушением, поэтому некоторые методики направлены на знакомство с эмоциональными проявлениями человека, преодоление психологических барьеров в общении, снятие напряжения и приобретение навыков саморасслабления. К одной из таких методик относится методика нейропсихолога, доктора психологических наук, Т.Г. Визель, которая предложила использовать в работе с заикающимися некоторые психологические приемы:
Упражнения и игры для избавления от заикания
«Этюд»
Больному предлагается молча изобразить эмоцию, например, негаданную радость, разочарование, робость, гнев; или без слов, жестами изобразить ситуацию: игра в снежки, до свидания, охарактеризовать предмет.
Игры на развитие навыков эффективного общения
«Связующая нить» - участники садятся в круг и передают клубок ниток с пожеланиями друг другу. Потом закрывают глаза и создают единое целое, каждый из участников – важная часть этого целого. Также используются такие игры, как «Тропинка», «Копна», «Кочки» и др.
Релаксационные игры
Направлены на расслабление, например, игра с песком, где участники набирают в руки воображаемый песок, сильно сжимают пальцы, удерживают песок, затем постепенно раскрывая пальцы, высыпают песок на колени. Используются и другие подобные игры, такие как «Солнышко и тучки», «Лицо загорает», «Сон на берегу моря».
Активизация внимания к частям своего тела
Используются соответствующие стихи, жесты, например, поздороваться, во время прочтения стихов заикающийся отвлекается от своего дефекта и без запинки заканчивает запланированную фразу в рифму.
Артикуляционное зеркало
Педагог показывает артикуляционные позы, ребенок повторяет за ним как в зеркале.
Игра «Домик»
Ребенок прячется в домике, берет любимую игрушку и по желанию отвечает на вопросы логопеда. Цель игры – снятие логофобии.
Игра «Что звучит»
Цель игры различение неречевых звуков (бубен, дудочка, вода, ложка об ложку) и ориентировка в пространстве: откуда звук? (Справа, слева, далеко, близко).
Библиотерапия
Одной из интересных методик психокоррекции заикания является методика логопеда, психолога Ю.Б. Некрасовой. Это уникальная система основана на логопсихотерапии и отличается от других методик использования библиотерапии – специально выбранного для чтения материала. Ее цель – решение личных проблем больного с помощью направленного чтения. Используются художественные произведения, героем которых является персонаж, попавший в трудную жизненную ситуацию, (например, сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»).
По мнению Ю.Б. Некрасовой, заикание – это социальный дефект. Проблема выражается в таких видах семейной дисгармонии, как отношение к заикающемуся как неполноценному, преувеличение значимости дефекта, провокации роли больного или, наоборот, преуменьшение значимости дефекта, что приводит к тревожности, неуверенности ребенка в себе и тормозит его развитие. Сверхтребовательная форма отношения в семье, и как следствие, оправдание неуспеха и уход в заикание. Вся методика строится на семейном чтении по заданию психотерапевта, а затем на групповых занятиях, целью которых является формирование здоровья личности.
Этапы библиотерапии
1 этап – пропедевтический. Терапия проводится на расстоянии в переписке заикающегося с его семьей не менее полугода. Этот этап диагностический и мотивационно-стимулирующий: необходимо вовлечь значимых для заикающегося членов семьи в процесс библиотерапии. Это может быть мама, брат или жена участника. Пациент и члены его семьи читают и анализируют различные художественные произведения, каждое из которых преследует свою психотерапевтическую цель, делятся впечатлениями, обозначая свои эмоции. Впоследствии заикающийся может стать автором собственного произведения.
2 этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии или директивное групповое воздействие онлайн. Собираются два круга: первый – сами заикающиеся, второй – их родственники. Психотерапевт проводит внушение в бодрствующем состоянии, его цель – эмоциональные и поведенческие изменения заикающихся и их семей.
3 этап – активная групповая, семейная логопсихотерапия. Сюда входят логопедические занятия по формированию навыков новой речи, преодоление психологических комплексов, улучшение произношения, символотерапия, «якорь» во время речи, кинезитерапия (движения во время речи). Проходит с родственниками два месяца, направлена на поиск положительного во всем.
4 этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия. Через полгода после основного курса лечения происходит закрепление оздоравливающих психических состояний.
Библиотерапия имеет хорошие результаты по устранению заикания, опосредовано воздействую на мотивационно-потребностную сферу личности заикающегося. Реализуется в индивидуальных и групповых формах, способствуя самопознанию личности и членов группы. Библиотерапия помимо выполнения коммуникативной функции рождает в человеке веру в себя, осуществляет активную поддержку родственников и возрождает традицию семейного чтения.
Задайте вопрос логопеду. Онлайн. Бесплатно.
Автор Юля Савельева
Читайте также:
Причины, симптомы и формы дизартрии
Отличная статья! Я вылечила от заикания Саню как в фильме КОроль говорит. Мы просто все пели))
Даша, спасибо большое. Вы - молодец, а ваша семья - образец для подражания всех семей. Причины заикания чаще всего психологические, поэтому их и надо лечить в семье, а пение - один из эффективных методов.