18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Медицина – это у них семейное: медики Красноярска рассказали о своих д...

Фото Старейший специалист «скорой» о том, как изменилась служба за 45 лет

Фото Красноярскому медуниверситету – 77 лет!

Фото Помня о прошлом, стремиться в будущее (статья Ж.Ж.Рапопорта)

Фото «Я счастливый человек»: в память об Анатолии Колесниченко

Фото К 45-летию БСМП: Больница с железным характером

Фото Эндокринологической службе Красноярского края – 65 лет!

Фото Воспоминания. Служба в Германии после войны

Фото "Доктор Мельников": вспоминает А. Коновалов и П. Гаврилов

Фото Воспоминания. Встреча с именем В.Ф. Войно-Ясенецким в Германии

Фото "Доктор Мельников": вспоминает друг детства В. Некрасов

Фото Воспоминания. День Победы


Мемуары: ассистенты кафедры детских болезней КрасГМУ

    Комментариев: 0     версия для печати
Мемуары: ассистенты кафедры детских болезней КрасГМУ

Продолжение мемуаров Крутянской Клавдии Семеновны о кафедре детских болезней КрасГМУ.

 

Предыдущая часть          Следующая часть

Перейти к содержанию мемуаров

 

Ассистенты нашей кафедры

Помыкалова Елена Александровна 

Верниковская Инна Павловна

Пилия Светлана Ивановна

Иванова Ефросинья Михайловна 

Кригер Майя Александровна

Титкова Татьяна Александровна

Зиновьева Людмила Ивановна

Петрова Тамара Ефимовна

Мотлох Лидия Николаевна

Сорокоумова Анна Федоровна

Москаленко Леонид Семенович

Можаров Владимир Федорович

Мейнгот Людмила Поликарповна

Каневская Галина Афанасьевна

Педанова Елена Александровна

Макарец Борис Григорьевич

Назарова Светлана Игоревна

Фалалеева Светлана Олеговна

Киселева Наталья Геннадьевна

 

 

1. Помыкалова Елена Александровна 


Елена Александровна Помыкалова родилась 2 июля 1924 г., окончила Воронежский мединститут педиатрический факультет в 1951 г., ассистент кафедры в течение 20 лет (с 1963 г. по 1983 г.), канд. мед. наук с 1971 г., 15 лет была завучем кафедры (1963-1978 гг.), врач высшей категории. К большому сожалению, Елены Александровны давно уже нет с нами.

 

Родилась она в селе Воронежской области в семье учителей. Мама, Анфиса Васильевна, награждена орденом Ленина. После окончания 10 класса Лена вернулась в родное село, начала работать учителем и одновременно готовилась поступать в институт. Осенью 1942 г. Елену Александровну призывают в действующую армию. После коротких курсов радистов Елена Александровна служила в должности армейского радиста до 1946 г. О службе можно судить по письму, которое командир части отправил её матери. В письме он благодарил за воспитание дочери и отмечал её вклад в победу над фашистской Германией.

 

После окончания института Елена Александровна вместе с мужем в 1951 г. приезжает в г. Абакан и начинает работать педиатром в городской больнице, а мужа направляют в село Белый Яр. В то время по всей стране проводились мероприятия по лесозащите. В течение полугода в Белом Яре шла подготовка жилья, лесопунктов, завозилось оборудование, после этого Елена Александровна переезжает к мужу и работает в селе врачом общей практики.

 

В 1953 г. мужа переводят в Абакан в областное управление сельского хозяйства, а Елена Александровна назначается зав. отделением городской больницы. В Абакан из Воронежа приезжает брат Елены Александровны, судьба которого была трагична. Он был тяжело ранен, потерял много крови, долго лежал пока его нашли на поле боя, в результате ему ампутировали обе стопы. Ему трудно было привыкать к протезам, были осложнения. Он был очень способным, с отличием окончил юридический институт, работал в Абакане юрисконсультом.

 

В 1957 г. Николая Егоровича переводят в Красноярск, в сельхозотдел Крайисполкома, а Елена Александровна начинает работать в детском отделении Краевой больницы. Она была очень грамотным педиатром, исключительно добросовестным и пунктуальным врачом.

 

Елена Александровна имела награды: в 1943 г. – знак «Отличный связист», медаль «За победу над Германией», орден Отечественной войны II степени, затем медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», «Маршала Жукова», «60 лет Вооружённых сил СССР», в 1983 г. – «Ветеран труда».

 

Несмотря на большую методическую и педагогическую нагрузку она систематически занималась научной работой и выполнила совершенно оригинальное новаторское исследование, связанное с аллергическим повреждением лейкоцитов при воздействии на них стрептококкового антигена. Реализовав эту идею проф. Ж.Ж.Рапопорта, она успешно защитила кандидатскую диссертацию и стала весьма известной среди ревматологов страны..

 

Вверх          Содержание монографии

 

2. Верниковская Инна Павловна


Инна Павловна Верниковская родилась 24 февраля 1932 г., окончила лечебный факультет КГМИ в 1955 г., затем до 1963 года работала участковым педиатром в Красноярске, в 1963-1965 гг. обучалась в клинической ординатуре на кафедре детских болезней КГМИ, с 1965 по 1969 гг. – старший лаборант кафедры, с 1969 по 1996 гг. ассистент кафедры, канд. мед. наук с 1975 г., завуч кафедры с 1978 по 1996 гг., с 1996 по 2000 гг. – старший лаборант кафедры, врач высшей категории, «Отличник здравоохранения», «Ветеран труда».

 

Инна Павловна первый клинический ординатор у Жана Жозефовича. Своей аккуратностью, улыбчивостью, исполнительностью и добротой прирожденного педиатра она сразу же понравилась коллективу и шефу. Она освоила и провела очень сложные серологические анализы крови у больных с различными степенями активности ревматизма и первой начала работать в кафедральной лаборатории. После ординатуры Инна Павловна 4 года работала на ставке старшего лаборанта и только в 1969 году появилась возможность устроиться на полставки ассистента на нашей кафедре, выполняя объем работы на полную ставку. Такое продвижение по кафедральной «лестнице» прошли многие из нас, не отступали от возможности «задержаться» на кафедре, т.к. работать на ней считалось престижным.

 

Она была замечательным преподавателем и тактичным наставником студентов, врачей и молодых кафедральных кадров на протяжении 27 лет! Несмотря на чрезвычайную нагрузку и всевозможные трудности, она написала кандидатскую диссертацию и прекрасно ее защитила в 1975 году.

 

Жан Жозефович на кафедре не объявлял, что приступил к выполнению докторской диссертации. Но мы сразу на этот счет сообразили, так как все получили различные задания. Самое трудное досталось Инне Павловне – определение титра антигиалуронидазы, антистрептокиназы и антистрептолизина-О, т.е. титр специфических стрептококковых антител. В то время в Красноярске никто таких исследований не проводил при ревматизме у детей. Эти исследования очень трудоемкие и требуют особой аккуратности и педантичности. Инна Павловна задерживалась в лаборатории до 8-9 часов вечера. Она очень много помогала шефу в техническом оформлении диссертации. Обычно все большие организационные и технические дела шефа «проходили» через Инну Павловну. Она продолжительно была профоргом кафедры, сменила Е. А. Помыкалову в 1978 году на посту завуча и оставалась им бессменно в течение 18 лет. Со студентами у неё отношения были по-матерински доброжелательными, так как она сама воспитала в своей семье двух студентов. Дочь Лида окончила наш институт и работает врачом-педиатром. Сын Валерий – доктор минералогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук.

 

После отъезда Жана Жозефовича до 1996 года Инна Павловна продолжала работать ассистентом и завучем кафедры, а потом в течение 4-х лет старшим лаборантом. Какое совпадение – начала работу на кафедре с должности старшего лаборанта в течение 4-х лет и закончила свою кафедральную карьеру в той же должности с таким же сроком в конце XX века. Вероятно, таковы предписания судьбы у хорошего, доброго, душевного человека!

 

Инну Павловну все сотрудники кафедры, кто продолжительно работает, всегда знали и помнят только с самой хорошей стороны, а другой-то у неё в этой жизни, вероятно, и не было! Это очень правдивый и совестливый человек. По мере возможности, несмотря на домашнюю занятость (внук, хозяйство, разные заботы, которых непочатый край) и уже «немолодой возраст», наша дорогая Инна Павловна находит время посетить «родные пенаты» и вспомнить прекрасные времена, проведённые на нашей кафедре.

 

Вверх          Содержание монографии

 

3. Пилия Светлана Ивановна


Светлана Ивановна Пилия окончила лечебный факультет КГМИ в 1961 г., клиническую ординатуру на кафедре детских болезней в 1963 г., с 1963 по 1971 гг. – ассистент кафедры, канд. мед. наук с 1971 г.

 

Жан Жозефович высоко оценил Светлану Ивановну как врача и педагога, и после окончания клинической ординатуры пригласил её на нашу кафедру ассистентом. Внешне она была очень красивая, по характеру мягкая, обаятельная и быстро вошла в наш коллектив. Её очень любили студенты, а мы относились к ней очень тепло.

 

Тема диссертации Светланы Ивановны «Цитохимия эритроцитов при некоторых заболеваниях крови» была исключительно трудной. Для исследований применялись громоздкие, трудоёмкие и сложные методики, которые проводились на базе Института биофизики СО РАН.

 

Светлана Ивановна проработала на кафедре 7 трудных лет: новое направление научной работы, новые методики, набор материала, работа с больными, работа в библиотеке, в том числе и в читальных залах Москвы, потом защита диссертации, усовершенствование по гематологии детского возраста в Ленинграде. Всё это происходило практически без отрыва от основной работы ассистента кафедры: необходимо вести группы студентов, выполнять положенные часы, готовить лекции и практические занятия, писать методические разработки и успеть напечататься в журнале или в сборнике. За этот период ею опубликовано 10 печатных работ.

 

Защита кандидатской диссертации Светланы Ивановны в 1971 году прошла хорошо. Жана Жозефовича на защите не было, так как он был в командировке. Мы же все были довольны её выступлением и выдержкой. После защиты, как всегда, ужинали в хорошем кафе. В своём поздравительном слове я сказала, что Светлана Ивановна прекрасный педагог, хороший специалист и великолепный лектор. Это действительно так и было. Я ещё добавила, что студенты, особенно мальчики, говорят: «Нас она завораживает. Не знаем, слушать лекцию или любоваться преподавателем!».

 

По этому поводу проректор по учебной работе профессор К.В.Орехов сделал нам замечание, так как ассистентам лекции читать не положено. Но Жан Жозефович был другого мнения. Он говорил: «Никто не изучит материал по теме так хорошо, как диссертант. Им изучено много литературы, осмотрено много больных по теме. И каждый специалист пусть читает лекцию по своей теме». Однако первый цикл лекций по всем темам вначале читал профессор Ж.Ж.Рапопорт, так же и проблемные лекции, и практически все лекции студентам.

 

В том же году краевая аттестационная комиссия присвоила Светлане Ивановне высшую категорию по педиатрии. В 1972 году Светлана Ивановна Пилия уехала в Сухуми (Абхазия) на родину своего мужа Вардена Владимировича Пилия, который окончил наш институт и работал ассистентом на кафедре организации здравоохранения. Их сын Сергей Пилия продолжил семейную профессию врача. В начале 80-х годов, находясь на отдыхе в г.Сочи, шеф совместно с супругой по приглашению семьи Пилия гостил у них несколько дней. Они оказали великолепный прием, где сочетались типично кавказские мотивы с семейно-кафедральными традициями. Разнообразная программа включала посещения Нового Афона (и пещер), горных озер, Сухуми, бывшей дачи Сталина и многого другого. И конечно, беседы о прошлом и настоящем, о своеобразии работы среди горных народностей, о напряжении в обществе, о стремлении абхазцев отделиться от Грузии и другие проблемы. Тяжелая болезнь сердца очень рано забрала от нас Светлану.

 

Вверх          Содержание монографии

 

4. Иванова Ефросинья Михайловна 


Иванова Ефросинья Михайловна родилась 3 февраля 1927 г., окончила педиатрический факультет Томского мединститута в 1949 г., в 1963-1974 гг. – ассистент кафедры, врач высшей категории.

 

Врачебный стаж Ефросиньи Михайловны составляет 48 лет (с 1949 по 1997 гг.), из них 35 лет отданы работе в ККБ № 1 и в краевой детской больнице. К нам в детское отделение ККБ № 1 она перешла из 2-го детского объединения Красноярска, так как стремилась попасть в клинику на более сложную работу. В 3-м детском отделении госпитализировались дети с патологией почек, желудочно-кишечного тракта и печени, нервной системы, с болезнями крови и эндокринной системы. Это было одно из сложных отделений краевой больницы, в котором работали наиболее опытные врачи. Жан Жозефович уделял ему много внимания, так как каждый день сюда поступал больной, трудный в диагностическом плане.

 

Ефросинья Михайловна – педиатр широкого профиля. Как и мы, она в те годы много читала, готовила больных к обходу профессора, с глубоким знанием дела докладывала,иногда, если позволяла обстановка, чуть-чуть с элементами народного юмора. Жан Жозефович относился к ней с большим уважением и при организации кафедры пригласил её поработать на полставки ассистентом, а на полную ставку она оставалась врачом отделения. Так она и работала на протяжении 11 лет (1963-1974 гг.).

 

Ефросинья Михайловна была грамотным, хорошим ассистентом, свободно владела всеми новинками в педиатрии. У неё была хорошая библиотека. Однако она тяготела больше к лечебной работе, поэтому в 1974 году стала работать только в своём родном отделении, ездила в районы на плановые и экстренные вызовы к тяжелым больным. В этом отделении Ефросинья Михайловна проработала до самого ухода на пенсию.

 

Вверх          Содержание монографии

 

5. Кригер Майя Александровна 


Кригер Майя Александровна родилась 6 мая 1933 г., окончила лечебный факультет КГМИ в 1957 г., клиническую ординатуру на кафедре детских болезней лечебного факультета КГМИ в 1961 г., ассистент нашей кафедры в течение 20 лет (с 1965 по 1985 гг.).


После окончания КГМИ один год работала в селе Сухобузимо и короткий срок в селе Коммунар терапевтом. Переехав в Красноярск, Майя Александровна выбрала педиатрию, поработав участковым врачом. В сентябре 1959 года поступает в клиническую ординатуру на кафедру детских болезней лечебного факультета (педиатрического факультета тогда еще не было).. Последний год ординатуру проходит в ККБ № 1, в нашем, тогда еще маленьком, детском отделении. Самые сложные больные позволяли научиться многому и стать хорошим врачом. По окончании клинической ординатуры Майя Александровна остается у нас ординатором детского отделения, из неё формировался педиатр. 

 

Однако Майя всегда любила работать преимущественно с инфекционными больными, и как только построили новую инфекционную больницу для детей, переходит в эту больницу. С 1963 года она специализируется по детским инфекциям. С момента открытия нашей кафедры Майя Александровна очень жалела, что ушла в инфекционную больницу. Она просится обратно к Жану Жозефовичу на кафедру, но на кафедре свободных мест не было. За нее ходатайствует Анна Андреевна Кокорина – наш бессменный председатель местного комитета ККБ №1, большой души человек, неоднократно приходит Федор Моисеевич, ее муж, хирург нашей краевой больницы. Непонятно было почему, но Жан Жозефович, долго не давал согласия. Муж Маи Александровны у нас в краевой больнице закончил ординатуру у Александра Михайловича Дыхно. Таким образом, он давно уже с нами работает, и мы с ним были в дружеских отношениях. Ф.М.Кригер уговаривал нас с Марией Семёновной: «Возьмите Маю. Она там, как в ссылке, хочет сюда, в свою клинику». Это не удивительно, так как все кто от нас по какой-то причине уходили, то потом приходили обратно, возвращались на любую должность, лишь бы работать с профессором Ж.Ж.Рапопортом. Так, потом вернулась Людмила Ивановна Зиновьева, Алла Фёдоровна Швецкая, неоднократно просил перевести на нашу кафедру к.м.н.Б.С.Якобсон. Нас не удивляло, что и Майя просится обратно.

 

Мы с Марией Семеновной пытались уговорить шефа, но он молчал. Да, надо сказать, шеф умел подбирать кадры. И если ему мешали или ректор своей волей присылал сотрудника, то хорошего ничего не получалось. Только в марте 1965 года Майя Александровна поступила к нам на кафедру в качестве ассистента-инфекциониста на полную ставку, что тогда было редко, большинство ассистентов в то время по несколько лет работали на полставки.

 

Сейчас, когда все в прошлом, 20 лет – срок кажется не большой. Однако 20 лет быть преподавателем в ВУЗе это очень не легкая задача. Почти ежедневные четырёхчасовые занятия в клинике со студентами или врачами-курсантами и ещё 1-2 лекции в неделю – для женщины это работа большая и утомительная. При этом преподавательская работа на кафедре считалась более лёгкой, чем научный процесс, который в большинстве случаев проводится без отрыва от работы, то есть учебные часы не уменьшаются. Диссертанты работали чаще всего без предоставления творческого отпуска. Иногда образуется перерыв в расписании несколько дней – успевай все сделать. Майю Александровну долго на кафедре звали просто Майя, так как она была моложе нас, всегда выглядела хорошо, модно одевалась. Во все периоды перестроек умела хорошо со вкусом и достаточно дорого одеваться: модные костюмы, шубы, пальто.

 

Майя Александровна вела курс инфекций, поэтому положение на кафедре у неё было несколько особое. Детские инфекции размещались на базе трех городских больниц. Это были не наши базы. Майя Александровна постоянно подстраивалась к кафедре инфекционных болезней. Учебную комнату каждый раз надо было отвоевывать и подготовить, подобрать тематического больного для занятий, для дифференциального диагноза, нести для занятий таблицы. Лаборанта у нее никогда не было. Иногда ей помогали клинические ординаторы. Капельные инфекции были на базе городской детской инфекционной больницы Советского района, кишечные инфекции в больнице № 20 Ленинского района, гепатиты в городской больнице № 1 Центрального района. И так это было на протяжении 20 лет.

 

Кафедра детских инфекций принимала студентов педфака. У нас все инфекции Майя Александровна вела одна, очень редко её подменяли клинические ординаторы (например, В.Н.Тимошенко). На инфекции времени отвадилось мало, 5-7 дней. И всё надо было успеть. При этом обязательно отводилось время на дифтерию. Нужно было показать или разобрать историю болезни больного с менингококковой инфекцией, повторить календарь прививок, а он, как известно, меняется, чуть ли не ежегодно.

 

Майя Александровна выезжала с кафедрой на выездной цикл в Норильск, в 1978 году – в Кызыл. Как и все на кафедре, Майя Александровна училась и в Москве. Много раз была на различных конференциях и декадниках. Сама она на выездных конференциях выступала мало, так как тема её диссертации инфекций не касалась.

 

Завуч, Инна Павловна часто делала замечания, что Майя со студентами на базе до 12 часов, а в клинике потом ее нет. Не всегда ходит на лекции шефа. Все мы, включая самых старших доцентов, все годы, если были свободными, ходили на лекции шефа. Он в течение всего учебного года читал много лекций студентам и на ФУВ. Шеф читал установочные проблемные лекции. При разборе темы начинал с этиологии и патогенеза. Читал эмоционально, очень интересно и практически никогда не повторялся. Мы же, доценты и ассистенты продолжали тему, читали особенности клиники, лечение, реабилитацию. Иногда он читал всю тему, как бы давал основу для наших лекций. Бывали случаи, когда мы продолжали начатую шефом лекцию, а он читал другому курсу или другую тему.

 

Не курируя больных в клинике, не слушая шефа и другие лекции, Майя Александровна постепенно отошла от педиатрии и превратилась в чистого инфекциониста.

 

Случилось так, что в дальнейшем мы стали кафедрой педиатрического факультета. У педиатров все инфекции изучались на кафедре детских инфекций (часов у педиатров много, там своя специализация). У Майи Александровны остались только врачи на циклах, часов не так много.

 

Майя Александровна была соискателем, научная тема её «Свертывающие факторы крови при хронических заболеваниях легких и бронхиальной астме». Собрала материал, практически написала диссертацию. Она считала, что все идет к концу. Диссертация была оформлена очень красивыми таблицами.Но к окончанию диссертации в стране изменилась классификация хронической пневмонии. Изменилась вполне справедливо. Все мы накопили опыт по хронической бронхолегочной патологии. Со временем убедились, что под термином хроническая пневмония скрывается большое количество различных нозологических форм бронхолегочной патологии. Вначале выделялась бронхиальная астма, со всеми вариантами её течения. За тем выделили муковисцидоз, различные аномалии развития бронхов и легких. Диагнозы все уточнялись и уточнялись. Наконец мы убедились, что истинной хронической пневмонии очень мало.

 

В связи с пересмотром классификации диссертацию Майе Александровне надо было переделывать. Но это было не так уж и трудно, так как были обследованы дети, которые лечились в нашем легочном центре и в архиве сохранялись все истории болезни. Классификация бронхиальной астмы по существу не изменилась. Больных с ХНЗЛ было не так уж много, я бралась ей помочь. Прочитали работу, я, как пульмонолог, Алла Фёдоровна, как аллерголог, Вера Георгиевна, как гематолог. Признали работу диссертационной с определенными поправками по классификации ХНЗЛ. Майя Александровна часть работы начала переделывать.

 

Но мне кажется, что даже небольшая переделка ее пугала. По работе она выступила на итоговой институтской конференции и неплохо справилась.Однако по-настоящему над диссертацией она не работала, а профессор всегда говорил, что помогать надо работающему, наука не терпит принуждения, а тем более вялости и безволия. Видимо сказался ее отрыв от клиники.Профессор несколько раз беседовал с М.А.Кригер по поводу ее работы над диссертацией, но дело не двигалось.

 

И вот однажды шеф через Инну Павловну вернул Майе диссертацию и сказал, что сейчас у него времени нет. Это для нас всех был удар, так как диссертантов он оберегал. Материал читал сразу, исправлял, иногда жестко правил, но никто и не думал обижаться. Перерабатывали и шли дальше. В последствии, к вопросу о диссертации Майи Александровны шеф не возвращался.

 

В 1985 году, не достигнув 55 лет, Майя Александровна от нас уходит. ЕЕ дочь закончила аспирантуру, сейчас доцент на кафедре психиатрии. Нам, старшим коллегам, было грустно, что Майя за 20 лет не приобрела второй педиатрической специальности. Жан Жозефович буквально заставлял нас овладевать двумя и тремя профессиями, и при том, в совершенстве. Никто не мог вести только одну специальность. Я лично считаю, что Майя в молодости была очень способная, с хорошей памятью, и могла освоить патологию раннего детского возраста. Была бы общим педиатром.

 

Когда я пишу эти строки, Майя, как и все мы, уже постарела. Как не позвонишь, все время она занята с внучкой. Люди меняются с годами, если они углубляются только в быт и перестают следить за своей внешностью и интеллектуальным ростом. Мой вам совет – уходя на пенсию, тщательно следите за собой. Сейчас Федора Моисеевича уже нет. Майя Александровна почти ежедневно подолгу посещала кладбище. Увы, сегодня нет уже и Майи…

 

Вверх          Содержание монографии

 

6. Титкова Татьяна Александровна 


Титкова Татьяна Александровна родилась 1 мая 1946 г., окончила педиатрический факультет КГМИ в 1970 г., клиническую ординатуру в 1973 г. и аспирантуру в 1974 г. на кафедре детских болезней КГМИ, ассистент кафедры с 1974 г., канд. мед. наук с 1987 г., завуч по ФПК, врач высшей категории.


Татьяна Александровна относится к той категории людей, которые говорят о себе мало. Она была всего один год в аспирантуре, оставшийся от предыдущего аспиранта. Ей Жан Жозефович сразу определил тему «Здоровый ребёнок». Это научное направление в 70-80 годы было впервые озвучено в стране, как наиболее актуальное в охране здоровья детей. Её научная работа проходила не в клинике: были длительные командировки в Норильск, Дудинку. Изучалось состояние питания детей в детских дошкольных учреждениях Заполярья, их физическое развитие и уровень физической подготовленности, особенности сердечно-сосудистой системы.

 

В итоге проделанной работы была дана оценка характера адаптации детей к экстремальным условиям Севера, рекомендации по её облегчению у детей, прибывших в Заполярье из регионов страны с более мягким климатом, разработаны таблицы для оценки физического развития детей. Защита кандидатской диссертации прошла успешно в I МГМИ им. Сеченова в Москве в 1986 году. На нее шеф возложил ответственную роль координатора в работе многочисленной группы врачей и научных сотрудников, привлеченных профессором Ж.Ж.Рапопортом к изучению здоровья детей, начавших обучение в школе с 6 лет. Эта крайне ценная работа имела большой резонанс в стране, т.к. были получены важные результаты, представленные на крупнейших научных форумах, в Академии Медицинских наук, в Минздраве России и в Министерстве Просвещения России.

 

Татьяна Александровна спокойная, голоса не повышает, всегда улыбается, со студентами ровная. Я попадала дважды в довольно серьёзные ситуации, в которых Татьяна Александровна проявляла твёрдость характера, и у меня сложилось мнение о непоколебимости её. Привожу два примера.

 

Первый – дело был в Норильске в 1985 году, выездной цикл ФУВ с совершенно новым составом ассистентов. Шеф и А.Ф. Швецкая еще не приехали. Ефим Исаакович и Александра Иосифовна уже не работают, Мария Семёновна после операции. Приняли нас настороженно. За Татьянины темы я волновалась, не знала, как примут её врачи города Норильска, до этого у неё на занятиях никогда не была. Спрашиваю: «Танечка, как Вы думаете, наш цикл пройдет хорошо?». Она меня очень уверенно успокоила: «Клавдия Семёновна, вот увидите, о нас будут хорошо отзываться». В этом я убедилась, как только ко мне пришла от неё группа врачей. Они были в восторге, говорили, что никогда столько не слышали о здоровом ребенке, о режимах, о питании в детских садах и были очень довольны. Подготовленная при её участии конференция «Обучение детей шестилетнего возраста по школьной программе», прошла с большим успехом.

 

Второй пример. Мы переезжали в новое здание лёгочного центра. Я обхожу комнаты и, обнаружив закрытую дверь, спрашиваю: «А что здесь?». Затем открываю замок своим ключом. Оказывается это склад, в нем дорогие вещи – телевизор, ковры. Ключ подошёл просто случайно. Боже, как я расстроилась и мне ужасно неловко. Тут оказалась Татьяна Александровна и сказала: « Не волнуйтесь, сейчас всё устроится». Успокаивает меня и, убеждая не волноваться, быстро находит коменданта, которому мы всё объяснили. Она была на высоте, от неё исходили благожелательные токи.

 

Татьяна Александровна работала в отделении патологии раннего возраста, но с учётом своего научного направления значительную часть времени проводила в детских дошкольных учреждениях, школах, поликлиниках, где проводила занятия со студентами, субординаторами, врачами. Как только уехал Жан Жозефович, то тема «Здоровый ребенок» на кафедре была закрыта к сожалению. Этому способствовали и времена перестройки в стране, трудности с финансированием на оздоровительные, профилактические мероприятия в ЛПУ, школах, детских дошкольных учреждениях. Татьяне Александровне пришлось заново осваивать патологию старшего возраста и временно отложить использование своих великолепных знаний по здоровому ребенку. Будем надеяться, что это временно.

 

Татьяна Александровна в течение последних десяти лет на кафедре является завучем факультета усовершенствования врачей. Работа, я вам скажу, очень непростая. Занятия с врачами идут параллельно со студенческими группами, а это значит нужно так спланировать расписание, чтобы всем было удобно. Кроме того, ежегодно осуществляются выездные циклы в районы края, а это также дополнительные трудности с расписанием. Немало времени уходит на методическую работу, составление планов и отчетов о проведенных циклах.

 

Мужа Татьяны – Николая Николаевича Титкова, многие из нас знают с детства. Его отец Николай Самойлович Титков проработал много лет у нас в крае в должности врача эпидемиолога, затем заведующим городским, а позднее и краевым управлением здравоохранения. Николай Николаевич, как и его отец, врач эпидемиолог. Как все наши мужья, он предан семье. Когда кафедра переехала в новое помещение больницы, он взял молоток и гвозди и пошёл оформлять Татьяне великолепную классную комнату.

 

Татьяна Александровна одарённый от природы человек – пишет стихи. Герои этих стихов – коллеги по работе, врачи, студенты, знакомые, а иногда это просто какие то моменты своего настроения. Я буду неоднократно использовать их в книге.

 

Я читаю свои стихи,

На дворе хоть весна, хоть вьюга,

Я читаю свои стихи,

Как беседую с близким другом.

Неказисты порой слова,

И не гладко ложатся строчки,

Но закружится голова,

И поставлю я вновь три точки.

Снова мысли мои кружат

В прошлом, будущем, настоящем,

И бумаги листы летят,

Как в осеннем лесу шумящем.

Отчего же пишу тогда,

Никому, не читая это?

Видно недра своей души

На гора выдают поэты.

Что сбылось или не сбылось –

Сердце бьётся тревожным стуком.

Я читаю свои стихи,

Как беседую с близким другом.

Вверх          Содержание монографии

 

7. Зиновьева Людмила Ивановна


Зиновьева Людмила Ивановна родилась 12 сентября 1939 г., окончила педиатрический факультет КГМИ в 1963 г., аспирантуру на кафедре детских болезней КГМИ в 1973 г., затем – ассистент кафедры госпитальной педиатрии КГМИ, с 1982 по 1997 годы – ассистент кафедры детских болезней № 1 КГМИ, канд. мед. наук с 1974 года, врач высшей категории.


По окончании института Людмила Ивановна была направлена педиатром в ККБ № 1. Она работала во всех отделениях, в том числе и в отделении патологии раннего возраста, так как готовилась стать педиатром широкого профиля. В 1965 году прошла специализацию в Москве в Институте педиатрии АМН СССР у Т.С.Соколовой, которая в то время была одна из ведущих аллергологов-педиатров в стране. И с 1965 года Л.И.Зиновьева постоянно совершенствовала свои знания по детской аллергологии.

 

В 1970 году, будучи уже хорошо подготовленным педиатром, и особенно в аллергологии, врачом I квалификационной категории Людмила Ивановна поступает в аспирантуру к Жану Жозефовичу Рапопорту. Её тема – «Функция внешнего дыхания при бронхиальной астме у детей». В Красноярске такая тема изучалась впервые. Людмила Ивановна работала быстро и чётко. В плане было исследование внешнего дыхания у 230 больных. Материал очень большой и показательный.

 

В период работы многократно обсуждались полученные показатели с Жаном Жозефовичем. Он своих взглядов не навязывал и на диссертанта не «давил». Зиновьева укладывалась в отведённое ей время. В течение трёх лет диссертация была уже готова. Автореферат тоже был нормально подготовлен. Шеф не сделал новых серьезных поправок, и сказал: «Печатайте и готовьте к защите». Отношения с профессором Ж.Ж.Рапопортом у Людмилы Ивановны были ровные, спокойные. За весь период аспирантуры ни одного серьезного замечания, только деловые советы. В 1974 году она хорошо защитила свою кандидатскую диссертацию.

 

После защиты Людмилу Ивановну ректор направил работать на кафедру госпитальной педиатрии, которой заведовал К.В.Орехов – главный и постоянный оппонент Ж.Ж.Рапопорта. К.В.Орехов к нашей кафедре был настроен недружелюбно. Уйдя на другую кафедру, у Людмилы Ивановны появилось много неудобств – очень далеко ездить от дома на работу, совсем чужая кафедра, мало научной работы. За 8 лет работы на той кафедре Л.И.Зиновьева сумела подать в печать всего 1 работу. Она продолжала там работать как пульмонолог и аллерголог.

 

В 1982 году происходит реорганизация педиатрического факультета, к которому стала относиться и наша кафедра. И Людмила Ивановна возвращается на свою кафедру. Она стала преподавать пульмонологию, аллергологию на IV курсе и на ФУВе (в поликлинике). В последующем, когда образовалась кафедра поликлиники, то все часы по этому разделу ушли от нас. Создалась серьёзная ситуация: пульмонологов два и аллергологов два. Нужно было изучить еще один предмет. Так как Жан Жозефович всех нас обязывал изучать патологию раннего возраста, то Людмиле Ивановне досталась неонатология. Отчего она сильно разволновалась, плакала из-за того, что Жан Жозефович якобы плохо к ней относится. Но плакать и жаловаться у нас не принято. Поэтому она пошла на занятия к неонатологу, засела за учебники и к новому учебному году начала преподавать неонатологию на V курсе. И очень была довольна, что так повысила свою квалификацию и расширила свой кругозор. А когда появились внуки, то она была на высоте и поражала своей грамотностью по неонатологии.

 

Людмила Ивановна проработала на нашей кафедре 22 года. Она много ездила по районам края, была куратором города Канска. У неё опубликовано 38 печатных работ, в том числе в книге «Бронхиальная астма» (под редакцией Е.С.Брусиловского и Ж.Ж.Рапопорта. Она участница работы проблемной комиссии Минздрава (Москва), межрегионального совещания в Барнауле (1990 г.). Её работы напечатаны в сборниках конгрессов по болезням органов дыхания (Москва, Ленинград). Людмила Ивановна участвовала в работе выездных циклов ФУВ в Норильске, Абакане, Кызыле. После ухода с кафедры, Людмила Ивановна длительное время работала аллергологом на консультативном приёме в поликлинике ККБ № 1.

 

Вверх          Содержание монографии

 

8. Петрова Тамара Ефимовна 


Петрова Тамара Ефимовна окончила педиатрический факультет КГМИ в 1964 г., клиническую ординатуру в 1969 г. на кафедре госпитальной педиатрии КГМИ, аспирантуру в 1975 г. на кафедре детских болезней, старший лаборант кафедры в 1975-1979 гг., ассистент кафедры в 1979-1982 гг., канд. мед. наук с 1975 года, в настоящее время ассистент кафедры детских инфекций КрасГМА.

 

9. Мотлох Лидия Николаевна 


Мотлох Лидия Николаевна родилась 8 сентября 1937 г., окончила с отличием лечебный факультет Хабаровского мединститута в 1961 г., клиническую ординатуру на кафедре факультетской педиатрии КГМИ в 1967 г., затем ассистент на той же кафедре, с 1982 г. – ассистент кафедры детских болезней № 1 КрасГМИ, канд. мед. наук с 1974 г., врач высшей категории, главный внештатный детский нефролог края, «Ветеран труда». Награждена почетной грамотой Минздрава РФ.


Лидия Николаевна в 1961 году после окончания медицинского института приехала работать в Красноярск по месту работы мужа. Жила в Покровке, работала на правом берегу Енисея участковым педиатром. Каждый день переправлялась по понтонному мосту туда и обратно. Поэтому мост через Енисей и первый трамвай по нему восприняла как личный подарок. Затем в связи с рождением сына перешла работать в 3-е детское объединение по месту жительства (в Покровке).

 

Знаний по педиатрии явно не хватало, поэтому, отработав 4 года, поступила в клиническую ординатуру на кафедру факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней. После окончания ординатуры в 1965 году осталась работать ассистентом на той же кафедре. Приоритетными направлениями научной работы на кафедре были гепатология и нефрология. Иван Григорьевич писал докторскую диссертацию по гепатиту и одновременно под его руководством несколько преподавателей, в том числе и Лидия Николаевна, работали над кандидатскими диссертациями. Было трудно совмещать педагогическую работу, методическую, научную и семейные обязанности, но молодость и труд все преодолели. Во время работы над диссертацией у Л.Н.Мотлох родилась дочь.. Но диссертация была закончена и в 1974 году защищена.

 

В 1982 году, в связи с реорганизацией педиатрического факультета, Лидию Николаевну Мотлох пригласил к себе Ж.Ж. Рапопорт на вновь организованную кафедру детских болезней № 1 и поручил вести циклы гастроэнтерологии и нефрологии на 6-м курсе и читать лекции студентам по этим же разделам. При переизбрании на должность Ж.Ж. Рапопорт и сотрудники кафедры высоко оценили уровень практических занятий и лекции, огромный объем методической и научной работы, проделанной ею, как ассистентом.

 

Работая ассистентом, Лидия Николаевна одновременно 14 лет руководила интернатурой в Канском и Ачинском районах, затем была секретарем методической комиссии педиатрического факультета и секретарем проблемной комиссии по защите кандидатских диссертаций. Была участником международных конгрессов и всесоюзных конференций в Москве и Санкт-Петербурге по нефрологии, в Нижнем Новгороде по гастроэнтерологии, выступала с сообщениями и докладами.

 

Лидией Николаевной написано 58 научных работ, методические пособия для врачей и студентов по геморрагическому диатезу, по ДВС-синдрому, по описторхозу у детей. Итак, Л.Н.Мотлох проработала на педиатрическом факультете с 1965 года.Она считает, что ей очень повезло, так как она работала с такими выдающимися учеными, как И.Г. Шиленок, Ж.Ж. Рапопорт, Ю.Е. Малаховский и продолжателем их дела профессором Т.Е. Таранушенко. Не каждый врач может этим похвастаться. Но меняется наука и идет вперед, вместе с ней идем и мы. Жизнь продолжается.

 

Вверх          Содержание монографии

 

10. Сорокоумова Анна Федоровна 


Сорокоумова Анна Федоровна окончила педиатрический факультет КрасГМИ в 1981 г., клиническую ординатуру на кафедре детских болезней №1 КрасГМИ в 1989 г., аспирантуру на той же кафедре в 1992 г., ассистент кафедры с 1992 по 1999 гг., канд. мед. наук с 1992 г., завуч кафедры в 1997-1998 гг., врач высшей категории.

 

11. Москаленко Леонид Семенович 


Москаленко Леонид Семенович окончил педиатрический факультет КГМИ в 1964 г., затем до 1969 года – зав. отделением патологии детей раннего возраста, с 1969 по 1972 гг. – аспирант кафедры детских болезней лечебного факультета КГМИ, канд. мед. наук с 1975 г., ассистент с 1982 по 1986гг., затем работал зам. главного врача ККБ № 1., зам. зав. крайздравотдела по детству и родовспоможению г. Сейчас он работает преподавателем в медицинском колледже.

 

Вверх          Содержание монографии

 

12. Можаров Владимир Федорович


Можаров Владимир Федорович окончил педиатрический факультет КГМИ, аспирант кафедры детских болезней лечебного факультета КГМИ., канд. мед. наук с 1975 г., ассистент кафедры с 1970 по 1985 гг., с 2002 года – доктор медицинских наук, в настоящее время – заведующий лабораторией проблем общественного здоровья населения Красноярского края Научного центра клинической и экспериментальной медицины сибирского отделения РАМН.

 

13. Мейнгот Людмила Поликарповна


Мейнгот Людмила Поликарповна канд. мед. наук, ассистент кафедры педиатрии № 1 КрасГМИ с 1985 по 1987 гг.

 

Вверх          Содержание монографии

 

14. Каневская Галина Афанасьевна


Каневская Галина Афанасьевна окончила педиатрический факультет КГМИ в 1970 г., с 1970 по 1976 гг. – врач I детского отделения ККБ № 1, зам. главного врача ККБ № 1 по детству, ассистент кафедры педиатрии № 1 с1985 по1989 гг., зам. главного врача краевой детской больницы с 1991 по 1997 гг. и одновременно врач отделения патологии раннего детского возраста КДБ, с 1997 по 2002 гг. – главный педиатр Управления здравоохранения Администрации Красноярского края, с 2002 г. – зав. отделением практического обучения и преподаватель кафедры «Вопросы организации здравоохранения» краевого медицинского колледжа, врач высшей категории.

 

15. Педанова Елена Александровна


Педанова Елена Александровна родилась 4 мая 1949 г., окончила Кемеровский мединститут в 1972 г., клиническую ординатуру в Томском мединституте в 1977 г., аспирантуру в Новокузнецком ГИДУВе в 1986 г., ассистент кафедры педиатрии № 1 Новокузнецкого ГИДУВа с 1986 по 1993 гг., ассистент кафедры детских болезней № 1 КрасГМА с 1993 г., канд. мед. наук с 1986 г., врач высшей категории.

 

16. Макарец Борис Григорьевич


Макарец Борис Григорьевич родился 3 августа 1957 г., окончил педиатрический факультет Томского мединститута в 1982 г., клиническую ординатуру в 1988 г. и аспирантуру в 1991 г. на кафедре педиатрии № 1 Новокузнецкого ГИДУВа, ассистент кафедры детских болезней № 1 КрасГМА с 1996 г., канд. мед. наук с 1992 г., врач высшей категории.

 

Вверх          Содержание монографии

 

17. Назарова Светлана Игоревна


Назарова Светлана Игоревна – ассистент кафедры детских болезней № 1 КрасГМА с 2000 по 2002 гг.

 

18. Фалалеева Светлана Олеговна


Фалалеева Светлана Олеговна родилась 27 сентября 1972 г., окончила с отличием педиатрический факультет КрасГМА в 1995 г., клиническую ординатуру на кафедре детских болезней № 1 КрасГМА в 1997 г., аспирантуру на той же кафедре в 2001 году, канд. мед. наук с 2001 г., ассистент кафедры с 2001 г.

 

19. Киселева Наталья Геннадьевна


Киселева Наталья Геннадьевна родилась 11 марта 1975 г., окончила педиатрический факультет КрасГМА в 1998 г., клиническую интернатуру в 1999 г. и клиническую ординатуру на кафедре детских болезней № 1 в 2001 г., ассистент кафедры с 2002 г., канд. мед. наук с 2002 г.

 

Предыдущая часть          Следующая часть

Перейти к содержанию мемуаров







Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх