Просвещение внедрять с умеренностью,
по возможности избегая кровопролития.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Наверняка многие знают о сложившейся демографической ситуации в стране. Даже если и не знают точных данных, большинство постоянно слышит и видит на экранах телевизоров, в заголовках статей пугающее словосочетание «демографический кризис». Да так часто, что мы уже практически не придаем этому никакого значения. Так ли страшен черт, как его малюют? Если совсем коротко, то да, страшен.
Поколение 90-х
Из-за демографических провалов возникает нехватка трудовых ресурсов, а также снижение уровня репродуктивного потенциала – так замыкается круг. С. Кинг верно заметил в свое время: «Ад – это повторение». Так и есть, сейчас в трудоспособный возраст вступают дети 90-х, а их критически мало. И даже если они очень сильно постараются, у них детей будет так же мало! Понятно, что у каждой медали две стороны: с одной – женщины, которые хотят самореализоваться, получить образование, достигнуть каких-то невиданных карьерных вершин, с другой – мужчины, которые хотят «пожить для себя», и много-много других нюансов.
Страшно подумать, что будет через десятилетие или два. Ученым только и остается высчитывать, к какому году более-менее нормализуется ситуация. Пока это 2030 год. А сейчас у нас, грубо говоря, не хватает 2 млн женщин репродуктивного возраста, а значит, не хватает 2 млн детей! Это ужасно. К сожалению, жителей страны, в большинстве своем, это не интересует, что уж говорить о молодежи? Уткнувшись в свои фейсбуки и инстаграмы, многие не желают взглянуть проблеме в лицо. А от кого все зависит? Риторический вопрос. Почему мы теряем трудовые ресурсы? Здесь нельзя обойтись без цифр.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2013 г. естественный прирост населения впервые за многие годы достиг положительного значения и составил 0,2 (коэффициент естественного прироста – прим. автора), то есть рождаемость превысила смертность. Тем не менее в этом же году в России общее количество смертей по основным классам причин составило около 2 млн человек, среди которых практически 200 тыс. человек умерли от так называемых «внешних причин» (убийства, самоубийства, утопления, отравления и т.д.). Много это или мало? Практически 200 тыс. людей умерли от причин, которые можно было бы предотвратить!
Интересные факты
1. Длительное время концентрация смертей от внешних причин у обоих полов в России приходилась на возрастную группу 20-24 года, однако, начиная с профилей 2003 г., максимум у мужчин смещается на группу 15-19 лет, то есть смертность от внешних причин «омолаживается», тогда как в развитых странах происходит ее оттеснение к старшим возрастам; у женщин максимум в 20-24 года сохраняется.
2. Существует прямая корреляция между «внешними причинами» смерти и употреблением алкоголя (на примере убийств/самоубийств). Кроме того, анализируя данные IHME, можно прийти к выводу, что в возрасте от 20 до 24 лет в России наиболее распространенными причинами смерти являются ДТП, самоубийства, насилие и др., а фактором риска в тех же категориях выступает употребление алкоголя и наркотиков (данные за 2010 г.).
Алкоголизм как проблема современной России
Таким образом, едва достигнув трудоспособного возраста, молодежь наиболее подвержена риску смерти от «внешних причин» под действием психоактивных веществ. Мало того, что эти 200 тысяч смертей могли бы быть предотвращены, они к тому же все напрямую или косвенно связаны с употреблением алкоголя… Неужели эта статистика не ужасает?
Сейчас в России 80% подростков употребляет алкогольные напитки, средний возраст первой «пробы», начала употребления – 14-15 лет. О каком здоровом светлом будущем может идти речь, если дети с 14 лет начинают выпивать?
Проблема подросткового алкоголизма остро стоит не только в нашей стране, но и в западных странах. Тем не менее на сегодняшний день есть множество общедоступных ресурсов, где простые и наглядные графики с диаграммами показывают, насколько сильно мы отстаем от европейских стран по качеству жизни, количеству прожитых лет, насколько быстро мы теряем свои трудовые ресурсы и как сложно нам угнаться за той же самой Финляндией (хотя каждый, наверное, знает, что Финляндия некоторое время назад занимала первые места в рейтинге по потреблению алкоголя среди стран мира – справились же, решили проблему!).
Почему мы не можем решить эту же самую проблему – не совсем понятно. И здесь я не буду биться в догадках о том, кому это может быть выгодно, как связано с вступлением в ЕС и почему на все закрываются глаза… В конце концов, в Интернете чего только не найдешь. Я просто хочу сказать, что эти цифры задели меня до глубины души, и я пишу эту маленькую заметку для того, чтобы кто-нибудь еще увидел их и в следующий раз, перед тем как выпить подумал – а стоит ли? И зачем. Может быть, расскажет друзьям или поможет кому-нибудь из них не оступиться, сделать правильный выбор.
Джон Леннон пел: «…you may say I’m dreamer but I’m not the only one, I hope someday you’ll join us and the world will be as one». Да, может, я и мечтатель, как Джон Леннон, но я не одна, и это радует. Будьте здоровы!
Автор Анастасия Селаври-Коновалова
Читайте также: